В окрестностях Краснодара кирпичное производство развивалось с незапамятных времен. Свидетельством тому служат находки на месте древних городищ, например, в районе Краснодарской районной электростанции и на Дубинке близ мясокомбината. На месте этих поселений археологами обнаружены т.н. «саманные» кирпичи, изготовленные в I-II веках н.э. из близлежащих залежей глины с добавлением соломы или других волокнистых материалов (продуктов обработки льна или других растений). Такие кирпичи сушились естественным путем на солнце и служили основным строительным материалом нашим далеким предкам.
Уже много позже, в конце XVIII века, начинают зарождаться первые более или менее промышленные масштабы производства кирпичей для возведения строений для размещения казачьих войсковых частей. 10 мая 1795г. в курени поступает приказ об устройстве за Карасуном первого промышленного заведения Екатеринодара – войскового кирпичного завода, «чего войсковая польза, честь и слава требуют». На нем работало около 80 казаков, откомандированных из полков, несущих пограничную службу, и наемные рабочие.
Кирпич выделывался размером 8x3x1,5 вершка (35,5x13,3x6,7см).
Из него было построено 40 куреней в крепости Черноморского казачьего войска, здание канцелярии, церковь на городском кладбище.
Завод состоял из 6 печей и 8 сараев для сушки, а также 29 столов для «изделки кирпича».
Условия работы были крайне тяжелыми; производство неоднократно прерывалось из-за побегов и болезней рабочих.
Особым указом регламентировалось качество кирпича: «При кладке в строение приниматься должен разбитый пополам кирпич только двести в каждой тысяче, а если на три части – того … не употреблять». Недаром некоторые курени простояли почти 200 лет!
В 1829г. был выстроен новый казенный кирпичный завод, продукция которого также могла продаваться жителям по цене 20руб. за 1 тыс. штук. К 1847г. в Екатеринодаре имелось 3 кирпичных завода, столько же зафиксировано и в 1864г., причем все они обслуживали потребности самого города.
С превращением Екатеринодара в гражданский город – столицу Кубанской Области – а также с развитием экономики России в целом, начиная с 1870-х годов отмечается бурный рост кирпичного производства Екатеринодара и открытие большого количества мелких и средних кирпичных производств. С 1867г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (частные особняки, промышленные предприятия, публичные учреждения). В 1874г. в Екатеринодаре работает 19 кирпичных заводов, а к 1887г. в городе имеется 44 завода с общей численностью занятых рабочих около 400 человек, вырабатывающих ежегодно 17860 тыс. кирпичей на сумму 18,5 тыс. рублей (около 1р. за 1 тыс. штук). К крупнейшим заводам относились предприятия барона Леонгарда Штейнгеля (35 человек) и Ивана Даниленко в станице Елисаветинская (56 человек), в то время как в среднем на кирпичном производстве трудилось по 5-6 человек. К 1895г. количество кирпичных производств практически не изменилось (43), и только с началом I-ой Мировой Войны стало уменьшаться в связи с банкротствами хозяев и обострившейся конкуренцией на строительном рынке.
До этого момента мы ничего не упоминали о том, как же маркировалась продукция кирпичных заводов. По всей видимости, первые кирпичные заводы начала XIX века выпускали неклейменый кирпич, поскольку он не предназначался для продажи, а использовался строго для казенных нужд. Впрочем, нельзя исключать наличие на таких кирпичах т.н. «счетных меток» - точек, штрихов, цифр или иных отметок, сделанных мастером для облегчения подсчета количества выпущенной продукции или партий, например, на каждом сотом или ином по счету кирпиче. Мы будем признательны за сообщения тем, кто, возможно, обращал внимание на подобные знаки.
Далее, несмотря на Сенатский Указ от 24.01.1847 г. о «Правилах о единообразной и прочной выделке кирпича», по которому «на каждом (!) кирпиче должно быть непременно клеймо того завода, на котором он выделан», многие кирпичные заводы (в том числе и в Екатеринодаре) продолжали выпускать кирпич без клейм, не особенно беспокоясь о нарушении следования Указу в далекой от Петербурга провинции. Как это часто бывает, ситуация резко изменилась с развитием рынка и высоким конкурентным спросом начиная с 1870-х годов.
Клеймо, которое по замыслу составителей Указа, предназначалось для того, чтобы «было с кого спросить», пережив промышленную революцию и многочисленные этапы развития торговли и ведения бизнеса, превратилось к началу XX века в мощное средство рекламы своего товара и получения прибыли производителями, сохранив при этом свою первоначальную функцию. Обычная малоприметная метка завода стала отличительным товарным знаком, привлекающим к нему внимание покупателей и гарантирующим его качество.
Ниже мы приведем некоторые типичные клейма на кирпичах, найденных в Краснодаре, и призываем всех заинтересовавшихся этой тематикой присылать в наш адрес фото своих находок для пополнения накопленной нами «базы». Характерными особенностями екатеринодарских клейм являются:
• Расположение клейма на постели (самой широкой части) кирпича, в то время как, например, в центральной части России в основном использовались тычковые клейма (на самой узкой части);
• Выпуклость клейма по отношению к лицевой стороне, т.е. изготовление прорезей в матрице формы для клеймения – такое свойство явно идет не на пользу сохранности клейма и его затиранию со временем;
• Двухбуквенный характер клеймения по первым буквам имени и фамилии владельца, причем именно в такой последовательности, принятой в официальных документах Российской Империи.
К 1910 годам в Екатеринодаре появляются «рамочные» клейма, где инициалы владельца по-прежнему выпуклые, но заключены в прямоугольную рамку, а также встречается полное написание фамилии («ТРАХОВЪ», «ЗУРКОВ»), хотя и достаточно редко в отличие от столичных клейм, где в это время простые буквенные сочетания уже практически не используются.
Следует также отметить, что екатеринодарские кирпичи в большинстве своем отличаются несколько более серым оттенком цвета, что, по всей видимости, обусловлено особенностями состава местной глины с примесями каолина, что добавляет таким кирпичам прочности и огнестойкости.
Для расшифровки клейм использовались сведения о кирпичных заводах Российской Империи, опубликованные во всевозможных общероссийских справочниках и указателях промышленных предприятий, а также Кубанских Справочниках, за период 1870-1915гг. Дело в том, что в архивных документах пока не удалось обнаружить никаких указаний о документальной привязке клейма к конкретному кирпичному заводу, причем не только в Екатеринодаре, но и во всем российском архивном фонде. Ввиду значительных утрат, понесенных местными фондами в связи с войнами и продолжительной эпохой забвения российской истории, нам остается лишь предполагать наиболее достоверные интерпретации клейм в их привязке к конкретным кирпичным заводам, основываясь не только на сохранившихся скупых сведениях, но и привлекая определенную интуицию, что естественно не гарантирует 100% правильность интерпретации аббревиатуры на клейме.
Однако, в это и состоит одна из привлекательнейших сторон познания своей истории, дошедшей до нас в спрессованных временем крошащихся символах, которые подают нам отовсюду немые знаки из такого призрачного, но неистребимого прошлого…
Клейма на кирпичах, найденных в Краснодаре.
Комментарии 3
производство на территории Кубанской области
и Черноморской губернии», 17.04.2022