Каждое время имеет свои вызовы. Советский период, например, имел какую-то нравственность, порядочность, но делал свои вызовы – коммунистические, атеистические, и задача родителей была показать детям, почему учителя – вроде бы люди авторитетные, уважаемые – иногда говорят неправду и не всегда их нужно слушаться. Помню, когда я учился в школе, у нас вплоть до конца 1980-х годов был уголок атеиста. По непонятной причине помещался он в кабинете химии, там были собраны какие-то атеистические книжки и брошюрки. Сейчас время затишья, время, про которое можно сказать словами Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою», время, когда мы должны учиться противостоять этим вызовам и привыкнуть к тому, что вера наша ни под каким предлогом не должна быть скрываема, что мы не должны ее стесняться. Наоборот, сейчас мы должны воспитать детей в том, что это совершенно естественно – зайдя, например, в кафе, помолиться перед едой; проходя мимо храма, перекреститься на церковь. Этому я стараюсь учить своих детей. Если за это над нами кто-то смеется, то это не комплекс неполноценности в нас воспитывает, а умение противостоять, наращивать броню, тренировать силу воли. И наоборот, когда человек плывет по течению, он является слабым. Кто верен в малом, тот и в большом будет верен, а кто в малом не верен, тот проявит слабость и в другой ситуации.И, может, будет еще предложен какой-то другой праздник, гораздо худший. Мы не знаем, что нас ожидает в будущем, «что день грядущий нам готовит», хотя все равно известно, что мировая история должна закончиться большими гонениями на христиан и пришествием антихриста. Может быть, мы не доживем до этого, может быть, наши дети или внуки до этого доживут. И наша задача – воспитать воинов Христовых, а не безвольных хлюпиков, которые будут толерантны к любой инфекции.– Какими словами ребенку объяснить, что Хэллоуин – это не просто веселье? И как ему привить понимание того, что это чуждая нам традиция?– В Интернете, в других источниках очень много рассказано о Хэллоуине, о его языческих, оккультных корнях – в наше время информация очень доступна. Но если мы хотим ребенку что-то запретить, несомненно, мы должны обосновать наш запрет. От ребенка просто окриком, принуждением ничего не добьешься. Мы должны с ним разговаривать как с личностью, как с взрослым человеком – обоснованно, аргументированно. Поэтому необходимо собрать побольше информации и провести с чадом беседу. У меня есть знакомый папа – можно сказать, подвижник семейного воспитания: у него не только свои, но и приемные дети, очень большая семья. Так вот, он регулярно после ужина проводит по вечерам беседы со всем своим многочисленным семейством: о вреде сквернословия, курения, винопития и т. д. – и это дает свои плоды. Тем самым он наносит вот такие упреждающие удары, потому что знает: дети все равно с этим столкнутся. Тем более это обязательно надо делать, если уже видишь у своих детей какие-то подобные проявления. Так что с детьми надо беседовать, и, конечно, рассказывать им о своих праздниках, о своих традициях.Сейчас мы видим, как одна идеология, которая имела свои праздники, рухнула, и людям понадобились какие-то другие псевдопразднования, потому что «душа хочет праздника», как говорил главный герой фильма «Калина красная» В. Шукшина. Но этот персонаж, как и современный, оторванный от духовных корней человек, не знал, в чем настоящий праздник, что такое подлинная радость. А желание праздника, радости, чего-то яркого, каких-то переживаний, эмоций – обычное человеческое желание. И тем более этого жаждет детская душа. Детские впечатления о праздниках всю жизнь вспоминаются. Помните, у И. Шмелева, в его знаменитых книгах «Лето Господне» и «Богомолье», самыми радостными, запоминающимися воспоминаниями детства предстают именно праздники?Мы, православные, – счастливые люди: недостатка в праздниках у нас нет. Только надо позаботиться об организации празднований. Например, скооперироваться с другими родителями и во время каникул организовать рождественский и пасхальный праздники для детей на приходе, со спектаклем, концертом, раздачей подарков. На Благовещение выпустить птиц после службы. У нас в храме приходские детишки каждый год обязательно помогают в Великую субботу при освящении куличей, поют кондак праздника и ходят с батюшкой, собирая в корзинку пожертвования – яйца и куличи. И конечно, ребенок должен почувствовать атмосферу праздника дома. Если детям будет интересно и радостно дома с родителями, братьями, сестрами и друзьями, они не захотят уже убегать на какие-то сомнительные школьные вечеринки.Когда человек вступает во взрослую жизнь, что в основном остается из детства? Что-то такое яркое, позитивное. Плохое забывается – хорошее остается. И дай Бог, чтобы у наших детей было воспоминание о ночном пасхальном крестном ходе, о праздновании Рождества, о том, как вместе ездили с родителями в какую-нибудь поездку, например по Золотому кольцу, какие посетили святыни, как искупались в источниках. Вот это должно остаться в детской памяти, а не страшные уродливые маски и какие-то беснования.Мне кажется, у любого нормального человека все эти беснования иных чувств, кроме отвращения, не вызывают. Хотя, конечно, у некоторых людей есть тяга ко всяким ужасам, миру инфернальному. А к чему это приводит, еще Николай Васильевич Гоголь очень хорошо описал в своей повести «Вий»: Хома Брут проявил любопытство, посмотрел на Вия, хотя ему был внутренний голос не глядеть, – и тем самым открыл двери нечистой силе, которая прорвалась через защищающий его барьер… Что дальше произошло, мы знаем. У каждого человека есть, конечно, определенная такая тяга к неизведанному, но это влечение совсем нездоровое и небезопасное.– А какие примеры привести, объясняя, почему нельзя на себя надевать личины ведьм, вампиров, вурдалаков и просто нечистой силы?– Иногда нам говорят, что, конечно, есть сатанисты, есть оккультисты, которые совершенно реально во все это верят, в этом упражняются, служат сатане и совершенно сознательно являются реальными почитателями нечистой силы, а Хэллоуин – это всего лишь некое шоу… Мол, и в Америке в нечисть тоже не верят. Но там, по-моему, скорее всего вообще ни о чем не задумываются: просто срабатывает очень мощная реклама, очень мощная пропаганда Хэллоуина. Но они все-таки связаны своими корнями с этим праздником, в отличие от нас. У нас в России тоже сохранились некоторые рудименты язычества: гадание на святках, сжигание масленицы, пляски на Ивана Купалу – и с этим тоже надо бороться.Так вот, кто-то может сказать, что все это несерьезно, понарошку, и нет разницы, надевать костюм вампира или, скажем, костюм Чебурашки на утреннике. Однако разница большая. Не будем забывать, что для ребенка игра и реальность всегда немножко переплетены. Например, подсесть ребенку на компьютерную игру гораздо легче, чем взрослому, который и психически крепче, и для него виртуальная игровая реальность и реальность обычная всегда имеют четкую границу. А для ребенка эта грань очень сильно размыта, поэтому на нем даже косвенное участие в языческих обрядах может серьезно сказаться.Мне приходилось беседовать с людьми творческими, с актерами, которые занимаются лицедейством. Лицедейство – это надевание какой-то личины, маски для того, чтобы дальше изображать что-то, представление какого-то образа. И вот даже для этих людей подобное не проходит бесследно. Эти люди в общем-то по-своему несчастны, потому что, с одной стороны, они очень чувствительные, они тянутся к вере, им даже легче, может быть, прийти к вере, к Богу, чем людям каких-то технических специальностей, более приземленным, – но духовную жизнь им вести гораздо сложнее, потому что им, чтобы войти в какой-то образ, особенно если человек является профессиональным актером, требуется перевоплощение, а не формальное вхождение. Одна женщина, которая раньше была актрисой, мне рассказывала, что сейчас она от этого отошла, занялась другой деятельностью потому, что необходимые перевоплощения, вживание в образ, работа над ролью очень сильно мешали ее духовной жизни. Скажем, если человек играет героя-любовника, ему самому иногда нужно переживать те же страстные эмоции, влюбленность, которую он собирается играть. Некоторые актеры становятся просто влюбленнозависимыми. Не случайно у актеров, актрис создание полноценной семьи, отношений на всю жизнь – очень-очень большая редкость, потому что они постоянно влюбляются то в одного, то в другого, то в третьего и уже не могут жить без этого. Бывает, что они заигрываются: играя любовников на сцене, на одной съемочной площадке, часто становятся любовниками и в жизни.Так что даже на нервную систему взрослого человека, с уже сложившейся психикой, на его психическое и духовное, в первую очередь, здоровье лицедейство очень сильно влияет. Он становится уже своего рода носителем того образа, который воплощает, особенно темного. И очень многие верующие актеры отказываются, когда им предлагают играть нечистую силу; среди актеров также очень распространено, например, предубеждение к сценам, где надо играть собственную смерть: существует мнение, что это может плохо кончиться.Повторюсь: человек за каждое праздное слово – не только за праздное действие – несет ответственность перед Богом.Ничто не проходит бесследно. Любой человек, который смотрел фильм ужасов, тоже долго находится под впечатлением от увиденного, его долго потом преследуют эти образы, являются во снах. На то и эффект, чтоб пощекотать нервы человеку и серьезно повлиять на его ум, на его подсознание.А личное участие в язычестве, оккультизме, даже просто формальное, безо всякой к тому веры, не может пройти даром. Люди открывают ворота этим самым сущностям, которых изображают, в которых дети пытаются играть, надевая личины демонов, вампиров и прочей нечисти.Интерес к инфернальной, демонической теме не проходит бесследно. В Китае были запрещены несколько фильмов ужасов, поскольку школьники стали копировать поведение их персонажей. У нас в России группа подростков, насмотревшись фильмов про вампиров, заманила в лес девушку, убила ее и выпила кровь.Так что наша задача как родителей, как воспитателей непременно следить за тем, что смотрят наши дети, с кем они общаются, в какие игры они играют и какие праздники отмечают.
Комментарии 1