ПАСТОР ХРИСТИАН ТЕГЕ ИЗ ГОРОДА МАРИЕНВЕРДЕР В СВОИХ МЕМУАРАХ РАССКАЗЫВАЕТ:
История донесла до нас воспоминания пастора Христиана Теге из города Мариенвердера. Когда в его родной город вступили русские войска, пастор, наслушавшийся россказней подставной попадьи, ожидал самого худшего, однако, всё было мирно.
"Несколько тысяч казаков и калмыков, - пишет он, - с длинными бородами, суровым взглядом, невиданным вооружением проходили по улице. Вид их был страшен и вместе величествен. Они тихо и в порядке прошли город и разместились по деревням... Ко всему можно привыкнуть, и нам не так страшны казались уже другие войска, проходившие Мариенвердер. Да они и не подавали нам повода жаловаться, потому что порядок у них был образцовый"
Спустя примерно неделю, как повествует далее пастор, к нему явился русский офицер и сообщил, что главнокомандующий желает его видеть. Бедняга немец, искренне веривший в бредни своего короля, вообразил было, что его сейчас как минимум расстреляют. Каково же было его изумление, когда "страшный" русский главнокомандующий (оказавшийся англичанином на русской службе В.В. Фермором) предложил ему всего лишь... место пастора при своей армии. В Русской Императорской Армии того времени находились православные священники, а протестантских пасторов не было. Между тем, сам главнокомандующий оставался убеждённым протестантом, да и среди офицеров имелось немало его единоверцев. Устав от невозможности соблюдать нормы своей религии, Фермор просто решил завербовать к себе на службу первого же попавшегося пастора..
Генерал Виллим (Уильям) Фермор, англичанин на русской службе,
главнокомандующий русской армией в 1758 году.
В итоге Христиан Теге сделался в своих бесхитростных мемуарах последовательным и убеждённым апологетом русской армии. Пропагандистская ложь разбилась о правду жизни. А выводы из всего изложенного пусть каждый делает сам. История - учитель жизни.
А ВОТ ЧТО ПИШЕТ НИКОЛАЙ КОСТОМАРОВ В СВОЁМ ТРУДЕ "РУССКАЯ ИСТОРИЯ"
"Простой народ при вступлении неприятеля во владения прусского короля, не остался равнодушным и стал оказывать пособие своим войскам. Русский фельдмаршал издал манифест, в котором убеждал прусских подданных не оказывать неприязненных действий, и с своей стороны обещал не дозволять своим подчиненным делать вред мирному населению. Несмотря на этот манифест, поселяне стреляли по русским солдатам из-за кустов и лесных деревьев. Апраксин отправил нарочного к прусскому главнокомандующему, просил запретить такие нападения и, в противном случае, угрожал наказывать поступающих с русскими по-неприятельски. Но Левальд не издал такого запрещения, и русский фельдмаршал дал своим войскам дозволение поступать как с неприятелями с теми селениями, где обыватели начнут нападать на русских.
Как только проведали о таком дозволении иррегулярные войска — казаки и калмыки, тотчас без разбора, кто прав, кто виноват стали обращаться с поселянами самым варварским образом. Они не только грабили крестьянские пожитки, кололи для своего прокормления и угоняли для продажи своему войску крестьянский скот, но самих людей подвергали страшным, бесчеловечным мукам: одних удавливали петлей, других живьем потрошили, похищали у матерей малых детей и убивали, сжигали дотла крестьянские жилища, и те поселяне, которые успевали спастись от их зверств, лишившись своих домов, прятались в лесах, а выходя из своих убежищ, просили своих земляков давать им вместо милостыни ружья, порох и свинец, чтобы мстить врагам.
Регулярные войска не одобряли такого способа ведения войны с мирными жителями, но и они сами во время похода не держались дорог, а шли по полям, засеянным хлебом, и это озлобляло жителей. Они продолжали вести партизанскую войну, нападая на русских отдельными партиями, а русские за это, поймавши в таком деле поселян, отрубали им на руках пальцы и потом отпускали. Так показали себя тотчас по вступлении в Пруссию, с одной стороны, русские, с другой — мирные обыватели прусских владений, большей частью литовцы по происхождению"
В ИСТОРИИ РАЗЛИЧНЫХ ВОЙН, КОТОРЫЕ ВЕЛА РОССИЯ, НИ ОБ ОДНОМ ИЗ НАРОДОВ РОССИИ, НЕ ПИСАЛИ СТОЛЬКО В РАЗЛИЧНЫХ МЕМУАРАХ, ОЧЕВИДЦЫ И УЧАСТНИКИ ТЕХ СОБЫТИЙ, СКОЛЬКО О КАЛМЫКАХ!
Нет комментариев