» - познавательно –развлекательная программа в театральном клубе «Кулисы».
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с историей создания сценического костюма.
Каждый спектакль или представление, разыгрываемое на сцене, призвано принести зрителю, в том числе, эстетическое удовольствие от увиденного. Потому так важно облачить действующие персонажи в соответствующие театральные костюмы. Тогда легко будет прочувствовать всю атмосферу спектакля.
Театральный костюм — это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя.
Костюм не ограничивается лишь одеждой. Это еще и грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения). Только в таком комплексе вещей понятие костюма полно.
Костюм способен выразить психологическую характеристику героя, т.е. предать свойства его характера (доброты, скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, кокетства и т. д.) или душевное состояние и настроение. Характер человека всегда отражается на его внешнем виде.
По костюму зритель безошибочно распознает богатых и бедных, военных и интеллигенцию, дворян и мещан. Кроме того, костюм на сцене может изменить фигуру актера, причем не только согласно образу и возрасту, но и моде.
Если костюм неудобен, спадает, рвется, цепляется за реквизит и декорации, сковывает движения, то актер (а вместе с ним и зрители) будет постоянно отвлекаться на него, забывая о линии роли.
Просто иметь хороший костюм для актера недостаточно. С костюмом работают. Его «обживают», «старят», «изнашивают».
Завершение создания костюма-образа остается за актером: как он его обыграет, как вживется в него, как сумеет носить.
Костюм отражает время и место действия. Особенно важно это в бытовых и реалистичных спектаклях.
Если костюмы точно соответствуют эпохе или прекрасно стилизованы под нее, зритель с большим доверием отнесется к тому, что происходит на сцене. Костюм, как и декорации, зависит от стиля спектакля.
И иногда костюм может стать самостоятельным символом, когда зритель воспринимает его уже не просто как одежду героя, а считывает идею режиссера, метафору, заложенную в костюме.
История возникновения сценического костюма восходит к первобытному обществу. В играх и обрядах, которыми древний человек откликался на различные события своей жизни, большое значение имели причёска, грим-раскраска, ритуальные костюмы; в них первобытные люди вкладывали много выдумки и своеобразного вкуса. Иногда эти костюмы были фантастическими, в иных случаях напоминали животных, птиц и зверей.
Сценические образы пытались создавать еще в глубокой древности, экспериментируя с подручными материалами.
Еще в Древнем Китае и Японии можно было наблюдать лицедеев в специфических одеждах, особенно на праздничных или обрядовых представлениях.
В Индии в давние времена уличные танцовщицы для привлечения внимания также облачались в необычные яркие сари. А с появлением искусства росписи натуральными красителями сари стали не однотонными, а узорчатыми.
Именно «театральным» можно назвать костюм, появившийся в Античной Греции.
Сценический костюм в Древней Греции повторял в основном бытовой костюм древних греков, но в него были внесены различные условные детали, помогавшие зрителю не только понять, но и лучше увидеть, что происходит на сцене. Каждый костюм имел особый цвет (например, костюм царя – пурпурный или шафранно-жёлтый), актёры носили маски, хорошо видные издали (театральные сооружения были огромных размеров), и обувь на высоких подставках-котурнах. Использовались гротескные маски, грим, а особый цвет одеяния персонажей указывал на статус или профессию героя представления.
Затем европейский театр стал развиваться в эпоху феодализма, когда представления, т.н. «мистерии» давали бродячие артисты – гистрионы. Облик персонажей отличался нарядностью и богатыми элементами украшательства.
Для эпохи Возрождения с ее комедиями дель-арте характерна гротескность. С помощью предметов одежды, причесок и париков, головных уборов обуви, масок и грима создавались остроумные образы, подчеркивались присущие черты для конкретных персонажей, которые высмеивались или восхищали зрителя (вычурные перья на шляпах, цветастые панталоны).
Костюмы становились все разнообразнее, зачастую передавая дух исторической эпохи, современных одежд, освобождаясь от излишней стилизации.
В театре работает,
Одежду бережёт,
Он гладит и штопает,
Блёстки крепит, шьёт.
Актёру примеряет
Пиджак, например,
Его профессия … (Костюмер)
В процессе создания костюма участвует костюмер. Он присутствует на примерках, а при необходимости во время спектакля, находясь за кулисами может починить костюм, если он порвался.
Пошив сценических нарядов – это достаточно сложный и творческий вид деятельности. Необходимо правильно подобрать материалы, фурнитуру, создавать вышивку и аппликацию при необходимости.
Театральный костюм должен отвечать следующим требованиям:
- Воплощать с точностью эпоху, учитывая исторические, этнографические, национальные особенности произведения и героев.
- Соответствовать режиссерскому замыслу, чтобы выразить суть характера персонажа.
- Придавать эффектность образу актера в глазах зрителя.
- Хорошо сидеть по фигуре своего обладателя.
- Удобство носки костюма (особенно важно для танцоров, участвующих в постановках).
- Поскольку костюмер подбирает театральный костюм для конкретной роли и конкретного актера, необходимо пошить его по меркам.
«Викторина»
- Как часто называют театральное училище при Государственном академическом Малом театре? (Стружка – Пенёк – Щепка – Фанерка)
(Щепкинское училище – имени Щепкина М.С.)
- Какая театральная премия существует в нашей стране?
(“Золотой болт” - “Гвоздь сезона” - “Театральный винтик” - “Актёрская шпилька”)
(Так назвал свою премию Союз театральных деятелей России. На вид она гвоздь, только хрустальный.)
- Как в 20-х годах называли американскую танцовщицу Айседору Дункан?
(Великая босоножка - Великая туфелька - Великая сандалия - Великий пуант) (Так как она танцевала без обуви.)
-Как называется часть костюма балерины?
(Кипа – Пачка – Стопка – Пучок)
- Как называется самодеятельное шуточно-юмористическое представление?
(Арбузник – Морковник – Капустник – Лимонник)
- Как заканчивается крылатая фраза: “Талантам надо помогать, бездарности …”? (И так при деле - Пробьются сами - Поможет спонсор -И так неплохо)
- Закончите шуточное определение оперы: “Опера – это когда человека убивают, а он ещё …” (Ходит –Поёт- Дышит – Сидит)
«Блиц-турнир»
Что по Станиславскому является продолжением вешалки? (Театр.)
Что закрывает сцену от зрителей? (занавес)
Красочное объявление о спектаклях, концертах. (афиша)
Человек, который подсказывает актёру слова из его речи. (суфлёр)
Как называется первый показ спектакля в театре? (премьера)
Как называется театральная косметика? (грим)
Бурные продолжительные аплодисменты. (овация)
Театральный художник. (декоратор)
Драматическое произведение, предназначенное для театра. (пьеса)
Помещение театра, где хранятся костюмы театральных актёров. (костюмерная)
Как называются изделия, которые только изображают настоящие предметы,
Используемые во время представлений в театре. (бутафория)
Как называется речь одного лица? (монолог)
Как называется перерыв в спектакле? (антракт)
Сколько предупредительных звонков дают перед началом спектакля? (3)
Современный музыкальный спектакль? (мюзикл)
Театральное представление, в котором только танцуют и ничего не говорят. (балет)
Какой вид театра вызывает наибольший восторг у маленьких зрителей? (кукольный)
Актёр и режиссёр, 60 лет руководивший самым большим театром кукол.
(С.В.Образцов)
Театр эстрадных программ. (варьете)
Какие умения требует от артистов жанр водевиля? (петь и танцевать)
Сценка, в которой актёр не произносит ни одного слова, но всё объясняет с помощью жестов. (пантомима)
Самый знаменитый итальянский оперный театр. («Ла Скала»)
Назовите самый крупный театр в Санкт-Петербурге. (Мариинский театр)
Что украшает фасад Большого театра? (4 коня, запряжённых в колесницу бога-покровителя искусства Аполлона)
Кто играл все роли в театрах Древней Греции? (мужчины)
Великая русская балерина. (Галина Уланова)
Как назывались первые профессиональные артисты на Руси? (скоморохи)
Фамилия известного дрессировщика Московского театра кошек. (Куклачёв)
Герой балета П.И.Чайковского, сражавшийся с Мышиным королём. (Щелкунчик)
Грустный кукольный друг Буратино. (Пьеро)
Какую книжку Буратино обменял на билет в кукольный театр? (Азбуку)
Ребята! Наше мероприятие окончено. Надеюсь вам было интересно и познавательно!
Источник: https://otvet.ws/questions/3247074-zagadka-v-teatre-rabotaet-odezhdu-berezhet-sm-chto-eto.html СДК с Краснопартизанского
Подбор материала культорганизатор Джур В.В.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев