Зачастую обида не возникает спонтанно, а медленно созревает в наших сердцах. Нас недооценили, не похвалили, не полюбили и еще много разных вариантов с приставкой «не»…В результате обида на окружающих может переходить в обиду на самого себя, она сопряжена с вопросами типа: зачем я позволил так с собой обращаться, почему не могу за себя постоять? и т.д. Постепенно это чувство укореняется в душе, принося серьезные душевные страдания тому, кто носит его в себе.Как учит Церковь, обида - это, прежде всего лекарство, которое исцеляет нас от гордыни и учит прощать. В состоянии обиды сердце закрывается и ожесточается, и только отпустив человека с миром и простив его, мы сможем почувствовать облегчение.Что же такое обида как нельзя лучше объясняет следующая притча: «К одному старцу пришел юноша и спросил, как ему поступать с обидами, которые появляются из-за плохого к нему отношения со стороны других людей. Старец дал ему совет: «Каждый раз, как обидишься, клади за пазуху картошку». Ученик последовал совету старца, и вскоре собрал столько картофеля, что с трудом стал ходить, к тому же овощи вскоре стали портиться и источать смрад. Тогда ученик снова пришел к старцу: «Я больше не могу носить с собой эту зловонную тяжесть». «Тебе неприятно? – спросил старец. – Но как же ты позволяешь носить в своей душе обиды на других людей?»Подвижники благочестия об обидеСвятые Отцы Церкви характеризовали обидчивость как духовное заболевание, признак эгоизма и злопамятства, настоятельно советовав избавляться от этого гнетущего и разрушающего чувства.«Кто-нибудь оскорбил тебя? Моли Бога, чтобы Он смилостивился над ним: он брат твой, член твой» (Святитель Иоанн Златоуст).«Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)«Если ты ненавидишь того, кто причиняет тебе неприятность, не слушается тебя и ссорится с тобою, то и ты, как язычник. Но молиться надлежит о таком, да прощено ему будет (то, в чем он согрешил тебе)» (Преподобный Авва Исайя)«Если бы твой заимодавец прощение такого долга, за который ты мог бы умереть в темнице, предлагал тебе под условием, чтобы ты простил маловажный долг твоему должнику: безумно было бы не принять сего легкаго и выгоднаго условия потому только, что ты не догадываешься, почему оно предложено. Подобно сему, когда Бог прощение грехов, за которые подлежал бы ты вечной смерти, обещает тебе, под условием, чтобы ты простил ближнему какое-нибудь оскорбление, примирился с ним после какого-нибудь недоразумения: безумно было бы лишать себя великаго прощения Божия, потому только, что ты не догадываешься, для чего так настоятельно требуется твое малое прощение ближнему, или примирение с ним». (Святитель Филарет Московский)По мнению святителя Игнатия Брянчанинова, человек больше всего страдает не от случающихся неприятностей, а от их переживания.Преподобный Серафим Саровский отмечает: «За обиду, какая бы не нанесена была, не только не должно отмщать, но напротив того должно еще прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: аще не отпущаете человeком согрeшения их, ни Отец ваш небесный отпустит вам согрeшений ваших (Матф. 6, 15), и паки: молитеся за творящих вам напасть (Матф. 5, 44)».«Никогда не допускай слабости, чтоб у тебя срывалось что с языка или прорывалось движение, показывающее, что у тебя на душе есть некая неурядица... Это всегда унижает и показывает, что ты не умеешь владеть собою» (Святитель Феофан Затворник)Почему нельзя обижать ближнегоОбидев человека словом или делом мы можем принести ему непоправимый вред. Далеко не все люди настолько мудры и рассудительны, чтобы спокойно и с пониманием перенести обиду. Не стоит забывать о том, что одно только слово может стать мощным оружием, которое может не только ранить, но и убить человека, спровоцировав депрессии, болезни на нервной почве, мысли о суициде и т.д. Поэтому подвижники благочестия говорили о том,что даже наставлять ближнего необходимо с любовью и терпением,чтобы ни в коем случае не обидеть человека.
Комментарии 1