Местные жители называют их «генеральскими», поскольку хозяином был генерал-майор В.Токайшвили. Последний с женой арендовал земли в имении Григорьевка между одноименным селом (нынешнее Разино) и Липовой балкой (где находится Федоровка). Примечательно, что сама Федоровка к генеральскому руднику не имеет никакого отношения. Ориентировочно в 1906 году начались работы по закладке «генеральского» рудника, а в 1909 году Григориевский рудник генерал-майора В.Токайшвили уже дал первый уголь. Генеральская шахта, которая находилась в 16 верстах от станции Гришино, была первой из возникших здесь, возможно - наибольшей. До 1918 года здесь работали шахты других мелких собственников, список только известных фамилий превышает 10 наименований.
Максимальная производительность составляла 6,5 тыс. т, из них до 1,5 тыс. т доставляли гужом на станцию Гришино, остальное распродавали на месте. Хотя при благоприятных условиях, здесь и окружающих крестьянских шахтах могли добывать до 100 тыс. т угля в год. В течение первого полугодия 1910 года на руднике было добыто 120 тыс. пудов угля, за календарный год - 163 тыс. пудов (1 пуд - 16,4 кг). В 1911 году рудник выдал всего лишь 96 тыс. пудов угля, в первом полугодии 1912 года - 200 тыс. пудов, а за аналогичный период 1913 года - только 130 тыс. пудов (причем, за год добыча составила 150 тыс. пудов).
Добывающая способность рудника в 1911 году оценивалась в 2 млн. пудов (предполагалось открыть 3 шахты с суммарной производительностью до 2 млн. пудов), в 1912-1913 годах - только в 1 млн. пудов. В связи с нестабильной угледобычей в районе Григорьевки, владелец рудника до 1918 года неоднократно менялся. С 1914 года рудник принадлежал Алексеевскому горнопромышленному товариществу (по фамилии хозяина - В.Алексеева), с 1915 года - собственно, В.Алексееву, с 1917 года - акционерному обществу «Григорьевка-Гришино». Сам генерал В.Токайшвили входил в число акционеров и владел контрольным (без 1 акции) пакетом акций. В 1914 году на 1 действующей шахте данного рудника (22 работника) было добыто 30 тыс. пудов угля при добывающей способности 700 тыс. пудов. В 1915 году здесь было добыто 250 тыс. пудов угля при добывающей способности в 2 млн. пудов в год. Причем, в 1915 году здесь планировали добыть за 1916 год 840 тыс. пудов угля. В 1916 году добывающую способность рудника установили в 2 млн. пудов в год, при этом уже в отчетном году надеялись добыть 150 тыс. пудов угля. Статистика добычи угля на шахте в 1916-1918 годах отсутствует, но скорее всего реальная угледобыча была намного ниже плановой. Управляющими на руднике был С.Богарников, затем - Л.Рабинович.
Не позднее 1913 года с рудником были заложены мелкие шахты крестьян, предпринимателей и т.п. В 1915-1918 годах здесь работали шахты Веркена, Давыдова, Изуса, Шинявского, Шульмана, Евтухова, Шпунтовича, Мовергозе, Каминских, Рыбкина, Пеняева, Исаакиевский рудник Астермана. Практически все они вошли в состав рудника акционерного общества каменноугольных копей «Григорьевка-Гришино». В 1920 году, в связи с изменением общественно-политического строя, национализированный Григорьево-Гришинский рудник оказался в ведении Северного (Гришинского) куста Донугля, а затем был передан на баланс совхоза «Горняк-2» (с 1963 года - «Добропольский»).
На руднике добывали уголь марки Т, не востребованный широко на рынке. К весне 1918 года крупнейшие шахты (Токайшвили, Алексеева и др.) отработали запасы месторождения на верхних горизонтах, и требовалась реконструкция рудника. Кроме того, для привлечения рабочей силы, потребовалось капитальное строительство жилья. Обсуждалась возможность строительства 2 новых шахт глубиной 53 м каждая с механизированной (бесконечной) откаткой грузов на уклонах и бремсбергах (бремсберги новых шахт предполагалось сбить с уклонами старых). Предполагалось строительство 2 казарм, 2 домов, конторы и материального склада. Рудник, по состоянию на весны 1918 года представлял из себя шахты Давыдова, Шульмана, № 1-2 и тому подобное; 350 тыс. пудов угля, скопившегося на промплощадке; устаревшего дома Мовергозе для служащих (рабочие проживали в соседних селах и хуторах); конторы, лавки, амбулатории и небольшого склада в здании Шинявского.
По совету члена правления общества «Григорьевка-Гришино» А.Касьянова, управляющий рудником Л.Рабинович запланировал открытие новой шахты глубиной 25 саженей с добывающей способностью в 4 млн. пудов в год, которая должна размещаться южнее старой шахты Мовергозе. Предусматривалась сбойка бремсберга новой шахты с уклоном шахты Мовергоза; на уклоне предусматривалось сооружение бесконечной откатки. В случае провала данного проекта, предлагалось открыть новую шахту к северу от рудника Давыдова.
Одним из важнейших вопросов для владельцев рудника было обустройства адекватных подъездных путей, ведь гужевой транспорт был дорогим и малопроизводительным. В 1911 году Совет Съезда горнопромышленников юга России поддержала первое ходатайство о строительстве железнодорожной ветки к руднику - тупиковой Григорьевской подъездной ветви протяженностью 15 верст - для обслуживания шахт Новоэкономического и Григорьевки одной ветвью. Но в 1912 году Донецко-Грушевское общество каменноугольных и антрацитовых шахт заложило на землях Новоэкономического свой рудник, а к 1913 году подвело к нему рудничную узкоколейку. Примыкать Григорьевскому руднику подъездными путями к частной железной дороге не было смысла.
В 1913 году через Совет Съезда прошло ходатайство о строительстве тупиковой ветви на Григорьевку от разъезда Сухецкий (район передвходного светофора станции Родинская со стороны Мерцалово) до межи имения. К конечной станции ветки должны были примыкать грунтовые и рельсовые подъездные пути шахт Григорьевского рудника и мелких арендаторов. Ветвью предусматривалась вывозка угля и хлеба. Министерство путей сообщения в 1913-1914 годах не включило ветку на Григорьевку в проект железной дороги Рутченково - Гришино - Доброполье, и соглашалось построить ветку только при возврате средств на строительство, что не устраивало генерал-майора В.Токайшвили.
В 1916 году проект железнодорожной линии Гришино - Краматорская - Дружковка, составленный незадолго до этого в правлении акционерного общества Токамакскои железной дороги, был скорректирован управлением Екатерининской железной дороги. Новая трасса железной дороги предусматривала примыкания к существующим железных дорог в районе Гришино по разъезду Сухецкий, а также трассировку через Казенноторское (Шахово). Что касается Григорьевского рудника, в нескольких верстах к юго-западу от последнего предполагалось сооружение станции Паровичная, которая обслуживала бы шахты, расположенные на левом склоне Липовой балки. Вопрос об обслуживании шахт на правом склоне Липовой балки, а также со стороны Григорьевки, в 1918 году оставался открытым.
В 1918 году, с учетом открытия в будущем станции Паровичная, был утвержден план строительства рудничной узкоколейки с конной тягой протяженностью около 7 верст от шахт Григорьевского рудника, расположенных на правом склоне Липовой балки, к разъезду Сухецкий, который летом 1918 года предполагалось открыть для приема угля. Подвоз угля по узкоколейке обходился бы руднику в 6-7 копеек за пуд. Для сравнения: доставка угля гужом на станцию Мерцалово (без учета стоимости хранения груза на станции) обходилась бы руднику в 25-30 копеек за пуд, на Сухецкий разъезд - 15-20 копеек за пуд при себестоимости 50-60 копеек за пуд. Предприятия «Монотопа» принимали уголь в мае 1918 года по 1,33-1,6 руб. за пуд. Для транспортировки угля требовалось до 25 вагонеток.
Управляющий потребовал на строительство узкоколейки 150 тыс. руб., На открытие Сухецкого разъезда для приема угля (с учетом непредвиденных расходов) - 20 тыс. руб. Деньги на строительство предполагалось выручить от реализации невостребованного угля, скопившегося на промплощадке рудника. В дальнейшем следовало развивать рудничный поселок и пройти новые шахты. Конечно, к осени 1918 года вопрос строительства рудничной узкоколейки и новой железной дороги, а также новых инфраструктурных объектов на руднике решен не был, а дальше разгорелась война.
Снабжение рудника происходило через станции Гришино и Мерцалово. В 1918 году владельцы рудника, которые были даже не в состоянии рассчитаться с железной дорогой за уже заказанные стройматериалы, не могли приступить к строительству рудничного поселка. Так, в июле 1918 года на проведённом управлением Запорожской (Екатерининской) железной дороги аукционные на торги были выставлены невостребованные грузы и багаж, в том числе - 145 пудов толя кровельного (50 мест) со стартовой ценой 800 руб. Грузоотправителем числились некий Вайнеров, станция Мариуполь, получателем - акционерное общество каменноугольных копей «Григорьевка-Гришино»; груз изначально направлялся на станцию Мерцалово (накладная № 79219). Торги были назначены на 13, 24 и 29 июля.
«Вопрос помещений для служащих и рабочих стоит на руднике чрезвычайно остро. Имеющиеся сооружения все заняты арендаторами, и на скорое освобождение их не приходится рассчитывать. Рабочие живут, главным образом, в соседних деревнях, служащие - в бывшем доме Мовергоза. Дальнейшее пребывание зимой служащих в этом доме немыслимо, так как, во-первых, он очень мал, а во-вторых, в нем зимой очень холодно. Ремонтировать его, все равно, что строить новый. В здании, принадлежавшем Шинянскому, помещается конторка, лавка, амбулатория и небольшой склад. Таким образом, даже если не приступать к проходке новых шахт, а ограничиться уже действующими, все равно нужно строить квартиры, поскольку ни один серьезный служащий не будет жить в существующих помещениях. Особенно много жилых зданий для новых шахт, видимо, пока не придется строить, поскольку многие рабочие будут жить в селах - преимущественно в Григорьевке и Караково; необходимы лишь главным образом помещения для квалифицированных рабочих, как слесарей, кузнецов и т.п., а также для служащих. Намечается следующая строительная программа на лето: если новые шахты не проходят - 1 казарма, 8-квартирный ... и 1 дом в 4 квартиры; если новые шахты проходят - 2 казармы 8-квартирный .., 2 дома по 4 квартиры.., 1 материальный состав и мастерская.., 1 контора... Строить предполагается из бутового камня недействующего карьера на известковом растворе, крыша - железная, поскольку местная черепица дорога и плоха» (Акционерное общество каменноугольных копей «Григорьевка-Гришино» // Государственный архив Донецкой области, фонд № 184, опись № 1, дело № 1, листы 152-153).
Примечательно, что и в документах дореволюционной эпохи, которые проходили по Донецко-Грушевскому обществу каменноугольных и антрацитовых копей, и в документах владельцев Григорьевского рудника, «красной нитью» проходит тема необходимости строительства железной дороги к руднику. Также постоянно сравниваются оба рудника с ударением на то, что Донецко-Грушевское общество имело «поддержку Азиатского банка», и поэтому смогло и построить железную дорогу, и наладить промышленную угледобычу, а генерал этого не смог по финансовым соображениям. Но причины неудач генерала кроются не только в финансовой стороне вопроса и отсутствия железных дорог, и не столько в этом. Главной, на наш взгляд, причиной является ненадежность участка угольного месторождения, которое разрабатывалось в Григорьевке, в плане перспектив угледобычи.
Следует отметить, что и станцию Мерцалово, и Сухецкий разъезд открывали для приема угля, но временно, и в середине 20-х годов ХХ века. Есть информация, например, о соглашении между Екатерининской железной дорогой и «Донуглём» от 15.01.1924 года о вывозе 100 вагонов с углем (вероятно, с Григорьево-Гришинского рудника) с закрытого разъезда Мерцалово. Касательно Сухецкого разъезда, во время строительства железной дороги Гришино - Доброполье там была построена одиночная железнодорожная будка, в которой проживала семья железнодорожников, с хозяйственными сооружениями - в том числе питьевым колодцем. В 1924 году на 10-й версте железнодорожной ветки Гришино - Доброполье - то есть, по Сухецкому разъезду, - была оборудована стрелка «для погрузки угля». Устанавливалось ограничение максимальной скорости движения поездов по стрелке - 10 верст в час. Позже здесь был оборудован нерегулируемый переезд - железную дорогу пересекала грунтовка с Сухецкий колонии (современное село Сухецкое) на хутор Дубровский (южная часть современного города Белицкое). Будка была разрушена в годы Второй Мировой войны, но колодцем «с мягкой водой» жители Сухецкий пользовались еще долго...
Дома Мовергозе и Шинявского разобрали жители села Фёдоровка в начале 20-х годов ХХ века. Из камня были построены несколько частных домов в селе...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев