Второго июня мороз повторился. Вновь замерзла вода. Погибли высокорослые зонтичные растения. С утра дул холодный северный ветер, а к 14 ч дня потеплело (16—18°С) — и началось неуправляемое роение всех семей. Воздух стал черным от огромной массы летающих пчел, они были очень злобивыми, замерзали в тени, тонули в воде ручья. На пасеке стоял гул, слышимый от нее за сто метров. Пчелы заходили в заранее подвешенные на ограде пасеки ульи без крыш с 2—4 сотовыми рамками и пустыми рамками, сверху прикрытыми старыми холстиками. Часть роев зашла в пустые ульи, стоящие на кольях. Для их поимки использовали приманочные средства: апимил, апирой и котовник. В результате посажено в ульи полтора десятка свалочных роев массой от 4 до 8 кг.
После первой волны роения прижилось 11 роев; число вышедших и неприжившихся мы не учитывали. Гнезда роев в день посадки не формировали, выдерживали их на пустых сотах более трех дней. В последующие дни (3—4 июня) стояла ненастная погода, утром 5 июня температура воздуха была 5°С, дул ураганный ветер, однако с 11 ч утра началась вторая волна роения. Снова «роевая горячка» охватила все семьи.
Пчелы из-за ветра не могли подняться даже до высоты пасечного забора. Рои садились на территорию пасеки, траву, ульи, ограду и постройки. С большим трудом удалось заставить зайти в ульи с сотовыми рамками 9 роев, из них прижилось только 7. Много пчел просто возвратилось в свои семьи. Такая же картина происходила на пасеках других пчеловодов, роение приняло характер стихийного бедствия. Утром 7 июня – снова заморозки (—3°С), все покрылось инеем, мерзлая трава хрустела под ногами. К обеду потеплело — и началась третья волна роения. В тот день было посажено и прижилось 8 роев. Часть из них свалочные. В следующие два дня – туманы, дождь, лета пчел и роения не было.
Утром 10 июня был сильный туман, температура воздуха 8°С, а с 12 ч пошли рои четвертой волны. В этот день посажено и прижилось 9 роев, некоторые из них заняли лежаки на 18—16 рамок. Снова раздавали ранее прижившимся роям медовые рамки из прошлогоднего запаса, сотовые и вощину. На следующий день наступило потепление (24°С). Поймали и посадили еще два роя, комплектовали гнезда роям, вышедшим 2, 5, 7 и 10 июня. С 12 по 17 июня появилось еще несколько поройков и на этом все закончилось. Были и потери в виде 2—3 улетевших роев и нескольких отрутневевших семей.
С потеплением (с середины июня) начался медосбор с белого клевера, эспарцета, дягиля, затем с донника желтого, осота и сорняков. Взяток был продолжительным и довольно сильным. Рои быстро отстроили гнезда и стали заливать их медом. Матки медлили с откладкой яиц. Мы ставили магазинные надставки и вторые корпуса на безрасплодные семьи. Мед сначала шел красноватого цвета, в июле — зеленоватый, в конце июля и августе — светло-желтый. Качество его было очень высоким. Мед откачивали только от сильных роев, преимущественно свалочных. Так, один свалочный рой дал 2,5 35-литровые фляги, другие рои — от 0,5 до 1,5 фляги меда.
Всего откачали более тонны меда. Кроме того, в гнездах оставили по 20—25 кг фуражного меда. От основных, отроившихся семей и небольших роев его не отбирали. Все они к концу августа развились в полноценные семьи и обеспечили себя кормом на зимовку. За сезон 2007 г. семьи отстроили свыше 500 гнездовых рамок, и мы получили 65 кг воска. Практически все прошлогодние матки сменились молодыми. В итоге прирост составил 42 семьи, что в ценовом выражении дает примерно еще одну тонну меда. Следовательно, на зимовалую семью пришлось около 60—65 кг товарного меда, что довольно неплохо.
На наш взгляд, если роение в некоторых случаях неодолимо, то нужно использовать его так, чтобы оно приносило прибыль, а не разоряло пчеловодов. Резкое негативное отношение многих хозяев пасек и специалистов по пчеловодству к роению не всегда оправданно. Ведь имеется и положительный опыт (см.: И.Н.Будник. Пчеловодство. — №8. — 2007).
Надо признать, что сами пчелы, а также методы работы с ними и средства обслуживания пчеловодной отрасли за последние десятилетия сильно изменились. Возникла необходимость в новых взглядах на проблему роения семей. Конечно, его массовое проявление на пасеках недопустимо, но там, где держат 20—30 семей, а таких в стране большинство, пчеловод в состоянии справиться с его отрицательными последствиями. Только тогда ему надо жить на пасеке и не караулить рои, а работать с ними умело и творчески.
М.Г.ХАЦИРЕВИЧ, М.Ф.ХАЦИРЕВИЧ, А.В.КАТАНОВ
Кемеровская обл., г. Прокопьевск
Источник:
https://beejournal.ru/razvedenie-i-soderzhanie-lubitel/4157-esli-roenie-neizbezhno-nado-nauchit-sya-sdelat-ego-bezubytochnym
Комментарии 4