Введение.
В документах фондов Отдела архивной службы и тематических папках хранятся интересные материалы по истории Кыштовского района в самые разные периоды. В них как в зеркале отражен самый северный в Новосибирской области Кыштовский район, который ранее входил в состав Томской губернии. Многоликая, щедрая и богатая Кыштовская земля, она словно большой раскидистый дуб, корни которого уходят глубоко в прошлое, а крона стремится ввысь к будущему. Богатая и непростая история старинного села, проходя все изгибы истории нашей огромной России, продолжается в 21-м веке, отражаясь в судьбах людей, живущих в этом суровом краю.
Становление народного образования на нашей территории - особая страница, которую ещё предстоит изучать местным историкам и краеведам.
Внутри культурного пространства российской провинции в XIX в. начальные школы занимали особое место. Они составляли основу системы народного просвещения в широком смысле, являлись базовыми учебными заведениями для подготовки учащихся к дальнейшему обучению в гимназиях. Впервые планомерное создание начальных школ в сельской местности началось в правление Александра I. В результате либеральных реформ были созданы основы системы народного просвещения. Постепенно народные школы, открытые в начале XIX в., становились основными просветительскими и культурными центрами на селе.
Посёлок Кыштовский располагался среди тайги и болот в двухстах сорока километрах от уездного города Каинска далеко на Север от Московского тракта. В посёлке функционировали Свято -_Никольская церковь, четыре питейных заведения, двадцать торговых лавок и одна церковно – приходская школа. На основании карты Томского землемера А. Шубина в Кыштовском было всего три улицы, и население составляло 868 человек.
В архивных документах сохранились названия улиц: Большая, Лобановская, Золотой рог, имена жителей: Лобановы, Бармины, Рассказовы, Кашины, Медведевы, Чебаковы.
Любой, даже самый маленький, ребёнок знает, что, когда вырастет, пойдет в школу. В наше время этот вопрос даже не подлежит обсуждению: все дети, по достижении 7-летнего возраста, идут в школу и начинают получать образование. Оно является обязательным в нашей стране. Но так ли оно было всегда? И когда появились школы? Зачем они? И что это вообще такое – школа? Многие ответят на этот вопрос: «Школы нужны для того, чтобы учиться». И будут, конечно же, правы. Но чему учили в школах раньше и чему учат сейчас? Какими школы были раньше? Как изменились сегодня? И чего нам ждать от школы будущего?
Народное образование на территории Кыштовской волости прошло долгий и трудный путь. История Кыштовской средней школы №1 – интересная страница в истории села. Кыштовская СОШ №1 – самое большое образовательное учреждение Кыштовского района, в котором работают высококвалифицированные специалисты.
В школе осуществляется обучение по общеобразовательным, профильным и коррекционным программам. Школа обеспечивает поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения России. Высокое качество образовательных услуг – основной приоритет функционирования школы.
Как это начиналось…
На улице Большой, которая находилась рядом с главной площадью - Ярмарочной в посёлке Кыштовском открыта первая народная школа церковно-приходского типа. В 1873 году в школе обучалось 8 мальчиков и 2 девочки, и с этого же года учителем работает Алексей Петрович Борзых. В архиве сохранились и имена учеников: Медведев Валентин, братья Запорожские, Кашина Клавдия, Артикулова Вера, Кухорёнок Валентин. Все были ученики разного возраста от семи до 15-17 лет.
В год на школу выделялось 240 рублей, а учитель получал 20 руб. 4 коп. в год, на нужды школы 40 рублей из казны. Характеризуя состояние школьного обучения, Каинский окружной смотритель писал, что учитель А. Борзых работает без особого старания, учебной литературы и письменных принадлежностей не достаточно. В комнате, где стоят большие парты и деревянный стол, живёт и сам учитель, здесь же находятся и его пожитки, книги, которые он использует.
Учебный год в школе начинался с 1 октября, потому что дети наравне со взрослыми занимались крестьянской работой на полях и в огородах, ухаживали за домашним скотом. После окончания осенних полевых работ, когда выпадал снег, в Кыштовку тянулись конные подводы из сёл и деревень Кыштовской волости, груженные зерном, мясом, рыбой, изделиями домашних промыслов. На большой Ярмарочной площади начиналась Покровская ярмарка, которая продолжалась неделю. Местные купцы П. Грибков и Ф. Щеглов заранее завозили товары для такого случая. На ярмарке продавались ткани (мануфактура), различная посуда, сладости, простые игрушки для детей.
В 1913-м году на территории Кыштовской, Верхне-Майзасской, Малокрасноярской волостей уже было 23 школы, которые делились на три типа:
1.Церковно – приходские, которыми заведовал священник Быстров.
2.Переселенческого управления (в Ядкане, Чесново, Рямке, Коровинке, Камышенке).
3.Земские - (В Кыштовке).
Во всех типах школ основными предметами были русский язык, арифметика, пение, рисование, Закон Божий. Учились в школах три года.
Школа… время перемен.
После Октябрьской революции государство проявляет заботу о грамотности населения, строятся школьные здания, подбираются учителя для деревенских школ.
В 1924 году в школе открылся 5-й класс, в 1926-шестой. И уже в 1929 году в школу колхозной молодёжи директором был назначен Гарус Николай Антонович. Учителями работали Жерехов Геннадий Иванович, Симак Софья Николаевна, Лазарев Пётр Алексеевич, Волков Семён Николаевич, Белецкий Николай Тимофеевич, Величко Вера Тарасовна. В классе было 13 человек: Шипилина М., Симаков М., Вячкуткина Х., Бегун М.. Тишканов А., Винокуров Н.. Бочкарёв П., Дроздова Е., Хмелевская М., Стародубцев В.
В этот период неграмотных в районе было 2925 человек, малограмотных 2128. Учителей всего было 213: из них с высшим образованием-1, со средним-31, с незаконченным средним-191. В 1934-м году в Кыштовке была открыта образцовая начальная школа.
Учителями в школе работали Коростелёва Евгения Руфовна, Кротова Ольга Александровна, Кротова Антонина Александровна. Супруги Ерёмины Пётр Фадеевич и Наталья Павловна. Возглавил образцовую школу Климов Александр Фёдорович.
Родился он в 1889 году под Нижним Новгородом в деревне Огненный Майдан в семье садовника, работавшего в усадьбе помещика. Сдал экстерном экзамены на звание учителя и в 1913 году приехал в Сибирь, в Кыштовскую волость. Был он человеком увлечённым, много читал, занимался фотографией, охотился в таёжных лесах и творчески работал со школьниками. Александр Фёдорович стал родоначальников замечательной династии учителей Климовых - Рассказовых - Фабрика, отдавшей народному образованию двести пятьдесят лет. Его сыновья Лев Александрович и Михаил Александрович проработали учителями около сорока лет. Жизнь Рассказовой Раисы Павловны всегда была связана с родной Кыштовкой и с Кыштовской школой. Учителями были сноха Любовь Викторовна, дочь Нелли Александровна, зять Юрий Аркадьевич.
В 1935-м году было сдано в эксплуатацию двухэтажное деревянное здание Кыштовской средней школы. Строили здание Алейников Александр, Сафронов Иван, Войцеховский Виктор, Олейников Павел, Цурин Илья, Рахматулин Шарын, Носков Иван, Кашин Филипп, Ведянин Алексей, Гудин Фёдор, десятник Назаров Иван. Строили здание в полном смысле слова «всем миром», жители всех деревень. Это была первая и единственная средняя школа в районе.
В то же время строились неполные средние и начальные школы в других населённых пунктах. Заведующий Кыштовским РОНО Виноградов В.Н. в докладе в 1937-38-м учебном году отметил:
-начальных школ - 72, в них классов 243.
-неполных средних школ – 11, в них классов 64,
- ШКМ – 1 с количество классов 18.
Учителя - делегаты 2-го областного съезда работников образования.
В 1938 году из школы был сделан первый выпуск: десять выпускников. Директором школы был Москалёв Иван Николаевич, классный руководитель Ланько Иван Арсентьевич. Судьба парней и девушек этого года трагически совпала с Великой Отечественной войной. Не вернулись с фронтов Левитан Вениамин, Сысолятин Николай, Тарасёнок Николай, Куклин Василий, Чебаков Александр, не вернулись и учителя: Бескоровайный Николай Семёнович, Субботин Дмитрий Фёдорович, Александров Ефим Петрович, Коростелёв Василий Павлович, Дикунов Семён Петрович. Именем Бегуна Василия по просьбе пионеров была названа одна из улиц нашего села.
В 1940-м году пришёл работать в школу молодой учитель Александров Ефим Петрович. Он проработал только один учебный год, ушёл на фронт в августе 1941-го года. Через два года в Кыштовку пришла «похоронка» - пропал без вести. И было ему всего 26 лет.
Выпускники школы, погибшие на войне:
Тарасенко Николай Константинович
Родился в 1921 году в деревне Верх - Чёкино. В 1938 году закончил Кыштовскую среднюю школу. В 1938- 1939 годах работал в Ново - Майзасской семилетней школе учителем русского языка и литературы. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии, учился в Томском артиллерийском училище, получил звание лейтенанта и был направлен в один из Западных военных округов. В 1941 году началась Великая Отечественная война. В боях под городом Смоленском пал смертью храбрых.
Мишин Пётр Наумович
Родился в 1924 году. После окончания 9- го класса Кыштовской школы работал учителем начальных классов Верх - Чёкинской школы. В1941- 42 учебном году был направлен учителем в Менгерскую школу Межовсого сельского совета. В 1942 году был призван и сразу попал на фронт. Пётр Наумович командовал взводом 66-й Гвардейской Полтавской стрелковой дивизии, погиб 15 ноября 1943 года в Кировоградской области. Это был его первый и последний бой после окончания офицерского училища в октябре 1943года.
Чебаков Александр Дмитриевич
Родился в 1920 году в Кыштовке в семье кузнеца. В 1938 году окончил Кыштовскую среднюю школу и начал работать учителем в деревне Сергеевке. В 1939 году был призван в армию. С 1941 по 1945 год воевал на разных фронтах, был ранен, имел боевые награды. В 1946 году снова вернулся на преподавательскую работу в Кыштовскую школу. Заочно окончил педагогический институт . Умер в 1984 году.
Левитан Вениамин Яковлевич
Родился в 1919 году в Смоленске. В 1935 году семья была выслана в Кыштовку, где он успешно закончил Кыштовскую среднюю школу в 1938 году с «золотым» аттестатом. В том же году поступил в военную академию связи им. Будённого в Ленинграде и закончил её в 1941 году. Весь выпускной курс сразу был направлен на передовую. Майор Левитан - начальник штаба танкового полка - храбро сражался с фашистами. Последнее письмо с фронта пришло от него в январе 1944 года и хранится оно в школьном музее. Погиб Вениамин Левитан 28 августа 1944года, похоронен в братской могиле в Молдавии.
Николай Горовцов - выпускник Кыштовской средней школы 1940-го года, служил на Дальнем Востоке. В сентябре 1941-го года его эшелон ехал туда, где гремела война. И он написал стихотворение:
Я еду на запад, где пушки гремят,
Гранаты и бомбы где рвутся.
Где наши фашистов проклятых громят,
За Родину славную бьются.
Я еду на запад советским бойцом,
С ребятами смелыми еду,
И будьте уверены, я не вернусь,
Пока не добуду Победу.
Я в порохе боя себя закалю,
Стану отважным солдатом.
Родину милую крепко люблю,
Рощу берёз возле хаты.
Силы отдам, а придётся, и жизнь,
Трусить в бою я не стану.
За лучшую жизнь и за коммунизм,
За славное Красное Знамя.
Я еду на запад, прощайте, друзья,
Будьте здоровы и живы.
Помните только шального меня,
Песен красивых мотивы.
Я буду и там, где огонь, и где дым
Песни слагать о жизни.
Погиб Николай Горовцов в 1943-м году в Белоруссии.
Выпускники Кыштовской школы, 1938-й год.
Моисеенко- Жеглова Евдокия Михайловна - воспитатель детского сада
Левитан Вениамин Яковлевич- погиб на фронте
Сысолятин Никита Фролович-погиб на фронте
Санникова – Шабанова Мария Константиновна-учитель иностр. языка.
Лукьяненко- Суханова Мария Ивановна – учитель математики\Лукьяненко Михаил Михайлович – учитель математики
Куклин Василий Николаевич – погиб на фронте
Москалёв Иван Николаевич - директор школы в 1937-1940 г. Погиб
Ланько Григорий Арсентьевич-учитель русского языка, кл .рук.
В Кыштовской школе работали замечательные учителя Бердникова Татьяна Ивановна, Коростелёв Василий Прокопьевич, Канунников Дмитрий Фёдорович, Канунникова Ольга Александровна. В школы района приезжают учителя из других регионов, улучшается кадровый состав педагогических коллективов.
Педагоги школ Кыштовского района, 1940-й год.
Великая Отечественна война полностью изменила жизнь всей страны и нашей далёкой от фронтов Кыштовки. В середине дня 22 июня 1941-го года на площади в центре села состоялся митинг. «Враг будет разбит! Победа будет за нами»»- говорили все выступающие. И поехали на фронт наши земляки. За годы войны было призвано 8957 человек, среди них 42 девушки. Почти пять тысяч жителей Кыштовского района полегли на полях сражений от Москвы до Берлина. Ученики военных лет вспоминают, как трудно было жить и учиться в военные годы. В холодных классах, укрывшись верней одеждой и шалями, учились ребята, стараясь не подводить своих отцов – фронтовиков. Когда приходили в семью похоронки, плакали и дети, и учительницы, стараясь поддержать друг друга. Не хватало учебников, тетрадей. Чернила делали из печной сажи. Писали на газетах, старых книжках. В школе давали небольшой кусочек хлеба. Старались принести его домой, поделиться с мамой, старой бабушкой, младшими братьями и сёстрами. Хлеб пекли из чёрной ржаной муки с примесями травы, варили суп из крапивы, лебеды, картофельных очистков.
Учителя в школе вслух читали газеты, много рассказывали о событиях на фронтах. Письма от отцов и братьев читали перед всем классом, радовались, что живы близкие люди и бьют врагов.
На фронт ушли мужчины-учителя. Учителями стали совсем молоденькие девушки – выпускницы этой же школы, а также эвакуированные жители с оккупированных территорий. Приехала в далёкую Сибирь Галина Карловна Перельштейн из блокадного Ленинграда. Молодая, талантливая, энергичная, она стала кумиром для детей. Её ученики Ивакин Александр Михайлович, Рассказова Раиса Павловна, Демидович Надежда Ивановна стали учителями, влюбившись в свою Галину Карловну.
По окончании войны вернулись в школу учителя Плаксин Андрей Петрович, Прозоров Константин Николаевич, Малеев Никифор Ануфриевич, Ланько Иван Арсентьевич, Ерёмин Пётр Фадеевич Моисеенко Василий Андреевич. Бывшие фронтовики - энергичные, подтянутые - стали кумирами учеников и долгие годы проработали в Кыштовской школе.
Плаксин Андрей Петрович, Прозоров Константин Николаевич, 70-е годы.
Подвижники.
Значительный вклад в развитие Кыштовской средней школы внесли директора, работавшие в школе с 1926 года и до наших дней.. Они были очень разными и по возрасту, и по методам работы, но каждый внёс вклад в становление и развитие школы.
1.Гарус Николай Антонович
2.Москалёв Иван Николаевич
3.Старостин Николай Михайлович
4.Филиппов Анфиноген Демьянович
5.Леонов Иван Тихонович
6.Останкин Александр Алексеевич
7.Синицин Иван Сергеевич
8.Останкин Николай Александрович
9.Соколов Леонид Георгиевич
10. Евсютин Дмитрий Иванович
11.Васильев Иван Афанасьевич
12.Рассказова Раиса Павловна
13.Сапрыкин Иван Фёдорович
14.Савинова Прасковья Алексеевна
15.Кононов Василий Николаевич
16.Демидович Нина Дмитриевна
17. Ерёмина Людмила Александровна.
В разные годы заместителями директоров работали лучшие учителя школы: Веселова Анастасия Фёдоровна, Азаров Дмитрий Фёдорович, Рассказова Тамара Фёдоровна, Фоменко Анна Ильинична, Митрякина Светлана Анатольевна, Барнёва Зоя Ильинична, Трифолненко Ирина Николаевна и другие.
Совершенствованием воспитательной работы в школе, развитием школьного самоуправления и повышением эффективности деятельности детских организаций в разные годы занимались организаторы по внеклассной работе Вараксин Сергей Васильевич, Макарова Юлия Ивановна, Савинова Прасковья Алексеевна, Дроздецкая Татьяна Петровна, Липатова Надежда Яковлевна, Моисеева Марина Викторовна.
Жизнь Рассказовой Раисы Павловны была связана со школой почти пятьдесят лет. В 1964-м году она была назначена директором. Настоящий руководитель, педагог, коммунист, Отличник народного образования, Почётный работник Кыштовского района – такой она запомнилась своим коллегам и ученикам.
Раиса Павловна закончила Кыштовскую среднюю школу сразу после войны и пришла работать старшей пионерской вожатой. Путь от рядового учителя до директора самой большой в районе школы Раиса Павловна прошла быстро, и двадцать один год возглавляла школу, создала дружный и творческий коллектив.
Подвижники – именно так можно назвать учителей, работавших в нашем районе со дня продвижения образования в деревнях и сёлах. В 1939 году в районе было две средних школы, восемь неполных средних и восемьдесят одна начальная. В школах разного уровня обучалось 4763 ученика. По архивным данным неграмотных было 2925, малограмотных 2128 человек. Это были в основном люди уже не школьного возраста. Очень важной проблемой для руководства района и заведующего отделом народного образования Виноградова И.П. была проблема учительских кадров. В школах работало 212 учителей: двое с высшим образованием, 31 – со средним, 191 – с незаконченным средним. Начальные школы были даже в небольших деревушках, где работали учителями в основном молодые девушки и парни. В деревни направлялись комсомольские активисты, которые были не только педагогами, но и пропагандистами, политинформаторами, организаторами художественной самодеятельности, учителями для взрослого неграмотного населения. Сложно представить, как из ближних и дальних деревень по разбитым дорогам на лошадях добирались до районного центра, как не хватало парт, школьных учебников, тетрадей, мела, ручек и карандашей, но учебный процесс был под контролем руководства района и отдела образования. Старались проводить учительские конференции, «кустовые» методические объединения, делиться опытом лучших учителей.
60 -70 –е годы были для Кыштовской средней школы №1 годами подъёма и творчества. В 1964 году было сдано в эксплуатацию двухэтажное кирпичное здание школы, в котором обучались дети из 11-ти деревень, работал пришкольный интернат. Стабилизировался педагогический коллектив, прибывали выпускники педагогических учебных заведений не только из Новосибирска, но и из других регионов страны. В школе успешно применялось производственное обучение. Начиная с 1960-го года школа готовила трактористов, продавцов, медицинских сестёр, штукатуров – маляров, бухгалтеров, киномехаников, шофёров, операторов машинного доения, швей. В условиях дефицита кадров в районе многие впоследствии трудились по этим специальностям на производстве или продолжали обучение. Навыки работы на земле отрабатывались в школьной производственной бригаде, которая выращивала зерновые, кормовые, технические культуры, овощи. В летний период школьники и преподаватели трудились на заготовке сена в колхозе им. Карла Маркса, на ремонте животноводческих помещений в деревне Ново – Ложниково.
Под руководством учителей биологии на пришкольном участке ученики отрабатывали летнюю практику, закладывали опыты, выращивали овощи и картофель для школьной столовой.
Кыштовская средняя школа №1 всегда славилась спортивными достижениями. Огромный вклад в развитие спорта в школе внесли Плаксин Андрей Петрович, Чмелёва Вера Вячеславовна, Гинько Геннадий Петрович, Жегуло Дмитрий Петрович. Андрей Петрович пришёл в школу практически сразу после демобилизации из рядов Советской Армии после Великой Отечественной войны. Сам прекрасный спортсмен он начал развивать гимнастику, лыжную подготовку, хоккей. В истории школы сохранились имена лыжников Степанова В., Габова В., мастера спорта Самаркиной С., гимнасток Ануфриевой Н., Ахметовой Р., замечательных хоккеистов…. В. В. Чмелёва привила школьникам любовь к игровым видам спорта. Г.П. Гинько и А.У. Лепёшкин - к туризму и краеведению, к игре «Зарница». Д.Ф. Азаров положил начало созданию школьного музея, который позже стал основой краеведческого музея в райцентре.
Гимнасты, лыжники и хоккеисты Кыштовской школы.
Большую роль в воспитании подрастающего поколения играли комсомольская и пионерская организации. Старшими пионерскими вожатыми в разные годы работали Рассказова Раиса Павловна, Савицкая Любовь Ивановна, Лисенкова Людмила Алексеевна, Далевич Т., Куц Е., Кузьмина В. Пионеры собирали металлолом, макулатуру, оказывали помощь престарелым людям, ветеранам войны и труда. Комсомольцы школы были вожатыми в пионерских отрядах, готовили и проводили концерты в Кыштовке и в окрестных деревнях, активно включались во Всесоюзные акции «Зарница», «Кожаный мяч», «Золотая шайба».
Школьные спортивные команды по различным видам спорта получали Грамоты самого разного уровня, и в этом была заслуга в том числе учителей физической культуры.
Художественная самодеятельность Кыштовской средней школы №1 славилась во всём районе и на смотрах всегда была в числе лучших.
В 80-е годы в школе работала агитбригада «Пламя» из числа комсомольцев – старшеклассников. В течение учебного года ребята успевали проехать с концертами окрестные деревни, посетить бригаду нефтяников за 80 километров от Кыштовки, выступить на конкурсах агитбригад в Татарске и городе Новосибирске.
В Кыштовской школе №1 всегда работали и работают учительские династии. Сёстры Анна Ильинична Фоменко – Заслуженный учитель школ РСФСР, Микулёнок Александра Ильинична, Будько Зинаида Ильинична, Архипова Мария Ильинична отдали школе более ста лет.
Учительские семьи - удивительные семьи. Они работали и работают в школе: Гусаковы Михаил Васильевич и Валентина Степановна, Моисеенко Василий Андреевич и Елена Ивановна, Сапрыкины Иван Фёдорович и Анна Семёновна, Азаровы Дмитрий Фёдорович и Анастасия Ивановна, Макаровы Юлия Ивановна и Семён Иванович, Ивакины Александр Михайлович и Валентина Александровна, Савиновы Прасковья Алексеевна и Евгений Александрович, Моисеевы Андрей Васильевич и Марина Викторовна, Жегуло Дмитрий Петрович и Таисия Петровна, Кононовы Василий Николаевич и Мария Алексеевна, Ерёмины Пётр Фадеевич, Наталья Павловна и дочь Тамара Петровна.
А также сёстры Мария Петровна Новикова и Лидия Петровна Гончарова, Марина Викторовна Пухова и Ольга Викторовна Проскурина, Барнёва Зоя Ильинична и дочь Ерёмина Людмила Александровна, Савицкая Любовь Ивановна и дочь Гаращук Ольга Александровна, Наговицина Идея Фёдоровна и дочь Фёдорова Галина Геннадьевна, Шеломенцева Раиса Антоновна и сноха Любовь Васильевна, Полынцев Александр Васильевич и сестра Шабанова Зоя Васильевна, Казина Валентина Ивановна и сестра Александрова Елена Ивановна. Демидович Нина Дмитриевна и дочь Ботяновская Надежда Владимировна.
Учителя школы, 80-е годы.
Родина высоко оценила труд замечательных учителей Кыштовской средней школы №1.
Орденом Ленина награждены Коростелёва Евгения Руфовна, Климов Александр Фёдорович. Медалью за ТРУДОВУЮ Доблесть Патрушева Наталья Павловна, Ланько Иван Арсентьевич, Емельянов Дмитрий Сергеевич. Медалью ЗА Трудовое Отличие Малеев Никифор Ануфриевич, Васильев Иван Афанасьевич. Звание Заслуженный учитель получили Савицкая Любовь Ивановна, Фоменко Анна Ильинична. Дмитриева Галина Никифоровна.
Анна Ильинична Фоменко родилась в 1940-м году в Кыштовке в многодетной семье. Отец в 1941-м ушёл на фронт, в 1943-м году вернулся домой по ранению и вскоре умер. Анна Ильинична окончила Новосибирский педагогический институт и почти сорок лет отработала в Кыштовской школе№1. Учитель – профессионал, учитель - творец, ей было присвоено звание Заслуженный Учитель школ РСФСР.
Галина Никифоровна Дмитриева выросла в многодетной крестьянской семье, окончила Черновскую среднюю школу, Новосибирский государственный педагогический институт, и почти пятьдесят лет отдала творческому труду педагога. Ей было присвоено звание Заслуженный Учитель школ Российской федерации.
Медалисты школы:
1.Ахметова Роза-1963 год - золотая медаль.
2. Серебрякова Екатерина – 2005 год – золотая медаль.
3.Зелова Наталья-1967 год.
4.Азарова Елена-1986 год.
5.Пяткевич Светлана-1986 год.
6.Ивакина Елена-1986 год.
7.Рыбникова Ирина-1986 год.
8.Кисленко Николай-1988 год.
9.Шавырова Елена-1988 год.
10.Шавырова Ольга-1990 год.
11.Башкирцева Татьяна-1991 год.
12.Сороквашина Анна-1991 год.
13.Кононова Наталья-1991 год.
14.Труфанова Ирина-1992 год.
15.Дмитриева Оксана-1993 год.
16.Демидович Татьяна-1994 год.
17.Абрамов Михаил-1998 год.
18Лабзин Роман-1998 год.
19.Гладких Ольга-1998 год.
20.Филатова Елена-1998 год.
21.Короткевич Марина-1998 год.
22.Пережогин Павел-1998 год.
23.Астапенко Юлия-1998 год.
24.Величкович Анна-2001 год.
25.Боровцова Анна-2001 год.
26.Кучерявенко Татьяна-2001 год.
27.Дроздецкая Анна-2002 год.
28.Митрякина Алёна-2002 год.
29.Дроздецкая Наталья-2002 год.
30.Шевчук Оксана-2002 год.
31.Речкина Татьяна-2002 год.
32.Гришманова Екатерина-2002 год.
33.Демидович Елена-2002 год.
34.Костюкевич Дарья-2002 год.
35.Астапенко Нина-2002 год.
36Леоненко Ирина-2002 год.
37.Карманов Дмитрий-2003 год.
38Лебедев Вадим-2003 год.
39.Пыряева Наталья-2003 год.
40.Фёдорова Екатерина-2003 год.
41.Величкович Александр-2003 год.
42.Гладких Мария-2003 год.
43.Полянская Елена-2003 год.
44.Долгушина Алёна-2004 год.
45.Митрякин Роман-2004 год.
46.Новикова Юлия-2004 год.
47.Плаксина Анна-2004 год.
48.Егонина Татьяна-2004 год.
49.Ботяновский Андрей-2005 год.
50.Гяммер Юлия-2005 год.
51.Трифоненко Александра-2005 год.
52.Липатова Анна-2005 год.
53.Бочко Надежда-2006 год.
54.Мизгирёва Ольга-2007 год.
55.Конюхова Алина-2009 год.
56. Линкова Людмила-1967 год.
57. Полянская Татьяна - золотая медаль-2011 год.
58.Иваненко Анастасия - золотая медаль-2011год.
59.Новикова Юлия - золотая медаль-2011 год.
60. Константинова Марина – серебряная медаль – 2013 г.
61.Дмитриев Максим – 2015год
62Литвинов Вячеслав – 2015 год
63.Гришмановская Анастасия – 2014 год
64.Воронин Максим – 2014 год
65.Иванова Анна – 2015 год
66.Бирюкова Мария – 2015 год
67.Петухова Анжела – 2015 год
68.Краснов Евгений – 2015 год
69.Михайленко Александр – 2015 год
70.Яковлев Дмитрий – 2015 год
71.Несолёнова Александра – 2016 год
72.Скоробогатова Ирина - 2016 год
73.Мухомодеева Ольга -2017 г. – золотая медаль
74.Нурбеков Айдарбек – 2017 г.- золотая медаль.
Более пяти тысяч молодых людей вышли из стен Кыштовской средней школы №1, оставив след в её жизни.
За сухими цифрами истории Кыштовской средней школы №1 стоят замечательные люди - выпускники школы. Они стали врачами, учителями, офицерами, связистами, строителями, военнослужащими, философами, поэтами, агрономами, рабочими и просто замечательными людьми. У каждого из них свой любимый учитель, свой класс, свои самые дорогие воспоминания.
С. И. Макаров собрал школьных друзей через полвека, написал десятки писем, встретился с родными и знакомыми своих одноклассников.
Они окончили в Кыштовскую среднюю школу №1 в 1956-м году. Прошла целая жизнь, которая не баловала, не скупилась на сюрпризы, но в сердцах всегда жила память о далёком детстве, которое прошло в Кыштовском районе.
Семён Иванович провёл импровизированный урок, где каждый вставал и рассказывал свой путь от школьного порога длиною в пятьдесят лет. Всех их объединяли воспоминания о родной школе, о любимых учителях, о тех одноклассниках, которые уже ушли из жизни. И снова они были Сеней Макаровым, Сашей Дроздецким, Васей Кравцовым, Гутей Жёлтиковой, Таней Савченко, Людой Денисовой, Лидой Белошицкой, Валей Лушниковым, Геной Зайцевым, а в жизни стали инженерами, врачами, учителями и просто достойными людьми.
Вот уж точно: «Не забывается такое никогда…»
Любовь Ивановна Савицкая из поколения тех учителей, которые родились уже после Великой Отечественной войны.
Окончила Кыштовскую среднюю школу №1 и с 1962 по 1966 год обучалась в Куйбышевском педагогическом училище, после окончания которого начала работать в Кыштовской школе старшей пионерской вожатой. С 1969 года стала учителем начальных классов. Отличник народного образования, Заслуженный учитель школ РСФСР, Любовь Ивановна до выхода на заслуженный отдых работала творчески и вдохновенно. Сотни её учеников с любовью вспоминают свою первую учительницу, научившую их не только читать и писать, но и воспитавшую в них лучшие человеческие качества. Многие из них стали учителями, в том числе и дочь Ольга Александровна Гаращук.
Гундарев Владимир Романович выпускник Кыштовской школы №1.
Он писал прекрасные стихи, многие из которых мы помним наизусть.
Владимир Романович Гундарев родился 19 июля 1944 года в селе Большеречье Кыштовского района, учился в Кыштовской школе. Трудовую деятельность начал в 1959 году прицепщиком на тракторе в колхозе имени Фрунзе, работал в редакции районной газеты. В 1961 году молодой сибиряк Владимир Гундарев в возрасте 17 лет приехал в Казахстан осваивать целину. Владимир Романович долгие годы главный редактор основанного им и издающегося в Астане республиканского литературно-художественного журнала «Нива».
Перу В. Гундарева принадлежат поэтические книги «Деревня моя деревянная» (1973), «Капля в море» (1982), «Продолжение жизни» (1987).
«Медовый месяц при полной луне» (2000), «Я живу на планете Любви» (2003), «Свет родины, свет любви» и многие другие.
Ломакин Станислав Константинович родился 19 апреля 1941 года в Кыштовке. После седьмого класса окончил училище механизации сельского хозяйства, работал механизатором. Учился в летном училище. В 1966 году окончил Томский государственный университет, аспирантуру. Кандидат философских наук. С 1970 года – доцент кафедры философии Тюменского нефтегазового университета. Литературным творчеством занимается с 1965 года, его рассказы печатались в журнале «Уральский следопыт», в местной периодике. Автор многих научных работ по истории философии. С.К.Ломакин является редактором и составителем литературно-художественного альманаха «Арион», который издает литературное объединение Тюменского государственного нефтегазового университета «Арион». Член Союза писателей России с 1997 года. Живет в Тюмени.
Ахметова Роза - окончила школу в 1963-м году, первая «золотая» медалистка школы, чемпионка школы по спортивной гимнастике. В 1968 году окончила Новосибирский электротехнический институт с красным дипломом, работала ведущим инженером в Свердловске (Екатеринбурге), имеет патенты на рационализаторские предложения.
В 1963-м году окончила школу Тамара Осыховская, потом был технический ВУЗ, работа на заводе, но это не помешало ей стать заметным поэтом и писателем. У неё несколько поэтических сборников, а так же книга о судьбе рода Осыховских, пострадавших в годы репрессий, «Время забвения».
Ростислав Алиев - редактор газеты «Правда Севера» - нашей газеты. В 1991-м году он окончил Кыштовскую среднюю школу, Новосибирский государственный университет. Историк по образованию, он стал не только журналистом, но и хорошим писателем, отражающим события Великой Отечественной войны. Его документальные книги «Штурм Брестской крепости», «Брест. Июнь. Крепость» стали событием в исторической документалистике.
ШКОЛА СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ.
С 1938 года и по сегодняшний день школу окончили почти пять тысяч выпускников. Десять - одиннадцать лет в стенах школы не проходят даром. Именно в школе формируется характер молодых людей, приобретаются качества товарищества, дружбы, понимания других людей. В Кыштовской средней школе №1 давали всегда не только глубокие и прочные знания, но и приобщали к труду, к спорту, к общественной работе.
В 2007 году наша школа получила грант в миллион рублей. Школьные кабинеты оборудуются новой мебелью, компьютерной техникой, интерактивными досками, современными телевизорами.
Уже несколько лет формируются профильные группы, дающие выпускникам возможность в полной мере раскрывать себя. Наши выпускники успешно поступают в высшие и средние специальные учебные заведения
Замечательные традиции школы подхвачены современным педагогическим коллективом. Значительно укрепилась материально – техническая база школы. В школе хорошо оснащены предметные кабинеты истории, географии, математики, химии, русского языка и литературы, иностранных языков, музыки. Особая гордость – кабинеты информатики. Хорошо оснащены кабинеты технологии, школьная столовая. Библиотека школы стала центром воспитания любви к художественной литературе.
В школе создан музей «Родник», в котором собраны артефакты по истории Кыштовского района, истории Великой Отечественной войны, творческие работы детей разных возрастных групп. Учащиеся школы приняли активное участие в конкурсах разного уровня.
Участниками воспитательного процесса стали ветераны войны и труда, ветераны педагогического труда и дети войны, творческие коллективы районного дома культуры.
Совместная работа с общественными организациями, педагогами, родительской общественностью помогают решать задачи по формированию нравственных, патриотических качеств учащихся, развивает их творческий потенциал, что положительно сказывается на результатах учебного и воспитательного процессов. Руководитель музея Савинова П.А. приобщает школьников к истории родного края, школы, Новосибирской области и России средствами музейной педагогики.
В Кыштовской школе работает военно – патриотический клуб «Сибиряк», через который прошли сотни ребят. Курсанты обучаются военно – прикладным видам спорта, совершают прыжки с парашютом, участвуют в патриотических мероприятиях: Вахты Памяти, Уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда, трудовые десанты, почётный караул у памятников героев Великой Отечественной войны.
Современная школа. Какая она? Новые здания, отвечающие современным требованиям, новое оборудование или все- же новое образование, новые программы. Кому от перехода на новые стандарты станет лучше?
Сегодня можно услышать множество обвинений в адрес образовательной системы современной России: «Учителя дают детям невостребованные в жизни знания; реформы мешают учиться…» Времена прошли, изменились отношения в обществе, поменялся уклад жизни. Современная школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить, дать им качественное образование.
При этом надо сохранить базовые, непреходящие вещи – духовное и культурное наследие народов России.
Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Современная школа - современный учитель. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Учитель современной школы - это прежде всего наставник, который не только прививает любовь к своему предмету, но и помогает выбрать ребятам цель, научит важнейшим нравственным принципам, помогает определить будущее.
Конечно, нельзя не согласиться с президентом: для достижения высоких результатов образования школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством… Но хочется отметить, что школа - это не только светлые и просторные классы, это нечто большее: это радость первоклассников, первые ошибки и разочарования, первые победы и успехи, первая любовь. Это учителя, родители, одноклассники; это все те, кто принимает участие в формировании личности каждого отдельного ребёнка.
Современная школа, которая приходит на смену старой - это школа, в которой есть место гармонии и взаимопониманию между учителями, учениками и их родителями. Где дети умеют и хотят учиться, где нет равнодушных; где родители учеников выступают сподвижниками учителей; где учителя - преданные своему делу профессионалы, коммуникабельные, заинтересованные в успешности своих учеников, способные быстро реагировать на изменения в науке и обществе.
Заключение.
В условиях высоких технологий, быстрого внедрения научно-технического процесса в повседневную жизнь школа должна стать центром науки, взаимодействия учащихся и общества. Новая школа должна быть свободна от предрассудков, бюрократии, хорошо финансироваться, чтобы ничто не стояло на пути создания новых кадров со своими взглядами на жизнь, профессию, политику, экономику; людей, способных творчески подходить к решению проблем, умеющих не только подстраиваться под быстро меняющийся мир, но и умеющих созидать. Конечно, для этого необходимо многое изменить, начиная с содержания образования и заканчивая педагогами. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Именно поэтому современная школа должна стать делом всего нашего общества.
Нет комментариев