Последний лепесток с восточной ветви русской эмиграции отлетел 29 марта 2012 года.
Во Франции в госпитале старинного городка Ле-Пюи тихо скончалась лучшая поэтесса «русского Китая» Ларисcа Николаевна Андерсен. Случилось это на 102 году ее удивительной и такой долгой жизни....
Жизнь этой женщины можно сравнить с увлекательнейшим романом, который почти неизвестен нашим современникам.
Её настоящая фамилия Адерсон, но будучи творческой натурой, она взяла себе красивый по звучанию псевдоним, прибавив согласную букву «н» и заменив гласную букву «о» на «е» в действительной фамилии. Что же касается имени, то в метрических книгах церквей начала ХХ в. в правописании имени Лариса значится действительно двойная «с». В итоге получилось красивое имя – Ларисса Николаевна Андерсон, русская поэтесса и танцовщица эмиграции первой волны.
Она родилась в Хабаровске накануне первой мировой войны, в 23-м Восточно-Сибирском полку, расквартированном недалеко от г. Хабаровска, и была третьим ребенком в семье офицера-артиллериста Николая Михайловича Адерсон , но обе ее сестренки с одинаковым именем – Галина, умерли еще в младенчестве.
Мама, Евгения Иосифовна, нарекла малышку Лариссой. Наверное, именно это имя, которое в переводе с греческого означает «чайка», «морская птица», подарило ей такую восторженную, не проходящую любовь к морю.
Ведь море было первой сказкой
И навсегда остался след,
Меня прозвали «водолазкой»,
Когда мне было восемь лет…
А всё начиналось на острове Русском, во Владивостоке, куда Н. М. Адерсена (отца Лариссы) в 1920 году перевели в составе Хабаровского графа Муравьева – Амурского кадетского корпуса. Он преподавал английский язык в младших классах. За плечами у Николая Михайловича была первая мировая война, ранение, плен, служба при штабе Колчака, из рук которого он получил полковничьи погоны.
Потом был Харбин, город, который не случайно именуют «Русской Атлантидой» и который стал центром культуры русского зарубежья в первой половине XX века на севере Китая.
"Мои родители и я приехали в Харбин из Владивостока. Это были двадцатые годы, когда русские в Харбине еще не потеряли своего бодрого и даже задорного настроения..."
"...Старались верить в будущее, а пока не унывать. Даже мода не оставила без внимания этот город. Это было время фокстрота, чарльстона, коротких платьев и короткой стрижки..."
"...Не для меня, конечно. У меня были две толстые косички, и готовилось гимназическое платье с высоким воротничком..."
"...Надо было искать, где жить, где работать. Папа, военный человек, перепробовав все, что он не умел делать, устроился в Управление КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога). И вместо каморок и общежитий мы переехали в маленький домик в большом саду на тенистой Садовой улице, где наконец-то получился некоторый уют." («Из воспоминаний Л.Андерсен)
Живя в Харбине Ларисса начала заниматься танцами, причем брала уроки у бывшей балерины императорского театра Лидии Карловны Дроздовой, довольно старенькой дамы. Уроки проходили на дому, в крохотной комнатке, где помещались не более трёх учениц.
Родители были категорически против увлечения девочки танцами. И однажды разразился дома страшный скандал, после которого танцы пришлось оставить до лучших времен.
Позже, именно танцы дали возможность девушке получить основной заработок, на который можно было элементарно жить. Это произошло после переезда в Шанхай.
И.Осипов «Портрет Лариссы Андерсен».
Шанхай стал для Лариссы Андерсен, как и для и тысяч ее соотечественников второй «эмиграцией». Этот гигантский муравейник на Вампу, в котором жили в то время четыре миллиона человек, многое изменил в ее жизни. Здесь были другие возможности, другой, заграничный ритм жизни, не зря город называли "Парижем Востока".
.Она устроилась на работу в журнал «Прожектор», который вскоре закрылся, и девушка осталась без средств к существованию.
И вот тут спасли танцы..
.Когда же в Харбине появились японцы, «Модерн» перешел в руки других хозяев, большинство участников постановок и дирекция отправились искать удачу в Шанхае.
***
Поэтическая судьба Лариссы Андерсен началась еще во времена отрочества, в Харбине в студии «Молодая Чураевка», которая стала для нее настоящими университетами. В 1926 году с легкой руки поэта Алексея Грызова (псевдоним Ачаир), 30-летнего хорунжия Сибирского казачьего войска, Ларисcа стала писать стихи.
Яблоня
"Лучшие песни мои не спеты,
Лучшие песни мои со мной.
Может быть, тихой ночью это
Бродит и плачет во мне весной?………………………….
Сладким, безумным, предсмертным ядом
Яблони майскую ночь поят.
Знаю я, всем нам, цветущим, надо
Прятать в груди этот страшный яд..."
Лариссе было в то время лет 15. Темные кудри вокруг бледного личика, синие глаза, белое воздушное платье..
Большим поклонником таланта и красоты Лариссы Андерсен в шанхайский период стал Александр Вертинский.
Я… хочу отметить появление «странного» цветка, прекрасного и печального, выросшего в «Прохладном свете просторного одиночества». И еще не затоптанного жизнью». (А.Вертинский)
Даже много лет спустя, вернувшись в Москву из Шанхая, где они познакомились, из последней точки своего долгого эмигрантского путешествия, он нередко цитировал ее стихи в компании друзей, в письмах к жене, Лидии Циргвава, с которой Ларисса тоже была знакома...
Я иду в этой жизни, спокойно толкаясь с другими…
Устаю, опираюсь на чье-то чужое плечо,
Нахожу и теряю какое-то близкое имя…
Вы мой пленник и гость, светло-серая дикая птица,
Вы летели на Север. Я вас подобрал на снегу
С перебитым крылом и слезой на замерзшей реснице.
Я вас поднял, согрел и теперь до весны берегу…
«Если бы Господь Бог не дал Вам Ваших печальных глаз и Вашей Внешности – конечно, я бы никогда в жизни не обратил на Вас такого внимания и не наделал бы столько ошибок, сколько я наделал! – грустно восклицал Вертинский в одном из писем к Лариссе, …Важно, что Вы – печальная девочка с изумительными глазами и руками, с тонкими бедрами и фигурой отрока – пишите такие стихи!»
Они были созвучны по духу, поэзия их близка по тональности и музыкальности. Появились разговоры об их романе, эта легенда преследовала Лариссу Николаевну до самой смерти, хоть она доказывала ее несостоятельность. Возможно, Вертинский и был влюблен в нее, но безответно.
Это ей посвящены строки «Ненужного письма»
Приезжайте. Не бойтесь.
Мы будем друзьями.
Нам обоим пора от любви отдохнуть,
Потому что уже никакими словами,
Никакими слезами ее не вернуть.
Будем плакать, смеяться, ловить мандаринов,
В белой узенькой лодке уйдем за маяк,
На закате, когда будет вечер малинов,
Будем книги читать о далеких краях...
Будем слушать, как плачут фаготы и трубы
В танцевальном оркестре, в большом казино.
А за Ваши печальные, детские губы
Будем пить по ночам золотое вино.
А любовь мы не будем тревожить словами,
Это мертвое пламя уже не раздуть,
Потому что, увы, никакими слезами,
Никакими стихами ее не вернуть.
(А.Вертинский)
Наталья Сарандук (Романова) Портрет А. Вертинского
В 1956 году Ларисса Андерсен покинула Китай. Она вышла замуж за француза Мориса Шеза, представителя крупнейшей судоходной компании, который влюбился в нее с первого взгляда.
Благодаря работе мужа началась волна переездов-путешествий. В Индии Ларисса занималась йогой с учителем Индры Дэви, ее первой наставницы. Ларисса глубоко интересовалась агни-йогой, теософией, сказочным Востоком. В Харбине она познакомилась с Николаем Константиновичем Рерихом, а в Индии познакомилась с его сыном Святославом и его женой. Вела большую переписку с патриархом Кириллом Болгарским.
Она продолжала писать, но с большими «паузами» и главным образом для себя. Наверное, поэтому многие из прежнего круга поэтов посчитали, что она совсем «замолчала». Однажды она призналась:
Я замолчала потому,
Что о себе твердить устала.
Кому же я нужна, кому?
Вот почему я замолчала.
«Писать стихи, когда их некому читать, все равно, что танцевать при пустом зале» – заметила позже Ларисса в разговоре.
Во Франции, где Ларисса осела в родовом поместье Шезов, в крохотном городке Иссанжо, она ездила верхом, преподавала йогу, занималась садом и многочисленными кошками, собаками… Стихи рождались во время прогулок по деревенской дорожке между полями пшеницы французской, на кухне, у плиты, в саду…
В 1946 году вышел сборник «Остров», который по праву считают лебединой песней русского зарубежья в Китае. Позже его назовут «Островом Лариссы».
Мы никого не впустим в нашу жизнь
.Мы даже радость не всегда впускаем.
И дальше горем выжженной межи
К нам не ворвется музыка мирская.
Живем в густой стесненной пустоте
-Наш хрупкий мир наполнен ею туго…
Мы – только я да книги, и затем
–Она, моя подруга.
…Похоронив мужа, Ларисса осталась жить в поместье одна.
В этом старом доме
Так скрипят полы
… В этом старом доме
Так темны углы…
Так шуршит и шепчет
Ночью тишина…
В этом старом доме
Я живу одна.
В 2007 году году (еще при жизни поэтессы) в издательстве «Русский путь» была издана книга стихов, прозы и воспоминаний Лариссы Андерсен «Одна на мосту». Стихотворение «Одна на мосту» появилось после поездки в Россию в 1971 году. Лариса Николаевна сожалела, что эти строки не увидят на Родине. Но судьба распорядилась иначе.Книга все-таки вышла.
На том берегу – хуторок на поляне
И дедушкин тополь пред ним на посту…
Я помню, я вижу сквозь – слезы, в тумане,
Но всё ж я ушла и стою на мосту.
А мост этот шаток, а мост этот зыбок –
От берега деда на берег иной.
Там встретят меня без цветов, без улыбок
И молча ворота захлопнут за мной.
Там дрогнут и хмурятся темные ели,
И, ежась от ветра, мигает звезда…
Там стынут улыбки и стонут метели,
Нет, я не дойду, не дойду никогда!
Я буду стоять, озираясь с тоскою,
На сторону эту, на сторону ту…
Над пастью обрыва с проклятой рекою.
Одна. На мосту.
Лариссин дом во Франции – это стайка березок рядом с всегда распахнутыми воротами (она их сама посадила много лет назад), звонкий бубенец перед входной дверью, просторная гостиная, напоминающая антикварный магазин: китайская, покрытая легким рисунком, лаковая ширма, искусные резные комоды, легкие столики, массивный буфет, бронзовые Будды. На стенах много картин, в основном китайских и вьетнамских художников.
Это было давным-давно,
Мы сидели, пили вино,
Не шумели, не пели, нет
–Угасал предвечерний свет.
И такая цвела весна,
То пьянила и без вина.……………………….
.И, я знаю, никто из нас
Не забыл тот прощальный час,
Что когда-то сгорел до тла…
Так прекрасна печаль была,
Так звенела в ночной тиши,
Так светилась на дне души…
(Ларисса Андерсен).
#РусскиеВоФранции
Спасибо, Вам, за познание исторических биографий и жизни незнакомых мне людей прошлой эпохи. Благодаря Вам, узнала очень много интересного и познавательного. Смотрю на эту КРАСАВИЦУ - как же время меняет внешность, а душа и сердце остаётся неизменными! СПАСИБО!!!
В конце 80-х годов XX века сначала тихо, в узком кругу, а потом и в открытую люди заговорили на тему "не будем проклинать изгнанье". В нашу советскую жизнь ворвалось осознание того явления, как русская эмиграция, связанная с октябрьским переворотом. Вышел даже сборник стихов с этим названием. Таким образом, прорвана была психологическая стена, блокада, выстраиваемая десятилетиями советской власти. То впечатление от стихов я помню до сих пор. И до сих пор, когда касаюсь этой темы, у меня сжимается голова и начинается спазм где-то в позвоночнике, потому что я представляю тот ужас, которому подверглись миллионы русских людей в революцию... И выжили, и сохранили свою высочайшую культуру! ... И вернулись к нам сейчас вот этими воспоминаниями... Чтобы хоть так дотянуться до новых поколений, рожденных уже после, и передать им что-то очень и очень важное.... Спасибо большое за публикацию!
Как неумолимо время. Как необратимо уходит, как песок сквозь пальцы, женская красота. Невозможно смотреть как вянут цветы и как стареют красивые женщины, а красива - каждая. Браво тем немногим, кто достойно и спокойно это принимают, но и почему-то они оооочень долго остаются молодыми, именно в их историях жизни время останавливается и пятится помалу назад. Спасибо Вам, дорогой автор, очень интересно, но печаль какая то в сердце....и не уходит.
You can see events and new things happening in Paris in real time every day. Reality Paris best places Paris top places. Eiffel Tower best View.Thing to do ...
You can see events and new things happening in Paris in real time every day. Reality Paris best places Paris top places. Eiffel Tower best View.Thing to do ...
You can see events and new things happening in Paris in real time every day. paris best places Paris top places. Eiffel Tower best View.Thing to do in Paris...
Комментарии 27
Интересная и очень красивая женщина. Проникновенная музыка.