МАЛЬЦЫН Сергей Викторович, рядовой, водитель, род. 15.12.1965 в г. Бор Горьков, обл. Русский. Работал слесарем на з-де "Теплоход" г. Бор.
В Вооруж. Силы СССР призван 13.4.84 Борским ОГВК.
В Респ. Афганистан с июня 1985.
2.11.1985 на автомобиле вез груз по горной дороге. Неожиданно из-за поворота на большой скорости выехала встречная афг.анская машина. Мальцын. прижал свою машину к скале и приложил все усилия, чтобы избежать аварии.
Однако столкновение произошло, в результате чего Мальцын. получил тяжелые травмы, от которых скончался в тот же день.
За мужество и отвагу награжден. орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен на родине.
«13 апреля 1984г. 13 призывников, среди которых был и Сергей Мальцин, уходили в армию из городка Бор Нижегородской области.
Екатерина Мальцина, мать солдата: "Повернулся ко мне, говорит, мам, меня, наверное, в Афган. А я говорю, ты что? Ты такой худенький".
Екатерина Мальцина, мать погибшего солдата: "А я так и не увидела, не пришлось. Привезли его в цинковом гробу. Открыть не дали. Окошко закрашено было".
Гибели сына отец пережить не смог и вскоре умер. А Екатерина Мальцина осталась одна. Ведь у них был только Сергей».
Памятник Сергею на родине.
ОБЕЛИСК ряд. СЕРГЕЮ ВИКТОРОВИЧУ МАЛЬЦИНУ у северного портала туннеля на Саланге.
ОПИСАНИЕ ОБЕЛИСКА:
Памятник представляет собой удлинённый в высоту (общая высота ок. 1 м. 20 см.) гранитный валун со следами грубой отёски боковых граней. На лицевой стороне валуна в верхней, несколько зауженной части углублённым рельефом высечена пятиконечная звезда в круге. Ниже в две строки вырублена надпись «МАЛЬЦИН», «СЕРГЕЙ В.». Ниже в третью строку высечены цифры «1965-85». Буквы и цифры вырублены тщательно, надпись читается легко, хотя имеет некоторые дефекты и повреждения, нанесённые поверхности валуна в последующий период. Ниже текста надписи высечен знак представляющий собой круг и положенные по бокам два острых треугольника-полуромба, остриями в стороны. В средней части стелы изображение грузового автомобиля, идущего вправо. сделанное в неглубоком рельефе и, возможно, не одновременно, и не тем мастером, что вырубал надпись. В самом низу, у основания памятника сквозь валун просверлено отверстие, в которое вставлена металлическая труба для прохождения струи воды. Водослив оформлен радиальной розеткой с рельефным декором с изображением восьми полуциркульных лопастей. В период с января 2009 по 1 октября 2010 года неизвестным на обелиске был укреплён медный старообрядческий крест.
О причинах, почему памятник не подвергся разрушению в некоторых из публикаций, прилагаемых ниже, авторами высказываются мнения, которые в различных вариантах сводятся к выводу, что сохранение афганцами памятника советскому солдату является следствием глубокого уважения жителей страны к подвигу советского воина. Не исключая обоснованности подобного довода, с осторожностью смею высказать своё предположение, что главной, а возможно, и единственной причиной, почему памятник С. В. Мальцину дошёл до нашего времени, состоит в том, что какому-то умному человеку пришло в голову выполнить его в форме необходимой проезжающим путникам на горной дороге вещи: фонтану. По моему разумению следует низко поклонится этому неизвестному мне по имени человеку, сумевшему столь необычным способом сохранить на афганской земле память о русском солдате, отдавшем жизнь в чужом краю.
В начале мая 2015 года в Кабуле для установления памятной доски погибшим товарищам побывали пограничники ММГ-1 "Меймене" 47 Керкинского пограничного отряда Сергей Болтин, Ибрагим Есмагамбетов, руководитель поездки Вячеслав Михайлович Некрасов (в 1982-1984гг. советник ДОМА в г.Меймене). Побывали ребята в Панджшере и на Саланге, где они поправили надпись на памятнике Сергея Мальцина
#память
Этот памятник на Саланге установили два армянина (гражданские спецы).Один из них инженер,свидетель этого происшествия,на его руках скончался Сергей.Другой,водитель специалистов.А ,,привязать" памятник к источнику воды посоветовали им афганцы,т.к. на Востоке это место считается священным.А от тех, кого ценой своей жизни спас Сергей, ни какой благодарности не было,По словам инженера,во встречной машине все мужчины не исключая водителя находились под наркотой и мало что понимали.
Я это тоже читал.Да в афгане так ездили,но не по 20 человек.На одном из сайтов я нашел то что говорил сам инженер про аварию.Это был микроавтобус с грузом на крыше,от туда и такое количество пассажиров.
После ухода наших войск афганцы снесли более сотни советских памятников, однако монумент этого героя устоял и продолжает вызывать восхищение у местных жителей.
Амурчане Валерий Вощевоз и Андрей Анохин, работающие в Афганистане, побывали на месте гибели солдата. Гулаб Буддин — типичный афганец. Одежда национального кроя, поверх которой затертый армейский бушлат, туфли на босу ногу и автомат на плече. Профессия охранника одна из самых востребованных в современном Афганистане, а для стратегического перевала Саланг она тем более актуальна. Задача Гулаба следить за безопасностью нескольких десятков рабочих, что наводят порядок в высокогорном тоннеле. Условия службы трудно назвать комфортными: четыре тысячи метров над уровнем моря, кругом покрытые снегом вершины, плотные потоки грузовиков тянутся по единственной автомагистрали, связывающей юг и север исламской республики.Однако тоннель — не единственная забота охранника. У самого въезда с северной стороны небольшой пятачок земли, уровень си...ЕщёПосле ухода наших войск афганцы снесли более сотни советских памятников, однако монумент этого героя устоял и продолжает вызывать восхищение у местных жителей.
Амурчане Валерий Вощевоз и Андрей Анохин, работающие в Афганистане, побывали на месте гибели солдата. Гулаб Буддин — типичный афганец. Одежда национального кроя, поверх которой затертый армейский бушлат, туфли на босу ногу и автомат на плече. Профессия охранника одна из самых востребованных в современном Афганистане, а для стратегического перевала Саланг она тем более актуальна. Задача Гулаба следить за безопасностью нескольких десятков рабочих, что наводят порядок в высокогорном тоннеле. Условия службы трудно назвать комфортными: четыре тысячи метров над уровнем моря, кругом покрытые снегом вершины, плотные потоки грузовиков тянутся по единственной автомагистрали, связывающей юг и север исламской республики.Однако тоннель — не единственная забота охранника. У самого въезда с северной стороны небольшой пятачок земли, уровень символизма которого трудно оценить привычными мерками. На внушительном памятном камне, торчащем из сугроба, имя Сергея Малыгина, погибшего в 1985 году. Он пал не от пули и не от афганского кинжала. Ценой своей жизни Сергей спас десятки местных ребятишек. В итоге, когда советские памятники разрушались бульдозерами, этот камень не тронули. Более того — он до сих пор находится под усиленной охраной, в которой, кажется, нет необходимости. Афганцы сожалеют о гибели чужого солдата, которого при жизни считали захватчикам и окупантам
— Мы сначала расстреливали на Саланге ваши колонны, а когда получали ранение, то бежали к вашим докторам лечиться, — делится предысторией Гулаб. — Мне трудно говорить сегодня о прошлом, очень много ошибок совершили обе стороны. Однако подвиг русского солдата не вписывается в рамки привычной войны.
— Сергей Малыгин служил водителем армейского грузовика и часто возил грузы через перевал Саланг. Духи регулярно обстреливали нашу технику. У солдат была масса поводов обозлиться, перестать видеть даже в мирном населении обычных людей, — рассказывает председатель амурского отделения Союза ветеранов Афганистана и организации «Боевое братство» Валерий Вощевоз. — Однако Сергей в критический момент пошел по пути самопожертвования. Однажды он выводил из тоннеля свой грузовик, когда заметил, что прямо на него несется автобус. Внутри и даже на крыше десятки афганцев, в основном дети. В случае столкновения автобус мог рухнуть в пропасть, но солдат направил свой гру...Ещё— Мы сначала расстреливали на Саланге ваши колонны, а когда получали ранение, то бежали к вашим докторам лечиться, — делится предысторией Гулаб. — Мне трудно говорить сегодня о прошлом, очень много ошибок совершили обе стороны. Однако подвиг русского солдата не вписывается в рамки привычной войны.
— Сергей Малыгин служил водителем армейского грузовика и часто возил грузы через перевал Саланг. Духи регулярно обстреливали нашу технику. У солдат была масса поводов обозлиться, перестать видеть даже в мирном населении обычных людей, — рассказывает председатель амурского отделения Союза ветеранов Афганистана и организации «Боевое братство» Валерий Вощевоз. — Однако Сергей в критический момент пошел по пути самопожертвования. Однажды он выводил из тоннеля свой грузовик, когда заметил, что прямо на него несется автобус. Внутри и даже на крыше десятки афганцев, в основном дети. В случае столкновения автобус мог рухнуть в пропасть, но солдат направил свой грузовик в стену отвесной скалы. Шансов выжить у него не было, он отчетливо должен был понимать, что это последние секунды его жизни. Машина разбилась вдребезги, но дети в автобусе не пострадали. Памятник установлен точно на месте гибели Сергея. Он постоянно приводится в порядок, а не так давно в нем установили трубу для подачи воды. Получился рукотворный фонтанчик, который работает в теплое время года.
Афганские водители регулярно останавливаются возле памятника, пьют воду, восстанавливают силы. Рядом дуканы, в которых можно перекусить. Получился небольшой островок отдыха. За все время существования памятника не было ни одного случая вандализма. Обидно, что в стране, где до сих пор неоднозначное отношение к россиянам, их заслуги почитаются больше, чем на родине. На территории России представить подобный памятник, а тем более отношение к нему практически невозможно.
Когда искал подробности я всё это видел.К сожалению это было больше года назад и я не помню,где нашел все про историю создания памятника и комментарии автора.Кстати, В.Вощевоз, офицер с моего полка,комбат,правда служил позже меня.
Я тогда случайно наткнулся на сайт с подробностями той аварии.Просто уже просматривал сайты и везде одно и тоже.Как вдруг открыл,а там сам очевидец описывает аварию и историю создания памятника.Там он ещё объяснял,что обозначает знак из которого выходит труба.
все таки нашла. " Сообщаю Вам что Памятник Сергею Мальцеву летом 1985 г. задумали и установили я (Довлатян,) и наш водитель Хачатрян Рафик. Тогда я работал с Сов.смо. "Саланг" старшим инженером. Зная традиции востока, посоветовавшийся с местными афганцами, мы решили создать памятник советскому солдату в виде родника ( поэтому памятник не был уничтожен). Вокруг трубы для воды высечен наш армянский знак вечности."
С этим случаем возникает много вопросов! На памятнике, на его Родине,стоит дата смерти 2-е ноября 1985 года,а памятник задумали летом 1985! Это что!? Уже живому Мальцину задумали памятник установить? Или знали что он погибнет ? В марте 1985 г. этот памятник уже был там! Сам его там видел!и выбита там была Фамилия Мальцин Сергей! Так что с этим памятником что то НЕ ЧИСТО !!!
Комментарии 36
Амурчане Валерий Вощевоз и Андрей Анохин, работающие в Афганистане, побывали на месте гибели солдата.
Гулаб Буддин — типичный афганец. Одежда национального кроя, поверх которой затертый армейский бушлат, туфли на босу ногу и автомат на плече. Профессия охранника одна из самых востребованных в современном Афганистане, а для стратегического перевала Саланг она тем более актуальна. Задача Гулаба следить за безопасностью нескольких десятков рабочих, что наводят порядок в высокогорном тоннеле. Условия службы трудно назвать комфортными: четыре тысячи метров над уровнем моря, кругом покрытые снегом вершины, плотные потоки грузовиков тянутся по единственной автомагистрали, связывающей юг и север исламской республики.Однако тоннель — не единственная забота охранника. У самого въезда с северной стороны небольшой пятачок земли, уровень си...ЕщёПосле ухода наших войск афганцы снесли более сотни советских памятников, однако монумент этого героя устоял и продолжает вызывать восхищение у местных жителей.
Амурчане Валерий Вощевоз и Андрей Анохин, работающие в Афганистане, побывали на месте гибели солдата.
Гулаб Буддин — типичный афганец. Одежда национального кроя, поверх которой затертый армейский бушлат, туфли на босу ногу и автомат на плече. Профессия охранника одна из самых востребованных в современном Афганистане, а для стратегического перевала Саланг она тем более актуальна. Задача Гулаба следить за безопасностью нескольких десятков рабочих, что наводят порядок в высокогорном тоннеле. Условия службы трудно назвать комфортными: четыре тысячи метров над уровнем моря, кругом покрытые снегом вершины, плотные потоки грузовиков тянутся по единственной автомагистрали, связывающей юг и север исламской республики.Однако тоннель — не единственная забота охранника. У самого въезда с северной стороны небольшой пятачок земли, уровень символизма которого трудно оценить привычными мерками. На внушительном памятном камне, торчащем из сугроба, имя Сергея Малыгина, погибшего в 1985 году. Он пал не от пули и не от афганского кинжала. Ценой своей жизни Сергей спас десятки местных ребятишек. В итоге, когда советские памятники разрушались бульдозерами, этот камень не тронули. Более того — он до сих пор находится под усиленной охраной, в которой, кажется, нет необходимости. Афганцы сожалеют о гибели чужого солдата, которого при жизни считали захватчикам и окупантам
— Сергей Малыгин служил водителем армейского грузовика и часто возил грузы через перевал Саланг. Духи регулярно обстреливали нашу технику. У солдат была масса поводов обозлиться, перестать видеть даже в мирном населении обычных людей, — рассказывает председатель амурского отделения Союза ветеранов Афганистана и организации «Боевое братство» Валерий Вощевоз. — Однако Сергей в критический момент пошел по пути самопожертвования. Однажды он выводил из тоннеля свой грузовик, когда заметил, что прямо на него несется автобус. Внутри и даже на крыше десятки афганцев, в основном дети. В случае столкновения автобус мог рухнуть в пропасть, но солдат направил свой гру...Ещё— Мы сначала расстреливали на Саланге ваши колонны, а когда получали ранение, то бежали к вашим докторам лечиться, — делится предысторией Гулаб. — Мне трудно говорить сегодня о прошлом, очень много ошибок совершили обе стороны. Однако подвиг русского солдата не вписывается в рамки привычной войны.
— Сергей Малыгин служил водителем армейского грузовика и часто возил грузы через перевал Саланг. Духи регулярно обстреливали нашу технику. У солдат была масса поводов обозлиться, перестать видеть даже в мирном населении обычных людей, — рассказывает председатель амурского отделения Союза ветеранов Афганистана и организации «Боевое братство» Валерий Вощевоз. — Однако Сергей в критический момент пошел по пути самопожертвования. Однажды он выводил из тоннеля свой грузовик, когда заметил, что прямо на него несется автобус. Внутри и даже на крыше десятки афганцев, в основном дети. В случае столкновения автобус мог рухнуть в пропасть, но солдат направил свой грузовик в стену отвесной скалы. Шансов выжить у него не было, он отчетливо должен был понимать, что это последние секунды его жизни. Машина разбилась вдребезги, но дети в автобусе не пострадали. Памятник установлен точно на месте гибели Сергея. Он постоянно приводится в порядок, а не так давно в нем установили трубу для подачи воды. Получился рукотворный фонтанчик, который работает в теплое время года.
Афганские водители регулярно останавливаются возле памятника, пьют воду, восстанавливают силы. Рядом дуканы, в которых можно перекусить. Получился небольшой островок отдыха. За все время существования памятника не было ни одного случая вандализма. Обидно, что в стране, где до сих пор неоднозначное отношение к россиянам, их заслуги почитаются больше, чем на родине. На территории России представить подобный памятник, а тем более отношение к нему практически невозможно.
Обелиск рядовому С. Мальцину на С. Саланге
Тогда я работал с Сов.смо. "Саланг" старшим инженером. Зная традиции востока, посоветовавшийся с местными афганцами, мы решили создать памятник советскому солдату в виде родника ( поэтому памятник не был уничтожен). Вокруг трубы для воды высечен наш армянский знак вечности."