Мы рады тому, что в нашем храме благоверного царевича Димитрия каждый день служится Божественная Литургия. С молитвы Господу и Пресвятой Богородице начинается каждый мой день. А преподобномученице Елисавете я молюсь во время ухода за больными. Думаю, что для всех сестер милосердия именно она должна служить путеводной звездой, образцом для подражания. Ее духовная красота всегда стоит перед моими глазами. А вот для врачей идеалом я бы назвала архиепископа Луку, врача с мировым именем. Недаром его «Очерки гнойной хирургии» до сих пор являются настольной книгой многих врачей.
Среди наших музейных экспонатов есть экземпляр этой книги, за которую он получил сталинскую премию. Она издана в 1946 году. Также у нас есть лекарственные препараты 1961 года (тогда владыка Лука еще был жив), и офтальмологические инструменты того времени, когда он в Красноярском крае лечил местное население от трахомы.
Из Института благородных девиц мне передали атлас головы, показывающий ее строение. Вдруг он держал в руках эту книгу? Есть очки, похожие на те, что носил владыка Лука, походный набор врача XIX века, в том числе саквояж, которым врач мог пользоваться в годы Первой мировой войны. Эти и другие экспонаты я готова предоставить на выставку «Святитель Лука».
– Расскажите о вашем уникальном музее «История общин сестер милосердия».
– Музею уже 13 лет. Он расположен в учебной аудитории. Наш музей посещали такие известные люди, как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Митрополит всей Америки и Канады Тихон (Mоллар Марк), супруга бывшего президента США Мишель Обама, Преосвященный Александр (Голицын), епископ Толедский и Болгарский (ныне архиепископ Далласский и Болгарский, председатель Отдела внешних отношений Православной Церкви в Америке). Потомок князей Голицыных родился в Калифорнии в городке Тарзане, по-русски не говорит, но немного понимает. На сайте «Сестра милосердия» в рубрике «Музей» можно прочитать и его запись в книге отзывов, и слова благодарности других почетных гостей. Здесь можно записаться на экскурсию, узнать об истории экспонатов.
– Расскажите о некоторых из них.
– В нашей экспозиции больше десяти видов форм различных общин сестер милосердия, которые существовали, начиная с Крымской войны и кончая Первой мировой. Есть и форма Свято-Димитриевской общины. А форма времен Второй мировой войны – это пилотка и обычный халат медсестры. В музее есть экспонаты, связанные не только с сестрами милосердия, но и с такими гениями медицины, как святитель Лука Крымский и Николай Иванович Пирогов, который первым в медицинской практике начал использовать труд женщин в военных условиях, изобрел и применил сортировку раненых.
– Когда вы впервые узнали о святителе Луке?
– Мое первое знакомство с ним состоялось в 1994 году, когда мы путешествовали по православным местам Крыма с протоиереем Владимиром Воробьевым (ныне ректором ПСТГУ) и протоиереем Аркадием Шатовым (ныне епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном).
В Симферополе на кладбище отслужили панихиду на могиле, где был похоронен архиепископ Лука. Он еще не был прославлен в лике святых, но мы уже молились ему как святому, потому что его жизнь была лучшим свидетельством его святости. Он из тех людей, в святость которых ты начинаешь верить задолго до их прославления.
Помню трогательный рассказ бабушек, которых называют «белые платочки», о том, как они препятствовали людям, желавшим быстро увезти гроб с телом владыки. Бабушки легли на дорогу, чтобы его медленно несли на руках. Слушая о похоронах святителя Луки, я представляла себе поколение моей верующей бабушки. Как же трудно было в то время сохранить свою веру!
Во время экскурсии я рассказываю случай, когда председатель горкома Симферополя сказал врачу-хирургу, что не позволит оперировать больных, если тот не снимет рясу и не уберет из операционной икону. Святитель предпочел больше не оперировать. Но в тот же день у жены председателя горкома случился приступ аппендицита. Разумеется, оперировать должен был самый лучший хирург, то есть Войно-Ясенецкий. И тогда ему позволили вернуть икону в операционную. Эта история производит на всех ошеломляющее впечатление, ведь приступ случился именно в тот момент, когда от врача потребовали убрать икону! Всех поражает и такой случай: ассистент попросил архиепископа Луку отсчитать ему сто листочков тонкой бумаги. Когда тот скальпелем извлек бумагу из стопки, листочков было ровно сто. Это показатель остроты глаза гениального врача-хирурга.
– Есть ли большое почитание святителя Луки среди ваших знакомых, учеников?
– Еще какое! Я верю в его предстательство, и многие наши врачи и сестры милосердия верят в помощь Господа по его молитвам. В это просто невозможно не верить. Идя на собственную операцию, я взяла с собой иконку и маслице, освященное на его мощах. Я все время им себя мазала и нисколько не сомневалась в успехе операции. Так и вышло.
В нашем храме есть прихожанка Алла Никитична Торгало, которая является членом попечительского совета нашего сестричества. Она знала сыновей архиепископа Луки, имеет письма, которые ей дал его младший сын. В 1990-х годах она сняла замечательный фильм «Я вас избрал» и получила за него первую премию на одном из конкурсов православных фильмов.
Нет комментариев