Ю. Матроскин в полевой экспериментальной форме "варшавка". Афганистан, 1986 год
После непродолжительной стажировки, выразившейся в ознакомлении с оперативной обстановкой в Афганистане, инструктажах и советах опытных офицеров-"афганцев", дежурствах в Оперативной группе погранотряда (орган управления спецподразделениями в зоне ответственности отряда на территории ДРА), меня и Виктора Нарочного наконец-то 22 августа 1984 года направили для прохождения дальнейшей службы на загранобъект "Артходжа" – 3-ю мотоманевренную группу (ММГ-3).
Утром знаменательного для нас дня мы с волнением заранее прибыли на местный аэродром, где находилось несколько вертолетов Ми-8 и Ми-24 и небольшая стайка офицеров и прапорщиков возле них. По внешнему виду это были уже "афганцы" – все они были кто в чем: в "хэбэ", в галифе и рубашках с общеармейскими погонами или в пограничном камуфляже, но без пограничных знаков отличия. Мы от них тоже особо не отличались – на нас были офицерские хромовые сапоги, галифе п/ш с зелеными кантами, рубашки с офицерскими погонами (зеленые просветы на них мы закрасили черным фломастером, ибо в Пяндже невозможно было найти армейские погоны) и армейские полевые фуражки.
Офицеры - пограничники в общевойсковой и камуфлированной полевой форме (зеленые просветы на погонах закрашивались в черный цвет). Афганистан, 1984 год
Здесь нужно отметить, что в Афганистане все пограничники находились "под легендой" мотострелков Советской Армии и факт их пребывания "за речкой" не афишировался – считался чуть ли не секретным (об этом мы узнали только в Пяндже и переодеваться в офицеров-мотострелков было поздно). По этой причине все пограничники носили армейскую полевую форму, а офицеры и прапорщики выезжали в ДРА только с погонами с красными или перекрашенным в черные просветами.
А в повседневной жизни все офицеры и прапорщики в ДРА одевались как партизаны, стремясь внешне ничем не выделяться от солдат, ибо в бою "духи" стремились выбивать прежде всего их. Так, летом наиболее распространенными были легкие куртки и брюки, переделанные из маскировочных халатов, а звездочки на самодельных погонах мы рисовали обыкновенной шариковой ручкой. В качестве головных уборов предпочитали сначала панамы, а затем кепи, а также общевойсковые полевые фуражки без пружины – они придавали нам "залихватский" вид.
Офицеры-пограничники на боевой операции одеты: в полевую камуфлированную форму, хэбэ образца 1969 г. и костюмы переделанные из маскхалатов. Афганистан, 1985 год
Из обуви были распространены кроссовки и спортивные туфли, хотя на построения все одевали "среднеазиатские" сапоги с короткими расширенными голенищами. "Берцы" же появились у нас только в 1987–1988 гг. В зимнее время почти все пограничники, вплоть до появления "варшавок" (полевая форма песчаного цвета), носили зимние пограничные камуфлированные куртки, что нас кардинально отличало от армейцев.
Офицеры - пограничники в зимних полевых камуфлированных куртках в расцвете "березка". Также, обращает внимание разнообразие головных уборов ( полевые фуражки, кепи, зимние шапки-ушанки). Афганистан, 1985 год
Поэтому хотя официально в Афганистане пограничников не было, но это не мешало местному афганскому руководству ежегодно 28 мая поздравлять командование наших "загранточек" с Днем пограничника. Это вполне соответствовало древней восточной поговорке: "В Афганистане много секретов, но нет ничего тайного".
Источник информации: Ю. Матроскин, "Афганистан мой путь..." М, 2022
В оформлении использованы фотографии: В Ю. Матроскин, "Афганистан мой путь..." М, 2022
Комментарии 1