У нее было два козыря: необычная внешность, какая-то библейская красота и… миллионы, доставшиеся в наследство от отца - потомственного почетного гражданина Харькова Леона Романовича Рубинштейна.
Ида Рубинштейн....Главное, к чему стремилась эта женщина, - не допустить в себя «ни микроба банальности».
Она охотилась на львов в Африке , медведей в Норвегии, разъезжала по Сахаре на верблюдах, покупала яхты, а однажды приобрела и самую модную новинку – аэроплан.
Ида говорила, как необходима ей постоянная смена внешних впечатлений: «иначе я чувствую себя больной».
Морис Равель подарил Иде свое самое знаменитое произведение - «Болеро», Игорь Стравинский написал для нее «Персефону» и «Поцелуй феи», Валентин Серов создал один из самых известных ее портретов - обнаженная Ида с перстнями на пальцах ног.
В.Серов Портрет Иды Рубинштейн
Манерная, с плохой дикцией и абсолютно непластичная, Ида, тем не менее, не оставляла надежду стать драматической актрисой. Ее мечтой была Саломея, по модной тогда пьесе Оскара Уайльда, которую Ида решила ставить на собственные средства.
Для этого она пригласила не больше не меньше, режиссером – Всеволода Мейерхольда, художником –Леона Бакста, а хореографом самого Михаила Фокина. Все трое сильно сомневались в успехе, но деньги были заплачены Идой огромные.
Михаил Фокин буквально с нуля начал учить Иду двигаться.
Вскоре, правда, Святейший синод запретил постановку, назвав ее антицерковной. И тогда Ида Рубинштейн с Михаилом Фокиным решили показать только «Танец семи покрывал», в финале которого, Саломея, сбрасывая семь прозрачных платков, оставалась в одних бусах. Музыку к танцу Ида заказала Александру Глазунову.
Это был триумф. Зал Петербургской консерватории на премьере стонал от восторга.
Покорив столицу, Ида получила от Сергея Дягилева приглашение участвовать в «Русских сезонах» 1909 года. А в Париже неожиданно затмила саму Анну Павлову.
Конечно, во многом это произошло благодаря сценографии. Лев Бакст придумал для Иды эффектный выход: ее выносили на сцену в закрытом саркофаге и доставали, запеленутую в покрывала, как мумию. Затем «мумию» постепенно разворачивали, пока Клеопатра не представала во всем блеске – в голубом парике и великолепном египетском костюме, больше открывающем тело, чем скрывающем. Исключительно декоративная, с прекрасной мимикой и выразительными жестами, Ида с первого момента привлекала к себе основное внимание и не отпускала зрителя до конца.
Самой поразительной была сцена соблазнения: Клеопатра на глазах у зрителей впадала в любовный экстаз, и только в самый кульминационный момент ложе любовников накрывали полупрозрачной тканью. Зал не мог дышать, а затем буквально взвывал от восторга. Леон Бакст потом писал, что «это была не "хорошенькая актриса в откровенном дезабилье", а настоящая чаровница, гибель с собой несущая». Звезда Иды Рубинштейн засияла над Парижем.
Трудно себе представить, как после одного-единственного спектакля, с участием величайших танцовщиков своего времени, можно завоевать такую фантастическую популярность, - но Иде это удалось. Ее имя было на устах у всего Парижа, ее лицо красовалось во всех газетах, на конфетных коробках и рекламных плакатах.
Ида больше никогда не возвращалась в Россию – теперь Париж стал ее настоящим домом. Она купила себе огромный особняк с большим садом, который обставила со свойственной ей тягой к экзотической роскоши. Вход в гостиную был обрамлен тяжелым занавесом с золотыми кистями, стены были задрапированы экзотическими тканями, везде японские статуэтки, африканские маски и древнегреческие бюсты – трофеи из зарубежных поездок. В саду были выложенные голубой мозаикой тропинки и фантастические цветники, в которых гуляли павлины и пантера – говорили, что эта пантера по ночам охраняет спальню хозяйки.
Как это ни странно, но хотя вокруг скандально известной красавицы всегда роились поклонники, она продолжала оставаться одна. У нее не было не только более-менее постоянных любовников, но даже мимолетных связей, которые считались нормой для тогдашней богемы. На все недоуменные вопросы Ида отвечала: «Я не могу идти рядом с кем бы то ни было. Я могу идти только одна».
Популярность Иды стала совершенно недосягаемой, и она решила уйти из дягилевской труппы, начав свою сольную карьеру.
Ей захотелось поставить пьесу какого-нибудь модного драматурга, написанную специально для нее, и сыграть в ней главную роль. Расходы Иду не смущали – средств ей хватало на все. После долгих поисков такая пьеса нашлась: скандально известный писатель и поэт Габриеле д’Аннунцио написал для Иды «Мистерию о мученичестве святого Себастьяна». Музыку к спектаклю написал Клод Дебюсси, декорации создал все тот же преданный Леон Бакст. И снова невероятный успех – который, по свидетельству очевидцев, был во многом вызван тем, что во время действия было совершеннно невозможно понять, какого же пола исполнитель роли Себастьяна.
В 1928 году Ида решилась устроить балетную антрепризу. Было снято помещение парижской Гранд-Опера, наняты танцовщики. От Сергея Дягилева удалось переманить несколько лучших сотрудников: Александра Бенуа, танцовщика Леонида Мясина, балетмейстра Брониславу Нижинскую – сестру знаменитого Вацлава Нижинского, первую женщину-хореографа... Специально для труппы Иды Рубинштейн Игорь Стравинский написал балет «Поцелуй феи». Но главной удачей молодой труппы были балеты на музыку Мориса Равеля – «Вальс» и «Болеро».
«Болеро» прославило и труппу Иды Рубинштейн, и самого Равеля. С горькой иронией он любил говорить: «Я написал всего лишь один шедевр – «Болеро». К сожалению, в нем нет музыки».
Успех антрепризы подвигнул Иду набрать постоянную труппу – из французских и русских танцовщиков. Сергей Дягилев рвал и метал: в Иде он увидел сильную конкурентку. Однако их противостояние длилось недолго: в августе 1929 года Сергей Дягилев скончался в Венеции. Труппа Иды Рубинштейн осталась в Европе ведущей балетной антрепризой. Конечно, того фантастического успеха, какой выпал на долю Иды в начале 1910-х годов, уже не было. Но все же зрители продолжали любить Иду, ее постановки всегда благосклонно принимались и критикой, и публикой. Последний раз Ида вышла на сцену в драматической оратории Онеггера «Жанна д`Арк на костре». Спектакль, воспринятый как антифашистский протест, имел неожиданно шумный успех. Последний в жизни Иды Рубинштейн... Это было в 1935 году. Ей было 52 года.
Когда немецкие войска оккупировали Париж, Иде пришлось бежать: ей, еврейке, оставаться во Франции было чрезвычайно опасно.
С огромным трудом Иде удалось перебраться через Ла-Манш. Она осела в Лондоне.Вместе с Уолтером Гиннессом они открыли госпиталь для раненых, работе которой Ида отдавала все свое время. Пациенты были уверены, что Ида – профессиональный медик, настолько тщательным и эффективным был ее уход.
После освобождения Парижа она вернулась в любимый город, но остаться там не смогла. Ее дом был разрушен, никого из прежних друзей не было... Ида, которая всю свою жизнь была более чем равнодушна к религии, приняла католичество. Ее вера, как вспоминают немногие видевшие ее в то время, была неистовой, но глубокой и искренней. Некоторое время Ида работала переводчиком в ООН – пригодилось ее великолепное знание языков. Вспоминают, что она по-прежнему была невероятно красива: величественная, царственная, она плыла по коридорам, заставляя всех оборачиваться ей вслед...
Поселилась Ида на Французской Ривьере, в городке Ванс, где купила небольшой особняк. Там она и прожила до конца своей жизни – тихо, скромно, практически ни с кем не общаясь.
Умерла Ида Рубинштейн от сердечного приступа 20 сентября 1960 года. Согласно ее завещанию, никакого извещения в прессе о ее кончине не помещали, о времени похорон никому не сообщали. На могиле нет ни имени, ни дат, и только две буквы на могильной плите – I. R. – напоминают, что здесь покоится когда-то великая красавица и балерина Ида Рубинштейн...
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево...
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена —
Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.
Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...
Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом —
Вы такая эстетная, Вы такая изящная...
Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?
Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,
И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,
И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым —
Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..
(Игорь Северянин)
Поразительная, удивительная Ида Рубинштейн с той узнаваемой красотой, что несут два тысячелетия женщины этого несгибаемого и талантливого племени,с редкой, титанической целеустремленностью добившаяся осуществления своей мечты и оставившая след свой на земле! При тех исходных данных (наследство отца) она могла жить не печалясь о дне завтрашнем. беззаботно и в роскоши... Прочла текст на одном дыхании, словно к прохладному и чистому роднику припала в знойный полдень....в жгучих песках откуда родом предки этой восхитительной женщины! Спасибо за праздник души ! За короткое,но блаженное пребывание в мире ином, прекрасном мире удивительных людей!
То,что она была лесбиянкой,просматривается сразу. Но разве в этом суть!! Главное в том,какая талантливая, целеустремленная! А красавица, необыкновенная!!!
Комментарии 18