Был во дворце посредине и двор, и на нем было много
Крепко сплоченных двустворных дверей и за ними покоев.
С той и другой же его стороны был портик красивый,
А по бокам с обеих сторон тянулся высоких
Горниц ряд; в одной, что всех прочих была превосходней,
Жил владыка Эит со своею
супругой. В другой же
Сын помещался Эита Апсирт. Его породила
Нимфа кавказская (имя же ей было Астеродея)
Прежде, чем сделал Эит своею супругой Идию,
Младшую дщерь из рожденных Тефидою и Океаном.
Юные колхов сыны Фаэтоном [блистательным] прозвали Апсирта,
Ибо своей красотой средь всех выдавался царевич.
В прочих же горницах жили служанки и дщери Эита
Обе, Медея и с ней Халкиопа.
.
Аполлоний Родосский. Аргонавтика.
295 - 215 г.до н.эры.
________________________________
Абасги...снова выбрали себе царьков-по имени Опситу для восточной стороны и Скепарну для западной.
Прокопий Кесарийский. Война с готами. Vl век.
_________________________________
Перевод священных книг на
Абхазский язык необходим. Кроме Абхазии, сим языком говорят еще Цебель-
динцы, непокорные Псхувцы, Джигеты, Убыхи и многие другие племена. Племена эти столь же многочисленные, как и народонаселение Грузии.
Начальник Черноморской береговой линии генерал Н.Н. Раевский. "О Пицунде" 1840 год.
__________________________________
Русские надеялись, что голод сломит черкесов и отдаст в их руки. Ежедневно проводились долгие переговоры со старейшинами, но сдаваться черкесы не собирались. Я часто присутствовал на переговорах, подобных ниже приведённым, со старейшинами убыхов и джигетов...
Жители Абхазии и Джигетии сами себя называют апсуа, а свою общую страну Апсне. Сами они делятся на князей, дворян и крестьян. Земли между Гагрой и Сочи аборигены называют Халцис...
Фридрих Боденштедт. "Народы Кавказа и их освободительные войны против русских". 1855 год.
________________________________
Молодой принц, который отличался стройностью своей атлетической фигуры и прямотой и задушевностью, выражавшимися в его выражении лица, был представлен мне как двоюродный брат моего хозяина, сын одного из вождей Khapsoukhe по имени Beitzroukou...
Названия нескольких провинций, племен, крепостей и рек на Кавказе,
до сих пор почти неизвестные, я постарался
передать словами, максимально приближенными к произношению туземцев, согласно полученной мной
информации в Турции и России. Однако те, которые были предоставлены мне местными жителями, из-за различий в диалектах кавказских племен,
часто бывают отличающиеся.
Например, Khapsoukhe в Нижней Абазии, населенный одноименными племенами,
в другой части страны называется Шапсуг,
и Чапсук; то же замечание можно
применить к остальным провинциям, а также к
различным князьям и вождям племен, с которыми
я общался...
Считается, что долина Джук образует
границу между провинциями Верхняя Абазия
и Нижняя Абазия.
Немного дальше также находятся
несколько других заливов и
извилин с небольшими реками. Наиболее важными являются те, которые называются Мамай и Ардтлер...
После того как русские овладели старой церковью и монастырем в
Вардане и укрепили их, мне сообщили, что абазинцы сровняли с землей
несколько интересных античных развалин, таких как церкви и монастыри
самых ранних христиан под предлогом, что захватчики могут превратить их в
форты и тем самым поработить их. Это разрушение тем более вызывает
сожаление, потому что имеется весьма веская причина предположить, что
многие из этих древних сооружений содержали внутри себя ценные и очень
древние памятники...
«Абазы называют себя «абсне», тогда как на русском, татарском
и черкесском языках они именуются «абаза», а их соседи грузины нызывают
их апхазет».
Предполагается, следуя древним письменным упоминаниям и преданиям,
что абазинцы, несомненно, принадлежат исконным племенам Кавказа и когда-
то они являлись могущественным народом».
Эдмунд Спенсер.
Путешествия в Черкесию, Крым-Татарию и т.д.: Включая путешествие на пароходе вниз по Дунаю из Вены в Константинополь и вокруг Черного моря в 1836 году...
________________________________
Царство сполна принял царь абхазов Георгий. Был он преисполнен всякой добродетели, мужественный и многосильный, боголюбив и более всего устроитель церквей, милосерден к убогим, щедр и кроток и исполнен всякого добра и благодеяний. Он устроил и управил все дела в отечестве и царстве своем, возвел храм в Чкондиди , образовал епископат...
Грузинский анонимный автор. Летопись Картли. Хl век.
_______________________________
Умер Баграт, и [Георгий] занял всю Абхазию. А этот царь Георгий был богобоязненным и набожным, статным, храбрым, мужественным, милосердным, щедрым, строителем церквей, оказывавшим милосердие сиротам и вдовам...Этот же царь Георгий после смерти царя Адарнасе Куропалата захватил Картли
...Тот же царь Георгий прибыл в Кахети, пленил кахетинского хорепископа Квирике и захватил Кахети...
А после благополучного царствования умер христианской [эры] в 955 [году]...
Вахушти Багратиони. История царства грузинского. 1745 год.
_______________________________
Там есть цари в областях, и владения их представляют отдельные государства; земля их обширна и имущества в изобилии . К ним принадлежат царь Шарвана, называемый шарваншах, и царь Абхаза, называемый абхазшах. Между Лакзами и Ширваном граница, а между Ширваном и Лираном смежная граница; у Лирана с Мукатей граница, и со страною Абсия тоже. В этой местности мало городов. Здесь есть укрепленный замок, а за ним к горам местность, соседняя Лакзам. Лакзы и охраняют замок, так как владетель Абсия чувствует склонность к ним и старательно их защищает.
Аль-Истахри. Книга путей и стран. Х век.
_______________________________
Давид, царь абхазский, послал в Антиохию для рукоположения во епископы много лиц...
Историк Евагрий пишет, что соборная церковь в Абхазии выстроена Юстинианом и что при дворе этого императора жил какой-то абхазец, по имени Ёфрата , которого Юстиниан послал в Абхазию собрать несколько детей и привести их в Константинополь, где названный император устроил школу для обучения их грамоте и разным наукам...
Из этих же абхазцев состояла внутренняя охрана Юстиниана...
.
П.Жузе. " Грузия в ХVlll столетии по изображению патриарха Макария". Издание: Казань. 1905, стр 10-11.
_________________________________
Я отправился в город Тифлис и провел там зиму. Затем я поступил на службу к абхазскому царю, владетелю Тифлиса, и вместе с ним участвовал в походе его войска. Царь передвигался с одного края до другого и с одного места до другого в пределах своих владений. И я был с царем, и мы провели несколько дней в области Дарбанд-и Хазаран, который, говорят, был впервые построен Хосровом, сыном Кубада. Царь остановил свое войско в долине около горы. И малик Дербенда эмир Абу-л-Музаффар вышел, чтобы выразить свое почтение абхазскому царю, и привел ему слуг [с вещами, необходимыми для] его пребывания и пиров, так как он был зятем абхазского царя, будучи женат на его дочери. А абхазским царем был Дмитрий, сын Давида, Давидид ,
имеющий титул "Меч Мессии"...
Сосредоточились большие войска: султан Тогрул пришел со стороны Джанзы, а Фахр ад-дин Туган Арслан Горбатый — со стороны Дувина. И двигались войска до тех пор, пока между ними и Тифлисом не остались горы на полдня пути. Царь Давуд выступил с западной стороны, а его сын Димитрий обрушился на них с вершины горы, когда те находились у подножья ее. И там они сошлись в крупном бою. Было убито неисчислимое количество мусульман; потерпело поражение и было взято в плен несметное число мусульман и арабов; они захватили у них богатую добычу и до наших дней у них (встречаются) остатки этих пленных. Я сам видел это (место) битвы, когда в пятьсот сорок восьмом году приехал в Тифлис. Я направился по заданию царя абхазов Димитрия во внутреннюю часть (области) Тифлиса...
Когда мусульмане были разгромлены, Наджм ад-дин отправился с Дубейсом во главе двадцати всадников и вернулся в (свою) страну. И все, кто был с ним, ушли, а он вернулся в Майяфарикин. После того, как были разгромлены войска, возвратился и царь абхазов и, остановившись у Тифлиса, осадил его. Затем захватил его мечом и вошел в него в пятьсот пятнадцатом [1118] году. Он подверг его грабежу и сжег большую часть его. После этого он дал пощаду (айан) жителям и отнесся к ним хорошо. Он установил для них условия по их выбору. Он постановил, чтобы в той части, где живут мусульмане, не было свиней, и чтобы их не закалывали среди них. Он выпустил для них монеты с именем халифа и султана на лицевой стороне. Он установил для них азан и молитву (салават). Он поставил условием также, чтобы ни грузин, ни еврей, ни армянин не входил в баню Исмаила, и чтобы в пятницу с минбара молились за халифа и султана и не молились за него с минбара. Он установил плату для грузина (в год пять) динаров, для еврея — четыре динара, а для мусульман — три динара. Он поставил также условием, чтобы кровь того, кто причинит страдания мусульманину, не будет иметь цены для мусульман. Он относился к мусульманам весьма благосклонно и оказывал такое уважение и почет религии, науке и суфизму, какого они не имели и среди мусульман...
В том же году я увидел царя Димитрия, который, прибыв в Тифлис, оставался (здесь) несколько дней. Затем в пятницу он пришел в мечеть, сел на скамью против минбара и хатиба и прослушал всю хутбу. Он оставался до тех пор, пока люди не закончили молиться, а затем вышел. В этот же день он отпустил для мечети двести красных (золотых), динаров. Я видел с его стороны немало почестей по отношению к тем служителям религии, ученым, суфиям, проповедникам и благородным, которые посещали его. Он относился к ним хорошо, с уважением, предупреждал (желания) и одарял их многочисленными подарками...
С наступлением ночи царь получил сообщение о том, что некоторые области восстали против него. Тогда тотчас затрубили в рог похода, и царь двинулся, И бог не определил, чтобы мы встретились с ним...
Ибн Ал-Азрак Ал-Фарики: "История Маяфарикина". Хll век.
_________________________________
Однако выслушайте о таковых, во-первых, это: царство Абхазское малое имел, убавленное и малое было, и из-за пленений и вышепомянутых бед малый отряд воинства...
Царь Давид, видя столь многие вышние от Бога милости, поспешества, одоления и победы свои и царства, страны, города и крепости, которые Бог отдавал ему, ибо не было такого множества войск в царстве его, которых для стояния и удержания городов и крепостей и при нем же самом пребывания и походов достаточно было при неустанном хождении его походами зимой и летом...
И забрал крепости дарьяльские и всех врат осетинских и кавказских гор. И сотворил мирный путь для половцев, и вывел множество весьма великое...руками их сокрушил совершенно силу персидскую, и навел страх и ужас на всех царей земных, и с их поддержкой сотворил дела неуверяемые...
Грузинский анонимный автор. "Житие и деяния царя царей Давида". Хll век.
________________________________
В XI столетии государи [rois] Абхазии присоединили по наследству Грузию к своему государству и перенесли свою резиденцию в Тифлис...
Академик Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа. 1833 год.
________________________________
Могучие и славные были цари абхазские . Они первенствовали в Грузии и достигли такой власти, что...назначали в образовавшееся в Грузии особое Карталинское царство царями своих сыновей; да и в прочих грузинских владениях властвовали абхазские принцы.
.
П.П.Короленко. На берегах Абхазии. 1891 год.
_________________________________
Принадлежавшие к грузинскому сословию были, собственно, холопами. Они преимущественно приобретались из Грузии, оттуда или увозились в плен, или же приобретались посредством покупки...
Газета "Терские ведомости". 1889. № 69 , cтр 328
________________________________
Если вы посмотрите в любой точке земного шара, где вы будете искать феодализм, то вы обязательно обнаружите, что вот эти холопы - зависимые сословия были без оружия.
.
Хасан Бакааев. "Были ли в Чечне князья?". 2019
________________________________
Дворянство [грузинское] проявляет над своими людьми власть более чем тираническую, обращаясь с ними еще хуже, чем в Колхиде [Мегрелии] и заставляя бесплатно и на своих харчах работать целыми месяцами. Обычай дает им право располагать свободой и жизнью своих подданных: брать и продавать их детей или обращать в своих рабов.
.
Жан Шарден: Путешествие по Закавказью в 1б72-1673 г.
________________________________
Я имел снова случай убедиться в ничем не истребляемом влиянии дворянской власти...
Азнаур рассердился как-то на одного из проводников и начал бить его палкой по голове. Простолюдин ворчал, но не оказывал сопротивления...
На мое замечание азнаур отозвался, что он пользуется только своим правом и наказывает своего подвластного.
.
И.А.Бартоломей. Поездка в Вольную Сванетию. 1855 год.
________________________________
Очевидно, что крестьяне Мегрелии не говорят на черкесском диалекте, которым пользуются лишь князья и дворяне, претендующие на общее происхождение с неукротимыми людьми Черкесии и никогда не вступают в брак с девушками из какого - нибудь другого кавказского племени. Достоверность этого факта была подтверждена русскими офицерами гарнизона, откуда мы узнали много интересных деталей, касающихся этих провинций и их населения. Они охарактеризовали знать Мегрелии и, конечно, почти всю знать кавказских провинций, как расу, резко отличающуюся от зависимых сословий. Эти последние везде проявляли себя такими же отважными и бесстрашными, какими являются неустрашимые горцы Черкесии. Они несдержанные, свободолюбивые, любят носить наилучшие оружия, иметь красивых лошадей...
Эдмунд Спенсер. Путешествие в Черкесию. 1830 год.
________________________________
Как у турок, так и у отуречившихся абазов Константинополя есть обыкновение называть Абазию Черкесией, а абазов — черкесами, хотя, как я уже показал, это обозначение неверно.
Теофил Лапинский (Теффик-Бей). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. 1863 год.
________________________________
Абхазский язык в Самурзакане до последнего времени был языком высшего сословия, - князей и дворян, они этим щеголяли...
Грузинский ученый А.А.Цагарели. Мингрельские этюды. 1880 год, стр 9.
________________________________
Я обратил особенное внимание на Абхазию, могущую по положению своему на берегу Черного моря и богатству естественных произведений достигнуть высшей степени благосостояния.
Дабы иметь точное внимание о настоящем положении оной я вызвал сюда полковника князя Михаила и подполковника Гассан-Бея. Они между прочим уверяли меня, что абхазы знают, что турки отказались от владычествования на восточном берегу Черного моря, не питают к нам никакой неприязненности, но не зная точно намерений и требований Российского правительства, не имеют к оному полного доверия, почему князья сии просили меня отправить в Абхазию доверенного и значительного человека, дабы собрав князей всех обществ объяснить им волю правительства, узнать желания и нужды абхазского народа и стараться дружелюбным разбирательством прекратить взаимные их несогласия.
Для исполнения сего я избрал в. с., будучи уверен, что по знанию языка, обычаев, благоразумию и опытности Вашей Вы успеете приобрести доверенность абхазцев, убедите их в необходимости исполнять волю правительства...
Командир отдельного кавказского корпуса Г.В.Розен. Предписание генерал-лейтенанту Багратиону. Тифлис. 7 марта. 1832 год.
________________________________
Последняя династия грузинских царей - есть династия Абхазская.' Древний Пицундский храм был в течение нескольких веков престольным храмом Католикосов абхазских и грузинских.
Князь И.Зедгенидзе, владетельный дворянин Т.Маргания, князь К.Инал-ипа, князь Б.Эмухвари, князь М.Маршани. Докладная записка представителей абхазского и самурзаканского дворянства председателю Тифлисского комитета по сословно-поземельным делам генерал-адъютанту Д.Святополк-Мирскому.
23 марта 1870 год. .
________________________________
Царица Тамара была тёткой юной красавицы Ширины и являлась правительницей Абхазии.
Ариф Ардавилл. " Фархад-наме". ХlV век.
________________________________
Разрушить церкви и монастыри никто не осмеливался. По сию и по ту сторону караваны никто не мог грабить. Древнее царство их — Абхазию держала [Тамара] в спокойствии до того, что ни одну курицу нигде не резали, воров и злодеев не было. Если же кто-нибудь находил краденное, приносил к воротам и клал под знамя. Овсы, горцы, кипчаки и сваны не осмеливались грабить. Таким богатым было это царство, что вассалы дворян одевались наравне с их патронами.
Грузинская "Летопись времени Георгия Лаша". Хlll век.
_________________________________
В персидском письмовнике (тарасоль), составленном в г.Аксаре в 1219 году, сын царицы Тамар Георгий Vl Лаша (1210-1222 гг.) называется то "владетелем Абхаза", "владетелем Тефлиза", то "абхазским царем".
В том же письмовнике приводится книга условий -"Клятва абхазов", посланная Салах-ап-Дину, владетелю Египта, Сирии, Иерусалима...
Грузинский академик З.В.Папаскири. Ибн Биби о Грузии. 2004
_________________________________
Высшее собрание, возвеличенный царь, прославленный вельможа, победоносный судья, величие вселенной и государства, содеятель последователей Христа, покровитель исмаилтян, унаследовавший престолы и короны Востока и Запада, стефаноз, хранитель божьей веры, царь царей Абхаза, Шака и Алана, помощник Мессии, Лаша, сын дочери царя Георгия (Тамары)".
Обращение к царю Лаше - Георгию ( Vl ). Персидский письмовник. 1219 год.
_________________________________
Письмо Тамары к одному из мусульманских монархов, написанное в 1185 (1190?) году, характеризуется как " абхазская клятвенная книга".
Эти сведения с благодарностью заимствованы из статьи Д.Ш.Гиунашвили "Абхазы", написанной им для "Энциклопедия Персика", стр 4 (рукопись).
Ш.Д.Инал-ипа. Вопросы этно-культурной истории абхазов. 1976 год, стр 261
_________________________________
При своей жизни Георгий короновал свою единственную дочь Тамару и совместно правил с ней в течение шести лет. «Таким образом, трон Абхазского царства заняла женщина. Тамара являлась в то же время единственной представительницей но прямой линии династии абхазских Багратидов.
Таким образом, в эпоху царицы Тамары абхазский язык функционировал как династический и был, вероятно, языком царского двора.
В период ее правления (1184— 1213 гг.) «царство абхазов» достигло максимальных размеров и силы...
Черкесский историк Кадыр Натхо. Черкесская история. 2015 год.
________________________________
После того собрались в поход. Выступил из Тбилиси царь русских во главе абхазов, и подняли знамя счастливое и испытанное, понесли впереди животворящий крест — защитник и покровитель царского скипетра. Сначала совершили поход в страну Кари и Карнифора и разорили [ее] вплоть до Басиани.
С победой и добычей вернулись и прибыли к владычице богопросвященной [Тамаре], и преисполнились радостью и любовью...
Первые собравшиеся на счастье и судьбу Лаши, что с языка апсаров переводится как просветитель вселенной, устремились [в поход] в Бардави, великий и древний город. Опустошив Аран в больших сражениях, подобных битвам Нимрода, вернули владения и построения Бардоса, брата Хайка.
Захватив множество пленных и неисчислимые сокровища, освободили тридцать тысяч пленников в долгоденствие Тамары и младенца её.
Грузинский анонимный автор "История и восхваление венценосцев". Хlll век.
________________________________
В разных частях Абхазского царства документация и богослужение велись на нескольких разных языках, а именно греческом, картульском, фарси, арабском и армянском.
Приказы холопам чаще всего отдавались на картульском и маргальском языках, так как другие языки большинство холопов не понимало.
Цари, князья, дворяне, главы церквей и войска разговаривали между собой на официальном языке государства, а этим языком был язык абхазского войска, то есть язык апсаров.
________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев