«Азулежу» - такое непривычное для нас слово, в произношении которого уже есть что-то замысловато-ажурное.Само название "азулежу" произошло от арабского "зулляйдж"(«маленький полированный камушек») - изразец, покрытый глазурью.
Культура стран Пиренейского полуострова многим обязана арабскому влиянию, после завоевания маврами в XIII веке территорий Испании и Португалии, и техника «азулежу» не исключение.
В то время, когда территорией Испании управляли арабы, в испанском городе Гранада была построена крепость Альгамбра.
На сегодняшний день этот архитектурный ансамбль является одним из самых красочных примеров использования «зулляйджа» на территории Европы.
Стены, хоры, полы практически в любом здании крепости украшают великолепные изразцы всех возможных форм, цветов и размеров. В самых ранних из них чаще всего встречалось сочетание четырех цветов: синего, зеленого, желтого и белого.
В Португалии же азулежу приобрел свой колорит, в прямом смысле слова. Дело в том, что в португальском, как и в испанском, “azul” означает «голубой» или «синий», поэтому принято считать, что классическое португальское азулежу это сочетание белого и синего цветов.
На формирование такого представление повлиял ещё и тот факт, что пик производства азулежу пришелся на XVIII-XIX века, когда такую роскошь смогли позволить себе не только богачи, но и люди со средним достатком.
Как раз в это время, Португалия импортировала керамику из Голландии, а португальские мастера изучали технику росписи кобальтовыми красками, поэтому большая часть керамических панно и изразцов были бело-синие.
Главным цветом азулежу считается синий и это неспроста. Дело в том, что арабы верили, что синий цвет защищает от злых духов. Вероятно, эта идея хорошо прижилась и в Португалии, где азулежу является частым украшением фасадов домов, находясь на которых, он как будто бы охраняет жителей от дурного влияния.
***
Если же оставить суеверия в стороне и обратить внимание на практическую сторону, то азулежу защищает не столько от злых духов, сколько от жары и сырости.
В тот период, когда на Пиренейском полуострове царствовали арабы, на азулежу изображались только геометрические рисунки, различные орнаменты, символы, узоры – то есть ничего одушевленного, так как это было не принято в арабской традиции.
К XVI веку арабское влияние никуда не исчезло, но свои позиции утратило, что только способствовало развитию искусства азулежу. В это время из Италии была заимствована техника майолики, благодаря которой появилась возможность создавать панно из керамической плитки.
Теперь изображения уже не ограничиваются одними узорами, а появляется сюжет.
Огромной популярностью пользовались изображения мифических персонажей, легенд, богов и библейских сюжетов.
***
***
***
***
Спустя столетие большую популярность приобретут изображения исторических и бытовых сюжетов, а активное использование голландской керамики приведет к созданию того азулежу, который сейчас украшает большую часть построек Португалии.
Изразцы можно увидеть в Португалии повсюду: на улицах и в домах, в столице и в горной деревушке, на севере и на юге страны.
Они украшают храмы и королевские дворцы, вокзалы и станции метро, городские дома и сельские жилища, фонтаны и источники, павильоны и мосты, скамьи, лестницы и вестибюли.
***
***
Изразцами выкладывают названия улиц и вывески.
Вы увидите азулежуш на полах и на стенах, на потолках и на церковных сводах, на дне бассейнов и каналов, иногда они покрывают здание целиком, иной раз сверкают на стене, как маленький синий глазок.
***
***
***
***
***
Самые старые азулежу в Португалии датируются XV столетием. Изразцы производились в основном в Севилье, и после того как в 1503 году король Мануэл Первый посетил этот город и пришёл в восторг от цветных плиток, их начали активно ввозить в Португалию.
Севильские изразцы начала XVI века, которые можно увидеть сегодня в музеях, в том числе в Национальном музее азулежу в Лиссабоне, и очень редко – во дворцах и храмах, были орнаментальными, с рельефной поверхностью.
Рельеф был необходим, чтобы предотвратить, при нанесении рисунка и обжиге, смешивание красок, изготовленных на водной основе. На сырую глину наносили бороздки, которые заполняли смесью льняного масла с марганцем. Благодаря таким «преградам» краска не разливалась по поверхности плитки.
Севильские рельефные изразцы XVI века. Лагуш, городской музей
***
***
Во второй половине XVI века португальцы распрощались с рельефными азулежуш: итальянские, испанские и фламандские мастера начали поставлять в Португалию изразцы, выполненные в технике майолики.
***
На покрытой глазурью плитке можно было писать кистью всё, что угодно, насыщенные жизнерадостные цвета – жёлтый, зелёный, синий, белый, фиолетовый — не смешивались, тонкие изящные линии рисунка сохранялись при обжиге.
Во второй половине XVII столетия многоцветная плитка уступила место сине-белой – мода на двухцветную майолику пришла из голландского Делфта, хотя не обошлось без влияния голубого китайского фарфора, который привозили на родину португальские торговцы.
Азулежу начали изготовлять в самой Португалии: к середине XVII века в Лиссабоне, Коимбре, Порту появились керамические мастерские, импорт изразцов (в основном из Голландии) постепенно сократился.
Истинный расцвет азулежу пришёлся на эпоху португальского барокко — XVIII век. Изразцовые панно стали более цельными, португальские мастера обрели собственный почерк, научились сопрягать керамическую отделку с архитектурой, и если некоторые более ранние произведения справедливо упрекают в избыточности, в первой половине XVIII столетия азулежу стали подлинным искусством. Более того – изразцовые картины оттеснили в Португалии монументальную живопись.
Один из самых совершенных ансамблей той эпохи находится вовсе не в столице, а в глубинке на юге страны, в селении Алмансил близ города Фару. Изразцовое убранство построенного в 1730 году храма Сан Лоуренсо де Матос – работа потомственного мастера азулежуш Поликарпо де Оливейру Бернардеша.
Церковь Сан Лоуренсо часто называют «голубым чудом Португалии». Белый, словно бесплотный, храм с голубыми вставками азулежу стоит на холме, его силуэт чётко рисуется на фоне неба. Белое — на голубом, голубое – на белом.
В интерьере бело-голубые изразцы, повествующие о жизни Сан Лоуренсо, сплошь покрывают стены, арки, пилястры, своды, даже купол! Кажется, что небо спустилось на землю, а золотой алтарь сияет, как солнце в небесной лазури.
Храм Сан Лоуренсо уникален: обычно азулежу, хотя играют важную роль в отделке интерьера, не покрывают полностью всю поверхность стен и потолка. Исследователи до сих пор не могут с уверенность сказать, где были изготовлены великолепные изразцы Сан Лоуренсо — в самой Португалии, Италии или Голландии.
Храму Сан Лоуренсо повезло – он уцелел во время Великого Лиссабонского землетрясения 1755 года, надвое расколовшего XVIII столетие в истории Португалии. Хотя катастрофическое землетрясение называется лиссабонским, оно принесло разрушение и горе не только столице, но, в той или иной степени, всей стране.
Голубые азулежу в церкви Сан Лоуренсо
***
Вторая половина XVIII столетия – время строительства и восстановления, время легендарного маркиза де Помбала, который, став фактическим правителем бедствующей страны, выстроил на развалинах новый Лиссабон.
Фабрика керамики в Лиссабоне.
Стиль архитектуры, названный в честь маркиза «помбалино», никак не мог обойтись без азулежу. По инициативе маркиза де Помбала открываются королевские керамические фабрики, начинается массовое производство изразцов, они дешевеют, становятся доступным отделочным материалом.
Конечно, фабричные изразцы, выполненные по трафарету, во многом утратили очарование вручную сделанной уникальной вещи. Можно услышать, что в XIX веке, а уж тем более в XX, азулежу потеряли право назваться искусством. Но это не так: азулежу по сей день остаются в Португалии развивающимся творчеством.
***
***
***
Розовые азулежу в Сильвеше
Все жители страны — хозяин деревенского домика, который на свой вкус украшает цветными плитками родные стены, горожанин, который с пониманием дела выбирает яркую плитку для балкона или кухни, художник, создающий монументальное панно на станции лиссабонского метро — на свой лад продолжают историю этого поистине народного, жизнерадостного искусства.
Автор, это одна из лучших ваших заметок, воспоминания нахлынули - будто вчера - Лиссабон, Синтра, Фатима, фаду, океан, именно начало июня....Глядя на прекрасные фото с азулежу, уверяешься, что и у нас скоро все наладится - и погода, и вирус нас покинет - и поедем, полетим в отпуск, а вам - благодарность за прекрасное виртуальное путешествие!
You can see events and new things happening in Paris in real time every day. Reality Paris best places Paris top places. Eiffel Tower best View.Thing to do ...
You can see events and new things happening in Paris in real time every day. Reality Paris best places Paris top places. Eiffel Tower best View.Thing to do ...
You can see events and new things happening in Paris in real time every day. paris best places Paris top places. Eiffel Tower best View.Thing to do in Paris...
Комментарии 39