В переводе с латинского языка «filum» означает нить, а «granum» зерно. Русское же слово «скань» происходит от древнерусского «скать», что значит «свивать, ссучивать». Такая техника, в основном, применяется на серебряных изделиях, например, ложек, подстаканников, женских сережек, но материалом могут быть и другие благородные металлы, такие как золото и платина.
Причиной увлечения именно серебром и золотом служит мягкость этих металлов, из них можно свить весьма тонкие проволочки. Основа филиграни — серебряная или золотая проволока бывает как гладкой так и свитой в своеобразную веревочку.
Краткая история филиграни
Если обратиться к истории возникновения, то она уведет нас в древний Египет, Крит и Грецию. Уже в 4-6-ом веках до н.э. филигрань была одной из базовых ювелирных техник изготовления ажурных украшений.
В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия вырос. В XVIII веке филигрань сочетают с камнями, хрусталем, перламутр. С помощью скани изготавливают вазочки, солонки, шкатулки. С 19-го века филигрань стала фабричным товаром. Искусство совершенствуется, процветает рельефная ажурная филигрань, появляется витражная разновидность с прозрачной эмалью. В 1937 году работы мастеров-ювелиров из села Красное-на-Волге показали на всемирной выставке в Париже, где она произвела настоящий фурор, а в 1939 году в Нью-Йорке повторился успех. Филигранью стали заниматься в селе Казачково Нижегородской области.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12
Впоследствии при Художественно-ремесленной мастерской из выпускников 1908/1909гг. была организована трудовая артель. «Эта артель подчинялась Красносельской мастерской, работы проводились в ее помещении, изделия изготовлялись по эскизам художников-преподавателей мастерской и сбывались через Костромской кустарный склад».В 1912г. был издан иллюстрированный каталог ювелирных изделий, вырабатываемых артелью, в котором было представлено около 300 видов образцов, выполненных в разнообразных техниках: литья, чеканки, скани, эмали. Таким образом, первые красносельские сканные изделия – это работы учащихся Художественно-ремесленной учебной мастерской и работников трудовой артели.
После революции мастерская подвергается преобразованиям. В 1923г. школа была переведена в Кострому, а преподаватели разъехались. В Красном остались только И.А. Дерябин и И.И.Ковшов (мастер по посудному делу). Через год учебное заведение было возвращено, а в 1928г. реорганизовано в ФЗУ по подготовк