Поль Гоген. «Ван Гог, рисующий подсолнухи»
Подсолнух – любимый цветок Ван Гога. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна.
В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, - мой».
Художник писал подсолнухи 11 раз.
Первые четыре картины были созданы в Париже в августе - сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.
Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.
Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».
Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло.
«Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США.
Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. Знаем мы, как она выглядит только по репродукциям и фото.
Самая лучшая репродукция хранится в небольшом Японском музее. Воссоздана она была в 2010 году по фотографии. Её обнаружил в запасниках этого музея Мартин Бэйли, известный в Англии исследователь тайн мира живописи.
На фотографии были запечатлены те яркие цвета, которые и были у оригинала. К тому же изображённая на ней картина обрамлена тонкой оранжевой рамой. Именно такую раму сделал для своего натюрморта Ван Гог. Для его времени это было очень необычно. Ведь тогда картины вешали только в больших позолоченных рамах.
Но обьяснить его решение просто. Ван Гог задумывал свои "Подсолнухи", как декоративные украшения для жилища среднего класса. А для такой цели массивные рамы были не уместны.
Думаю, он и не представлял, что его натюрморты будут самыми дорогими картинами в мире.
Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины и две вариации «лондонской».
Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах - растут, набухают, созревают, увядают.
Из переписки Ван Гога со своим братом Тэо нам известно, что он задумал сделать триптихи с «Подсолнухами». Он предположил, что для украшения жилья лучше подойдут не отдельные натюрморты с подсолнухами, а их серии.
По его задумке в середине триптиха должен быть портрет Августины Рулен (супруга почтмейстера, друга Ван Гога). А по бокам — Подсолнухи. Вот так бы этот триптих выглядел.
Но при жизни Ван Гог не успел продать ни триптих, ни картины по отдельности…
В 1997 году разгорелся скандал. Эксперты предположили, что хранящаяся в Японии третья авторская копия «Подсолнухов» — подделка. Фактов, указывающих на поддельность было более, чем предостаточно.
Экспертов очень смущало, почему эта картина после смерти художника оказалась в руках художника Эмиля Шуффенекера. Все остальные Подсолнухи достались вдове брата Ван Гога. А тут вдруг совсем не имеющий отношения к семье владелец.
К тому же Шуффенекер был уличён в создании картин в стиле Ван Гога. Часть этих картин была «разоблачена».
Эксперты музея Ван Гога в Амстердаме провели тщательное расследование. Подлинность картины была подтверждена.
Кто знает, может через десять лет подлинность картины и опровергнут. Остаётся слишком много вопросов.
Почему именно эти «японские» Подсолнухи Ван Гог ни разу не упомянул в переписке с братом?
Почему картина написана на совершенно другом типе холста в отличие от других Подсолнухов?
И почему этот натюрморт не подписан (на вазах остальных стоит надпись «Vincent»)?
Время покажет…
«Подсолнухи» Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте...
#ЖивописьИМузыка
у меня два любимейших художника Винсент Ван Гог и Анри Тулуз-Лотрек.... у них и мазки одинаковы... и некоторая насмешливость... и глубокая боль... и непонимание жизни... СПАСИБО....
Просто тема..совпала с моими мыслями.. цикл..картин с подсолнухами...не так и прост.!!!!.Подсолнух..символ благодарности и признательности.....Мне кажется желтый цвет..был любимым у художник..в картинах .менялся только фон....Вспомните.праздничный....желтый стул в мастерской..звезды..на небе..и желтый домик..в котором он жил и готовился к приезду Гогена....и сам..в яркой желтой соломенной шляпе...
Этот портрет Ван Гога, рисующего свои знаменитые подсолнухи, Гоген написал в 1888 году, когда гостил у великого голландца в Арле. Увидев портрет, Венсент после некоторого раздумья признал, что на портрете действительно он, только совершенно безумный. В фильме "Желтый дом" (Великобритания. 2007 год.) уже в самом конце было озвучено, что за 9 недель которые они (Ван Гог и Гоген) провели вместе в мрачной нищете, они создали более 40 шедевров искусства.Общая стоимость собрания "Желтого дома" примерно 1,5 миллиарда долларов.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 12
В фильме "Желтый дом" (Великобритания. 2007 год.) уже в самом конце было озвучено, что за 9 недель которые они (Ван Гог и Гоген) провели вместе в мрачной нищете, они создали более 40 шедевров искусства.Общая стоимость собрания "Желтого дома" примерно 1,5 миллиарда долларов.
в г. Арле, на родине Ван Гога...Спасибо!