С тех пор по какому бы пути развития ни шла наша страна, в генетическом коде русских оставлен глубокий саднящий след, кровавая душевная рана. И мы, конечно, стали другими. Вспомним, как это было.
Финишировал переломный 1917 год. Временное правительство России провозгласило страну республикой. За скобки вынесли тысячелетнюю историю, увенчанную тремя веками блистательного триумфа Романовых. Большевики завели свою летопись. Первая страница рассказала о новой войне — братоубийственной, гражданской. А затем и о «небольшой формальности» — физическом уничтожении царской семьи, символа порядка, справедливости и правды.
«НЕ БЫЛО НИКАКИХ ОСНОВАНИЙ…»
В марте 17-го, сразу после отречения (реального или ложного) Николая II, Временное правительство создало весьма пристрастную Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных действий высших представителей прежней власти. Чрезвычайка попыталась найти доказательства измены в действиях Николая II и его супруги Александры Фёдоровны. Разумеется, их не было и не могло быть. Философ Иван Ильин вспоминал, как спросил в те дни у своего коллеги Петра Струве, «на каком же основании Милюков в Думе бросил обвинение в измене царю и царице?». Струве, слегка замявшись, ответил честно: «Видите ли… У него тоже не было никаких оснований… Но в то же время центральный комитет Конституционно-демократической партии считал, что в настоящий момент против царской семьи ПОЛИТИЧЕСКИ показуется инсинуация».
Судьба Романовых была решена. Их отправили в ссылку в Тобольск, затем переместили в Екатеринбург и взяли под стражу в бывшем доме инженера Ипатьева.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ СО СТРАНОЙ?
Что происходило во вздыбленной стране в те годы, можно представить. Великая империя превращалась в невидимый град Китеж, красивую легенду. «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…» — пророчески писал Иван Бунин. На вопрос, почему события развивались по кровавому сценарию, до сих пор ищут ответ историки, философы, кинематографисты. И не находят. Среди гипотез краха империи — страх западных стран перед стремительным ростом могущества России. Действительно, только по темпам промышленного производства Российская империя твёрдо удерживала первенство, и если бы так продолжалось и дальше, то лет через десять она была бы уже мировым лидером. Гагарин бы полетел в космос в начале сороковых, а Великой Отечественной войны вообще бы не было — никто бы не посмел напасть на сильнейшую державу мира. Но наши зарубежные «партнёры», разумеется, не могли себе позволить российского лидерства.
БРИЛЛИАНТ В КОРОНЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Едва ли не лучшим бриллиантом в короне Российской империи был наш Крым, точнее, Таврическая губерния. Черноморский флот являлся одной из основных военно-морских баз России. Что же касается гражданской жизни, то век назад проводить лето на «русской Ривьере» было весьма престижно, ведь сам царь здесь отдыхал. За императором потянулись князья, сановники и менее титулованный люд.
В начале ХХ века Крым лидировал в прибавлении городского населения в Европейской России. Полуостров активно застраивался, причём не так, как два последних десятилетия, а корректно, аккуратно, с уважением к природе. Ливадийский дворец был возведён за рекордно короткий срок — всего за год! Проложенные больше века назад коммуникации действуют до сих пор! Работы проводились с использованием современной на то время техники — экскаваторов и пр. Тысячи людей и сотни фирм мечтали трудиться на строительстве царской резиденции, чтобы затем «утяжелить» своё «резюме» причастностью к царскому делу. Мне посчастливилось в архиве ознакомиться с подлинниками прошений направить на «стройку века». От желающих отбоя не было.
Особое развитие получила транспортная инфраструктура: в 1900 году железная дорога пришла в Керчь, в 1915-м — в Евпаторию. В 1913-м на территории Крыма проложили 591,4 версты шоссейных дорог. Между городами полуострова устанавливается автобусное сообщение — автовокзалы появляются в Севастополе, Ялте и Симферополе. К 1913 году трамвайные пути заскользили змейкой в Евпатории и Симферополе. В 1896 году открывается крупный морской порт в Феодосии и продолжается строительство Керченского порта. В 1910-м в Каче открыта Севастопольская офицерская школа авиации. Первая в России.
Примечательно, что недавно построенный Крымский мост тоже задуман ещё Николаем II: первые изыскательские работы проведены в начале прошлого века. К сожалению, война не позволила завершить проект.
ПЕРЕД РАССТРЕЛОМ
Есть фото, где запечатлён дневник императрицы Александры Фёдоровны, который она продолжала вести в Екатеринбурге, в заточении. Обычная бытовая семейная запись: «…Пасмурное утро, позже — хорошая солнечная погода. У Бэби лёгкая простуда. Все выходили гулять утром на ½ часа. Ольга и я готовили наши лекарства. Т<атьяна> читала мне Дух<овное> чтение. Они вышли гулять, Т<атьяна> оставалась со мной, и мы читали: Кн<игу> пр<орока> Амоса и пр<орока> Авдии. Плела кружева. Каждое утро к нам в комнаты приходит коменд<ант>, наконец, через неделю принёс яиц для Бэби…».
Ничего особенного. Кроме одного. Это была последняя запись в её жизни. Следующая страница, пронумерованная рукой царицы («4/17 июль, среда»), так и осталась незаполненной.
Царская семья надеялась на спасение: новые власти столько говорят о законе, порядке и справедливости. К тому же никакой вины за собой екатеринбургские узники не чувствовали. Николай II предложил Временному правительству, чтобы его семье позволили провести время домашнего ареста «в милой сердцу Ливадии». Он мог бы запросто жить там и после ареста, как простой садовник, ухаживать за любимыми розами. К слову, в истории был случай, когда бывший китайский император Пу И спокойно работал в ботаническом саду, а затем архивариусом в национальной библиотеке. Вот вам и азиатчина! Но в новой России было иначе… «Уличные «самосуды» стали ежедневным «бытовым явлением», и надо помнить, что каждый из них всё более и более расширяет, углубляет тупую, болезненную жестокость толпы». Это слова уже не «буржуйского» Бунина, а вполне пролетарского Максима Горького.
ОН ЗНАЛ?
Царица с детьми надеялись на лучшее. А государь, хоть старался улыбаться, гнал от себя угрюмость, был очень задумчив и сосредоточен. Есть версия, что он знал, какая участь их всех ожидает. Император всегда прислушивался к пророчествам святых старцев, тем более предсказания уже сбывались с удивительной точностью. И то, чем закончится история Российской империи, он также мог знать. Рассказывают, ещё за 12 лет до гибели, во время водоосвящения Невы, когда по сигналу ракеты в момент погружения креста загремел салют артиллерии, в одном из холостых зарядов оказалось несколько патронов с пулями старого образца: они ударили в колонны Зимнего дворца, оставив заметные следы. Одной пулей пробило знамя морского корпуса, другой ранило городового; две раскололи верхние стёкла Николаевского зала и залетели в самый зал, упав под хорами. Началась паника. И только Николай II не шелохнулся. Опустил голову и прошептал: «Ещё не время…».
…Екатеринбург, ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Царскую семью и верных слуг в связи с «тревожной ситуацией в городе и опасностью оставаться на верхнем этаже» просят спуститься в подвал. Но в подвале уже ждёт расстрельная команда. «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы», — любил повторять маленький цесаревич Алексей. Он умер не сразу. Палачам пришлось стрелять в мальчика несколько раз.
Советский публицист Марк Касвинов, наваявший пасквиль о государе, смаковавший факт убийства царя, его жены и детей, злорадно отмечал, что в подвал, к месту расстрела, вели 23 ступени — ровно столько, сколько лет был на престоле Николай II. Несчастный писака не мог вообразить, что любая лестница ведёт не только вниз. Лестница в подвал Ипатьевского дома привела святую семью к высотам бессмертия.
ЗАБЫТЬ НЕ ВПРАВЕ
Прошло сто лет со дня убийства царской семьи. Почему мы должны об этом помнить? Чтобы не совершить прежних ошибок. Чтобы пойти дорогой, предначертанной России многовековым ходом истории, а не чуждыми западными веяниями. 20 лет, ещё в украинском Крыму, об этом говорили представители патриотических организаций. Совсем недавно власти услышали их голоса. Так, председатель Комитета Государственного Совета РК по культуре и вопросам охраны культурного наследия Нина Пермякова считает: крымскую столицу украсил бы полноценный высокохудожественный памятник царской семье, любившей Крым, много раз посещавшей полуостров, в том числе и Симферополь.
Давний борец за русский Крым, член Президиума Госсовета РК Сергей Шувайников убеждён: нужно вернуть исторические названия улицам и площадям Крыма, вычеркнув имена цареубийц и прочих террористов. А депутат Госдумы РФ от Крыма Светлана Савченко и сенатор Сергей Цеков пытаются донести чаяния крымчан до Кремля.
Сегодня крестные ходы в память столетия мученической кончины святой царской семьи пройдут по всей России. Состоятся они и в Крыму. Так, в храме Воздвижения Креста Господня в Ливадии высокопреосвященнейший Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский, совершит Божественную литургию. Пройдёт крестный ход и в Симферополе. В нём примут участие городское духовенство, представители государственной, муниципальной власти и общественности. Также запланирован молебен в центральном парке Симферополя, у памятника императрице Екатерине II. Сбор участников — в 10.00 возле храма Александра Невского.
Алексей ВАСИЛЬЕВ,
председатель Союза ревнителей памяти императора Николая II
#БылоБылоБыло #Россия
Нет комментариев