Осень - время, когда количество пластилиновых ежиков и белочек увеличивается в разы, благо вокруг столько замечательного и разнообразного природного материала: шишек, каштанов, красивых листиков... Как похвалить работы малыша так, чтобы это пошло ему на пользу?
Когда ребенок приносит поделки, чтобы показать их родителям, чаще всего он слышит примерно следующее «Как красиво! Какой ты молодец! Просто замечательно!».
Что означают эти слова? Прежде всего, это поощрение стараться и дальше что-то делать своими руками. Но есть и обратная сторона - малыш может схитрить и нарисовать «каляку-маляку», чтобы его опять похвалили. И если он снова получает поощрение, несмотря на то, сколько стараний он затратил, да еще если при этом вы только бросили беглый взгляд и отделались дежурной фразой - вся ценность похвалы сходит на нет. Ребенок видит, что вам неинтересно, и не получает полноценной обратной связи.
Как лучше похвалить ребенка? Попробуйте феноменологический подход: опишите поделку, найдите в ней какие-то особенности, и ни в коем случае не оценивайте ее.
Пример: вам принесли показать аппликацию из листьев, на которой изображен лес, дорога, солнце и тучи. Вы можете сказать примерно так: «Ты сделал очень интересный пейзаж. Лес густой, солнышко ярко-желтое, и даже тучки как будто подкрашены солнечным цветом, такие они оранжевые. Очень жизнерадостная картинка. Мне сразу становится веселее, когда я на нее смотрю».
Что слышит ребенок? Не только описание аппликации, но и самое важное: «Я вижу тебя, я вижу твою поделку, я внимателен к тебе и ты мне интересен. Мне интересен твой внутренний мир и содержание твоей работы».
Когда мы говорим, что поделка красивая, значит, другая может быть «не красивой». Ребенок будет стараться соответствовать, и делать именно красивые аппликации (рисунки, поделки), которые понравятся маме и папе. Но ведь творчество безгранично, и иногда важно создать что-то страшное, пугающее - например, дракона, от которого рыцарь спасет принцессу.
К тому же существует арт-терапия, когда ребенок может нарисовать или слепить свои страхи, обиды, гнев, злость, раздражение. Вы же не скажете, что это красиво? Так можно проявить полное непонимание ребенка и даже пренебрежение к его внутреннему миру.
Лучше сказать примерно следующее «На этом рисунке такой страшный дракон. Он получился совсем, как живой - кажется, ты хотел сделать его самым ужасным». Так ребенок почувствует принятие со стороны взрослого.
Давайте стараться не только хвалить работы ребенка, но и видеть их!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев