Севр – небольшой городок рядом с Парижем, расположенный в одном из самых живописных уголков Франции, неподалеку от знаменитого парка Сен-Клу. Под высоким холмом, внизу под парком стоят корпуса фарфоровой мануфактуры, прославивший Севр на весь мир.
Севрский фарфор ведет свое начало с фарфоровой мануфактуры открытой в 1738 году в Венсене.
По инициативе маркизы Помпадур, знаменитой фаворитки короля Людовика XV, в 1756 году фабрику переводят в Севр, город, расположенный по дороге из Парижа в Версаль, рядом с ее дворцом Бель-Вю.
Покровителем севрского фарфора был и сам Людовик XV.
Позднее, в 1764 году после смерти фаворитки короля ее место заняла мадам Дюбарри, которая также стала влиятельной патронессой севрского фарфора.
С этого времени Королевская фарфоровая мануфактура становится бесспорным лидером в производстве роскошного фарфора.
Насыщенная гамма и удивительно чистый цвет росписи – одно из главных достоинств Севрского фарфора.
Король начал проводить ежегодные выставки, где весьма успешно продавались высококачественные изделия, что приносило немалый доход.
Продукция Севрской мануфактуры отличалась от изделий другие европейские фарфоровых производств не только качеством, но и своим совершенным дизайном.
Стиль, созданный художниками, диктовал моду в украшении фарфора .
Особой привилегией Севрского фарфора был золотой орнамент: согласно воле короля, ни одна из французских мануфактур не должна была использовать золото для украшения своей продукции.
Произведения с золотым узором и фоном очень ценились. Роспись золотом не редко была основным узором декора.
На белом фоне фарфора изображались птицы, насекомые и цветы.
Подобные мотивы использовались и для цветных фонов.
После Великой французской революции Севрский завод перешел в государственную собственность.
В эпоху Наполеона создавались специально для императора огромные вазы, столовые сервизы с изображением сцен его военных побед.
Каждый парадный сервиз, который рождался на этой мануфактуре, становился примером для подражаний и заимствований.
Одним из прекрасных примеров Севрского фарфора того времени является сервиз «Олимпийский» - один из самых красивых за многие века существования . Он был заказан императором Наполеоном Бонапартом для свадьбы его брата Жерома с немецкой принцессой Екатериной Вюртембергской.
Ho Наполеон принял решение подарить сервиз императору Александру I в честь заключения Тильзитского мира.
В течение 25 лет сервиз находился в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, а в 1832 году по указанию императора Николая I был отправлен в Москву. До 1881 года он хранился в Большом Кремлевском дворце, затем передан в Оружейную палату Московского Кремля.
Свое название сервиз получил благодаря сюжетам украшающей его росписи, заимствованным из античной мифологии. Для изображения отбирались не только те эпизоды из похождений олимпийских богов и героев, которые прославляют взаимную любовь и супружеские добродетели, но и отрицательные примеры – ревность, недоверие, гордыня, неверность, служившие предостережением от разрушения счастливого брака.
В создании Олимпийского сервиза участвовали лучшие мастера. В качестве образцов росписи были использованы произведения Рафаэля, Жан-Жака Лагрене, Жана-Огюста-Доминика Энгра, Жака-Луи Давида, а также античные фрески.
Сейчас этот великолепный сервис можно увидеть в Оружейной Палате Московского Кремля.
Севрский фарфор во все времена был национальной гордостью Франции, его прошлое и настоящее неотделимы друг от друга. Сегодня cовременные мастера создают новые произведения, в то же время большая часть предметов на производстве выполняется в традициях прошедших столетий, как дань памяти высокому стилю Севра.
Комментарии 1