Фигурки идолов и обереги, игрушки и дорогие коллекционные экспонаты, талисманы и пандоры — с самого зарождения человека куклы всегда были рядом с ним. Постепенно их выпуск стал массовым, но ценились лимитированные тиражи и единственные экземпляры. Так зарождалась Империя, где «куклы так похожи на людей».
История кукол: из дерева, тряпок, глины и слоновой кости
Первые куклы были найдены при раскопках древних поселений в разных концах Земли — в Греции, Египте, Древнем Риме, Скандинавии, России, на Крайнем Севере. В древнем захоронении «Брно-2» на территории Чехии найдена кукла из слоновой кости, которой по оценкам экспертов — 28−35 тыс. лет. Куклу обнаружили в захоронении ее владельца — шамана, страдавшего от проблем с суставами.
Деревянная египетская кукла, которую изготовили примерно в ХХ веке до нашей эры, была найдена в саркофаге неизвестного. Кукла из слоновой кости — в саркофаге императрицы Марии — жены римского императора Гонориуса (384−423 г.н.э.). Торговля куклами была также весьма популярна в Древнем Риме. В доме каждого зажиточного римлянина имелась коллекция кукол. То есть, уже в то время появились и кустарное производство кукол, и их лимитированные выпуски.
В Древней Греции девочки играли в куклы до замужества. Перед свадьбой они «сдавали» своих любимиц в храмы — Геры, Артемиды или Афродиты — в подарок вечно юным богиням-покровительницам. Кукол для девочек греки изготавливали в промышленных масштабах. Особенно успешно в V—IV вв. до н.э. шло кукольное производство в греческом городе Сордис, расположенном на торговом пути в Персию.
Игровые куклы часто обладали подвижными конечностями, как и кукла из чешского захоронения Брно. Возможно, это были прообразы первых шарнирных кукол.
В 1823 году полковником И. А. Стемпковским на территории Ростовской области были обнаружены развалины города Танаис (греческий Tanaїs и Tánaїs), который получил название от реки Танаис. (Так прежде назывался Дон.) Город был основан в начале 3 века до н. э. греками из Боспорского государства для осуществления торговли по Азовскому морю.
На территории городища Танаис также была найдена уникальной красоты театральная и ритуальная кукла Маккус. Теперь на нее можно полюбоваться в музее «Танаис», хотя далеко не все находки археологов находятся именно в этом музее.
«Все они — марионетки, в надежных и натруженных руках»
В средние века, когда стало популярно давать кукольные представления на библейские сюжеты, деревянные управляемые куклы в очередной раз вошли в моду. Большую популярность на территории Западной и Восточной Европы завоевали театры-«вертепы», показывающие зрителю рождественскую историю.
Сейчас мода на марионеток возрождается: выставки, кукольные театры и их музеи испытывают необычайный наплыв посетителей. Это отмечают и в московских театрах кукол на Бауманской и Образцова, и в мастерских театральных художников, куда поступают заказы от театров и коллекционеров. Последний всплеск интереса к марионеткам наблюдался в 80-х годах ХХ века.
Куклы-марионетки встречались в театрах древней Греции и Риме, но прародительницей их считают все-таки Италию. Там деревянную фигурку Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло их общее название «марионетка». Ну, а простые деревянные куклы на итальянском — буратино.
Правда итальянцы от представлений на религиозные сюжеты кукольники сравнительно быстро перешли к светским многочасовым спектаклям по мотивам популярных опер.
В Италии существовало несколько видов «подвижных» кукол. Для управления марионетками на нитях, надо было пройти обучение. Ведь каждая кукла имела до 20 нитей, которые регулировали движения суставов, головы и даже глаз, а, порой, и ушей. Движения их должны были повторять человеческие, а это было уже искусством. Так что актеров за ширмой всегда было несколько, и каждый отвечал за свою куклу.
Кроме классических марионеток на нитках, были и перчаточные. На перчатку была насажена твердая кукольная голова. Любимым героем таких представлений сталь Пульчинелло (Арлекин). Во Французском варианте — Полишинель. Ну, а в русском — Петрушка(XVII век). Все трое были ярко и чудно одеты, веселы, бойки, драчливы, высмеивали социальную несправедливость и богачей. В Англии любимым героем стал толстый хулиган и проныра — Панч.
За разоблачение общественных бед и чиновников кукольники бывали неоднократно биты, а порой их сажали или убивали. Однако изготовление таких кукол-правдорубов приобрело необыкновенную популярность у местных ремесленников. Это был не просто коммерческий интерес, а дань уважения «героям».
Сицилийский театр, в отличие от балаганов с ширмами, разыгрывал героические драмы, а потому марионетки там были высокие и тяжелые — в рыцарских железных доспехах. Управляли ими с помощью железных прутьев, а главным, и доныне популярным героем стал рыцарь Роланд. На железных прутках двигался и французский Амьен — кукла, изобретенная на севере Франции, но утратившая популярность к ХХ веку.
Вскоре куклы-марионетки распространились по миру. Во Франции, кроме известного нам Полишинеля, в ХIXвеке появился еще один герой, которого изобрел безработный лионский ткач, развлекавший население с помощью Полишинеля. Новенького звали Гиньоль, и по характеру он был — типичный лионский ткач, возмущавшийся со сцены тем же, что и его потрясаемая переворотами и революциями страна.
Гиньоль популярен до сих пор, и этого персонажа изготавливают не только для туристов, но и для внутреннего рынка, многие художники-кукольники. Гиньоль вошел в сферу лимитированного производства.
Во Вьетнаме кукольные представления всегда велись на воде — на прудах, а позже в бассейнах. Куклами управляли с помощью деревянных палок под водой, потому было впечатление, что они двигаются сами. В 1993 году театру присвоили название Водного театра кукол Тхалонга.
У кукол-марионеток всегда были поклонники, которые их коллекционировали. И хотя к началу ХХ века они утратили былую популярность, появление крупных профессиональных театров и технологий, таких, как кукольный театр Образцова вновь возбудило интерес к ним и у публики, и у художников, и у коллекционеров.
Как променять живого соловья на механического, или куклы-андроиды
Куклы и механическими и даже автоматическими устройствами впервые были созданы еще в Древней Греции. В знаменитой книге Шарля Маньяна «История марионеток» рассказывается даже об игрушке-голубе, которая является прообразом аэростатов.
«По свойству и характеру своего ума греки должны были придать этому первому опыту аэростатов вид живого существа и какой-то таинственный, драматический интерес», — пишет Маньян.
Куклы эти использовались не только в театре (в том числе, в знаменитом театре Потейна), но и в религиозных празднествах, дабы поразить простой народ. То же происходило и в древнем Риме. В эпоху Возрождения увлечение механическими «куклами», которые могут сами двигаться, усилилось.
Среди многочисленных механических экспериментов Леонардо да Винчи появился механический «самодвижущийся» Лев, который вышел навстречу королю Людовику XII во время его визита в Милан.
Особый вклад в появление автоматических фигур внесли часовщики, хорошо разбиравшиеся в механике. Расцвет механических кукол-автоматов — прообразов будущих человекоподобных роботов произошел в XVIII веке.
Швейцарец Пьер Жаке Дро, создал серию механических часов с поющими птицами и фонтанами. Все 7 экземпляров были куплены королем Испании Фердинандом VI.
Дро, получив 2000 пистолей от короля, занялся созданием автоматических механизмов. В работе ему помогали — сын Анри-Луи Дро и приятель сына Жан-Фредерик Лешо, живший с ними по соседству. В некоторых источниках Лешо называют приемным сыном Дро.
Одним из первых изобретений Жаке Дро, позволяющим имитировать пение птиц, стал свисток со скользящим поршнем. Он позволил с точностью воспроизводить птичьи трели, меняя тональность свистка. После этого стало возможно создавать для часов, табакерок, музыкальных шкатулок, и даже… театральных лорнетов и пистолетов птичек крошечных размеров. Вероятно, тех самых крох, которых сказочная принцесса предпочла живому соловью.
Самыми совершенными куклами-«автоматонами» компании Жаке Дро считаются три фигуры. Это — мальчик-Каллиграф, или Писарь (1768 год — 4 тыс. деталей, рост 70 см.), который умел писать несколько фраз на бумаге. Писаря можно было запрограммировать на фразу из 40 знаков. Вторым был — Художник, умевший рисовать собачку, портреты Георга III, Людовика XV, Людовика XVI и Марии-Антуанетты, Купидона и мотылька. А третьей и самой совершенной — Музыкантша (самая реалистичная кукла, состоявшая из 2500 деталей!), игравшая на клавесине и органе. Пять мелодий для Музыкантши были написаны Анри-Луи Дро, сыном основателя фирмы, который был не только механиком, но и талантливым музыкантом. Презентация трех фигур-андроидов состоялась в Ла Шо-де-Фоне в 1774 году.
Идея создания движущихся кукол — моделей человека увлекала и целителя Парацельса, и математика, физика и физиолога Рене Декарта, и математика и механика Готфрида Лейбница.
Кстати, куклы-муляжи для студентов-медиков и практикующих хирургов, демонстрирующие взаимосвязь и вид внутренних органов, существовали чуть ли не со Средних веков. Однако наибольшую известность приобрела движущаяся анатомическая модель, названная"Мадемуазель Виерон», которая в движении воспроизводила процесс родов. Муляжи в медицине используются до сих пор, и в последние годы от неподвижных все чаще переходят к движущимся и реалистичным.
Конкурентом Дро и одним из самых известных создателей кукол-андроидов является уроженец Гренобля Жак де Вокансон (1709−1782). Жак родился 24 февраля 1709 года в многодетной семье мастера-перчаточника — десятым ребенком ‑ и очень рано проявил способность чинить любую технику, в том числе, и сложные механические хронометры. В 10 лет он собрал свой первый хронометр самостоятельно.
Жак учился в школе монахов-иезуитов, затем монахов-милимов. В 17 лет организовал в Лионе собственную механическую мастерскую. Скопив некую сумму, он отправился в Париж, где изучал анатомию, физику, механику и музыку.
В 1728 году по совету хирурга Парижской Центральной больницы — Франсуа Кенэ, он решил сделать подвижный манекен для хирургов и студентов-медиков. Насколько новаторской была эта попытка, история умалчивает. Но мировую славу Вокансону принесли другие фигуры.
В 1733 году он принялся за изготовление своего первого изобретения — механического человека, играющего на флейте. Это была деревянная копия с мраморной статуи фавна скульптора Антуана Куазевокса. В 1738 году Вокансон в зале Hôtel de Longuevilleпродемонстрировал Флейтиста и удостоился покровительства и материальной поддержки короля Людовика XV.
В том же 1738 он представил публике механическую утку, инкрустированную медью, которая умела пить и клевать еду, крякать, плавать и… испражняться заранее сваренной кашей из зерна. В 1739 Вокансон создал «Игрока на тамбурине». Диковинные механические куклы Вокансона — демонстрировал сначала в Париже, затем — по всей Франции, Италии и Англии. Стоимость входных билетов была не малая, но люди шли посмотреть на чудеса.
В 1741 году Вокансон получил должность инспектора Королевских шелковых мануфактур, а в 1843 изобрел новый ткацкий станок, который мог ткать узорчатые ткани, чем лишил работы многих ткачей. Его механические чудеса — деревянные музыканты и утка были распроданы за большие деньги в 1743 году. Но до нашего времени не сохранились, а чудесная медная утка сгорела не то в одном из музеев Нижнего Новгорода, не то на Нижегородской ярмарке во время пожара.
До конца жизни Вокансон собирал коллекцию механических игрушек, хотя изобретать их сам уже не пытался: потерял интерес. Его коллекция послужила основой экспозиции музея музыкальных автоматов в Гренобле. Там же попытались воспроизвести по картинкам и чертежам утраченные произведения мастера.
В XIXвеке публика увлекалась уже ходячими и танцующими куклами и часами с самодвижущимися фигурами.
«В России мода на механических кукол была широко распространена. Можно вспомнить часы «Павлин», сделанные механиком Консом (сегодня — в Эрмитаже), «автоматы с музыкой» Ивана Кулибина (его «театральные» часы «Гусиное яйцо» тоже находятся в Эрмитаже), а также произведения тульских мастеров, воспетые Лесковым в «Левше», — пишет в статье «Заводные люди» Екатерина Истомина.
В 1965 году веке парижанин Кристиан Байи так увлекся коллекционированием автоматонов, что попытался их реставрировать и понять тонкости механики создания. И в результате выпустил целую серию книг по истории автоматонов.
Автоматоны снова явились перед публикой в начале ХХI века. В частности, отреставрированный Каллиграф вновь заинтересовали публику в 2003 году, когда мануфактура Jaquet Droz выставила его в своем павильоне на часовой ярмарке в Базеле. В павильоне начался ажиотаж. Тут же появились и коллекционеры — заказчики на все три классических шедевра: «Каллиграфа», «Художника» и «Даму, играющую на клавесине».Представители фирмы обещают также выпустить и танцующих кукол.
С декабря 2015 по 13 февраля 2016 года в литературном музее А. С. Пушкина на Пречистенке в Москве состоялась выставка «Куклы в народных костюмах», где были представлены практически все виды традиционных кукол, народов, населяющих Российскую Федерацию.
Это были и северные куклы, и русские «крученые», и марийские, и башкирские. Также были представлены виниловые куклы фабрик «Ленигрушка» и «Огонек», а также произведения современных художников и мастеров-кукольников — современных кукол, представляющих народные костюмы и традиции.
Я попала на эту выставку в один из последних дней, и, лишний раз убедилась в том, насколько же велик интерес и к истории, и к народному костюму, и к традициям у людей самых разных возрастов. Как уверяют работники музея, аншлаг на этой выставке наблюдался даже в рабочие дни. Кстати, в самом начале своего существования музей Пушкина также был музеем кукол.
Вся экспозиция кукол — текстильных, фарфоровых и деревянных, наряженных в народные костюмы была представлена в музее, большей частью, в исполнении современных мастеров, но с сохранением традиционных особенностей каждого вида. Потому обратимся к истории, которую пытаются возродить художники-фольклористы.
В России куклы делались из любых подручных материалов. Одни предназначались, чтобы развлечь и успокоить младенца, для чего использовалась обычная кукла-скрутка — из полена и материнского платка. Для маленьких деток мастерили кукол из соломы, лыка, глины. Куклу-Масленицу, которую на праздник сжигали — для прихода весны, делали из соломы.
Однако над люлькой подвешивали и специальных обережных кукол «от дурного глаза» и злых духов. Двенадцать кукол-«лихоманок» оберегали членов семьи от болезней. Куклы делались и на сохранение беременности, на урожай, на достаток в доме. Такие мастерились уже из более дорогих материалов, чем глина и полено — из хлопка, льна, шерсти.
Куклы Коляда, Купала, Морена — участвовали в праздничных представлениях. Чуть позже появилась кукла-Пасха — из красной ткани, у которой вместо лица — на голове красные нитки — крест-накрест.
Ткани были вообще дороги — и для простого сословия, и для более зажиточного, и остаток от самой заношенной рубахи отца или матери выстирывался и использовался для изготовления кукол для детей. Ценились и бабушкины, и дедушкины наряды, которые часто соединялись с мамиными и папиными — в одной кукле. Этот метод использовался для того, чтобы «духи предков» охраняли от злых духов.
Охранная кукла-скрутка, как правило, скреплялась нитками без узлов, наполнялась ветошью или душистыми травами, а само лицо у нее делалось без глаз. Кукла не имела имени, дабы не смогла попасть из неживого мира в мир живых. Это правило касалось текстильных кукол со всех континентов.
Вальфдорские куклы из натуральных материалов изготавливаются по тому же принципу. Теперь куклы для вальфдорской педагогической школы изготавливает целая плеяда мелких производств. Опять-таки стараются не делать слишком похожих кукол, так как они все-таки несут в себе индивидуальность мастера.
Итак, кукла развивала фантазию ребенка. Дети могли представить такую куклу и плачущей, и смеющейся, и влюбленной, и даже выходящей замуж, таким образом, у них развивалось воображение.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев