Морис Корнелиус Эшер (17 июня 1898 — 27 марта 1972) — нидерландский художник,прославившийся благодаря своим орнаментальным гравюрам и работам с «невозможной архитектурой».
Эшер - автор «мозаичных» работ, на которых складываются в симметричный узор разные животные и другие объекты. Он использовал в работе приемы, основанные на математических принципах.
Эшер увлекался гравюрами, и первыми его популярными работами стали пейзажи, которые он запечатлевал в многочисленных путешествиях.
Несмотря на то, что имя Маурица Эшера известно любому человеку, мало-мальски разбирающемуся в искусстве, этот художник всегда стоял особняком среди коллег.
Да что там говорить, некоторые искусствоведы даже сомневаются, стоит ли относить его работы к современной живописи. И с ними сложно поспорить, ведь за всю свою карьеру Эшер не написал ни одного живописного полотна.
Его волновали исключительно гравюры,орнаменты и узоры.
Известные произведения Маурица Эшера:
«Метаморфозы».
«Бельведер», май 1958 года.
Гравюры, которые прославили Эшера во всем мире, где пространство вывернуто наизнанку, где люди поднимаются по лестницам, ведущим вниз, а вода, стекающая с мельничного колеса, течет вверх, объединяют в себе оптические иллюзии,неевклидову геометрию и приемы имп-арта.
«Вавилонская башня».
"Относительность", июль 1953 года.
Серьезное влияние на художника оказали невозможные геометрические фигуры, созданные ученым Роджером Пенроузом. Играя с воображением зрителя, Эшер в каждой гравюре создает собственный мир невозможного, в котором возможно всё.
„Вы действительно уверены, что пол не может также быть потолком?“
Мауриц Корнелис Эшер
«Балкон», июль 1945 года.
«Рука с отражающей сферой».
Фото художника.
«Восхождение и нисхождение».
С 1936 года Эшер писал картины, изображающие «невозможную реальность», логические и пластические парадоксы («Рисующие руки», «Рептилии», «Дом с лестницами»).
«Рисующие руки».
«Натюрморт и улица», март 1937 года.
«Узы единства», апрель 1956 года.
«Рептилии».
Эшера часто намеренно выносят за пределы круга представителей современной живописи, его принято изображать эдаким сухарем со складом ума скорее математическим, нежели творческим.
Глаз.
«Кастровальва», Абруццо, 1930 год.
„Вещи, которые я хочу выразить, настолько красивы и чисты.“
Мауриц Корнелис Эшер
Но всё-таки в своих работах Эшер использовал разные приемы, основанные на математических принципах, и превращал сложные геометрические фигуры в произведения искусства.
«Гравитация». 1952
Интересно, что большинство «мозаичных» работ Эшера, в том числе и знаменитые «Метаморфозы» были написаны им благодаря нескольким путешествиям в Испанию,в частности, в Альгамбру. Мавританский стиль и строгие узоры мусульманских мастеров произвели на него неизгладимое впечатление.
Но Эшер быстро отходит от простых геометрических фигур и начинает «одушевлять» их — на смену квадратам и шестиугольникам приходят птицы и рептилии — а потом и вовсе «оживляет»,
заставляя нарисованных существ выходить за пределы рисунка.
Эшеру с его мозаичными узорами, невозможной архитектурой и тиражируемыми, бесконечно воспроизводимыми рисунками удалось достичь того, о чем многие художники того времени могли только мечтать. Эшер прославился при жизни и умер в преклонном возрасте практически признанным гением.
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из статьи Евгении Сидельниковой.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3