Мы также занимались исследованием влияния семьи-воспитательницы на потомство. В качестве исходного материала выбрали пчелиные семьи башкирской и серой горной грузинской пород. Работа проводилась на пасеке учхоза Юматовского сельскохозяйственного техникума.
Местные пчелы были завезены на пасеку учхоза из Бурзянского района (горно-лесная зона) в 1954 году. По имеющимся в литературе данным, между бурзянскими бортевыми и степными пчелами Башкирии значительной разницы в экстерьере нет. Однако бурзянские пчелы отличаются зимостойкостью и выносливостью.
В 1954—1955 годах на пасеке техникума матки-дочери от бурзянок спаривались с местными трутнями. А так как материнские и отцовские семьи происходили из разных мест, пчелы от таких маток обладали до некоторой степени расшатанной наследственностью.
Из кавказских мы выбрали серую горную пчелу с пасеки колхоза им. Мичурина, Адлерского района. Краснодарского края. Хотя здесь лето теплое, но зима в горах довольно суровая, морозы доходят до 20 градусов. В мае иногда бывают туманы, сильные ветры и возвратные холода. Подобранные семьи отличались высокой продуктивностью.
В Башкирию серые горные кавказские пчелы были завезены впервые. Одновременно проводили изучение этих пчел на их родине, в чем большую помощь оказали нам тогда пчеловоды колхоза им. Мичурина.
Местные башкирские и высокогорные кавказские пчелы, исторически сложившиеся в совершенно разных географических и природных условиях, резко различаются своими признаками. Так, башкирские пчелы имеют длину хоботка 6,32 миллиметра, они злобливы. ройливы, хорошо используют сильный взяток, печатка меда у них «сухая». Серые горные кавказские пчелы имеют длину хоботка 6,88 миллиметра, они миро¬любивы, малоройливы, лучше, чем башкирские пчелы, используют слабый взяток, печатка меда у них «мокрая».
Схема опыта сводилась к следующему: в кавказской семье-воспитательнице выращивали маток из личинок местных башкирских пчел. Полученные таким образом неплодные матки, подсаженные в небольшие семьи-нуклеусы с местными пчелами, спаривались с местными трутнями на колхозных пасеках Чишминского района. Башкирской АССР. Личинок от этих маток опять давали на воспитание кавказской семье.
Таким образом поступали с четырьмя поколениями маток. В результате мы получили башкирских маток, спарившихся с башкирскими трутнями, но воспитывавшихся в течение четырех поколений в семьях серых горных кавказских пчел. В дальнейшем для удобства этих маток будем обозначать таким образом: Бк-1, Бк-2, Бк-3, Бк-4 и т. д., то есть матка башкирская (Б), воспитанная в кавказской семье (к) в течение одного, двух, трех, четырех поколений.
Мы не случайно выбрали в качестве воспитательницы семью кавказских пчел. Безусловно, семья-воспитательница из башкирских пчел в местных условиях оказывала бы более сильное влияние на расплод кавказских пчел, но тогда нам пришлось бы столкнуться с некоторыми трудностями, а именно:
во-первых, было бы не ясно, какой из двух факторов оказывал более сильное воздействие на личинок кавказских пчел — местные, башкирские пчелы, или местные условия природы, иные чем на Кавказе;
во-вторых, неплодных маток, кавказских по происхождению, пришлось бы спаривать с кавказскими трутнями. Но эта задача при отсутствии в Башкирии изолированных случных пунктов и оборудования для искусственного осеменения маток трудно выполнима.
Работа по выводу маток началась в июне 1958 года. В качестве воспитательницы служила одна из лучших семей кавказской группы. К этому времени она, находясь в улье-лежаке, имела 21 улочку пчел, 10 рамок с расплодом, 13 килограммов меда, 4 рамки с пергой.
Материнская семья была выделена из племенной группы местных пчел. На маточное воспитание давали трехдневные яйца без переноса. У семьи-воспитательницы отбирали матку и рамки, полностью занятые открытым расплодом, за час до дачи яиц на воспитание. Учитывая отсутствие взятка, семье-воспитательнице ежедневно давали по 500 граммов жидкого сахарного сиропа, а также медо-перговую подкормку.
Таким образом, к концу сезона 1959 года мы получили группу из 16 семей башкирских пчел, матки которых в течение четырех поколений воспитывались серыми высокогорными кавказскими пчелами. Эти семьи находились на пасеках учхоза техникума и колхозов имени Чапаева и «Родина», Чишминского района. Семьи пчел этого происхождения на указанных пасеках составили опытную группу.
Контролем служили местные и кавказские семьи. Матки для местных семей воспитывались на пасеке учхоза техникума и колхоза имени Чапаева в таких же условиях, как и для опытных.
В 1960 году количество семей пчел с матками опытной группы было доведено до 30. Путем наблюдений, учета продуктивности и обработки взятых проб (по 50 штук пчел от каждой группы) нам удалось установить следующие изменения в потомстве маток, местных по происхождению, но четырехкратно воспитанных в кавказских семьях.
Под влиянием пчел-кормилиц серой горной кавказской породы произошло изменение длины хоботка в сторону семьи-воспитательницы. Например, средняя длина хоботка у местных пчел — 6,32 миллиметра, у кавказских — 6,88, а у пчел от маток Бк-4 — 6,5 миллиметра.
Наблюдалось постепенное из поколения в поколение изменение данного признака в сторону воспитательницы, уменьшение количества пчел с коротким хоботком и рост числа пчел с длинным хоботком (рис. 1).
Нет комментариев