Портрет дамы (портрет Любови Бродской). .
Её картины сто лет назад покупал Максим Горький, а Илья Репин называл её любимой ученицей. В начале XX века она жила и работала в Париже, где в то же время творили её ровесники — Пикассо, Матисс, Модильяни. А сейчас впервые в Москве в Музее русского импрессионизма проходит её персональная выставка «Элегантный век», которая поразила даже искусствоведов. Вот только одна из рецензий: «Когда я увидела картины Киселёвой, первое впечатление было бескрайнее изумление, что живопись такого качества мне совершенно неизвестна. Я искусствовед, окончила Санкт-Петербургский университет. И вдруг столкнулась лицом к лицу с автором, о котором никогда не слышала».
Елена Киселёва родилась в Воронеже, но судьба её сложилась так, что не только в нашем городе, но и в нашей стране её имя было надолго забыто. Её успех в живописи сменился забвением после Октябрьской революции. В 1920 году Елена вместе с семьёй вынуждена была эмигрировать в Сербию. После этого несколько десятков лет в России о её судьбе практически ничего не было известно. И только благодаря усилиям сотрудницы воронежского музея имени Крамского имя и работы Киселёвой вернулись в Россию.
Мастерская у Киселёвой была лучше, чем у Пикассо
Рисовать Елена училась в воронежской рисовальной школе. В 1898 году поступила в Императорскую Академию художеств в Петербурге и попала в мастерскую Ильи Репина. Художник тепло отзывался о Киселёвой. Надежды мэтра Елена Андреевна оправдала. Благодаря дипломной картине «Невесты. Троицын день» Киселёва получила право продолжить учёбу в Париже за счёт академии. Это был первый случай, когда такой оценки удостоилась женщина-художник. В Париже она бывала трижды — в 1910, 1911 и 1913 годах.
— У Елены Андреевны была зажиточная семья, отец — известный учёный, математик Андрей Киселёв, — рассказывает заведующая экспозиционным отделом музея им. Крамского Ольга РЯБЧИКОВА. — Отец смог купить для неё хорошую мастерскую в Париже, что многим художникам было не по карману (Пикассо, например, в то же время снимал мастерскую в старом здании без электричества. — «Ё!»).
После возвращения на родину карьера художницы бурно развивалась. А вот её личная жизнь складывалась не так удачно.
После смерти сына художница перестала рисовать
Её первым мужем был сын председателя Воронежского городского суда Николай Чёрный-Перевертанный. Как писал о нём в своих дневниках Корней Чуковский, который был знаком с Еленой, «красавец, с удивительным пробором, живущий на средства своей жены, — человек самовлюблённый, неинтересный, тупой, но как будто добродушный». Брак был неудачным и продлился всего три года, с 1905 по 1908 год.
В 1917 году она вышла замуж второй раз — за профессора математики Антона Билимовича. За полгода до Октябрьской революции у них родился сын Арсений. А в 1920 году Елена вместе с семьёй эмигрировала в Сербию.
Судьба единственного сына художницы была трагична. В 1942 году Арсений попал в немецкий концлагерь. В 1944 году он вернулся оттуда и вскоре умер. Это событие так потрясло Киселёву, что она, написав «Портрет сына на смертном одре», навсегда бросила живопись.
Нашлась 40 лет спустя…
На родине долгое время не знали, где живёт Елена Киселёва. В воронежском музее была всего одна работа художницы — портрет «Маруся», который в дар передала из Ленинграда мать художницы Мария Киселёва в 1929 году. Картина была написана в 1913 году в Париже, и Елена Киселёва считала её своей лучшей работой.
О том, куда «исчезла» художница, в Воронеже узнали только в середине 60-х. Еленой Андреевной заинтересовалась искусствовед музея имени Крамского Маргарита Лунёва. В архивных материалах в Ленинграде ей удалось обнаружить письмо Киселёвой к Репину, написанное в 1921 году, с сербским штампом. Через музейных работников в Белграде Лунёва разыскала и саму художницу. Между ними завязалась переписка, которая длилась семь лет — до последних дней жизни Елены Киселёвой.
В своих письмах художница часто делилась воспоминаниями о Воронеже и была очень рада, что в её родном городе к ней проявили интерес. В Воронеже Елена Андреевна жила на Садовой улице (сейчас Карла Маркса). Художница вспоминала: «…улица была такая красивая, вся в садах, в зелени и чистая — тротуары были посыпаны таким приятным жёлтым песком…», «Помню нашу Садовую, помню театр, Дворянскую улицу, каток (в городском саду), где мой отец устраивал когда-то электрическое освещение, а я раскатывала на коньках со своими поклонниками-гимназистами. И базар, куда я бежала после катка, чтобы купить калёных орехов».
В 60-х годах художница решила передать свои картины и рисунки в Воронеж. Сейчас в музее Крамского хранится 42 её работы.
В 1969 году в воронежском музее открылась первая персональная выставка работ Киселёвой. Выставка была приурочена к 90-летию художницы. В письме она писала, что для неё это стало большим подарком. Через пять лет, в июле 1974 года, Елены Киселёвой не стало. Ей было 96 лет. Художница была кремирована, её останки захоронены на Новом кладбище в Белграде.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев