УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ – КАПИТАН ДОРДЖИ БУРИНОВ
Рассказ о простом участковом милиционере, проработавшем в органах правопорядка почти всю свою жизнь.
В 1907 году в станице Денисовской (Бокшургакинском аймаке) Области Войска Донского, в небогатой казачьей семье Буриновых родился мальчик Дорджи. Не прошло и года как умер его отец Кос Нагалинович Буринов. Овдовев, мама Дорджи, как могла, трудилась в своём хозяйстве, растила сына. Тяжелый крестьянский труд, без мужской помощи, подорвал её здоровье, женщина тяжело заболела, её парализовало и в 11 лет Дорджи Буринов остался круглым сиротой.
На Дону началась Гражданская война и калмыцкому населению пришлось испытать неимоверные муки и страдания. Как выжил в это время юноша, мы можем только догадываться.
В середине 20-х годов прошлого века, Дорджи работал возчиком в ассенизационном обозе в Краснодаре, мостил булыжником улицы в Ростове, наконец устроился работать помощником тракториста в зерносовхоз «Гигант».
В 1929 году по призыву пошёл служить в Красную Армию. Служил в знаменитой 5-ой кавалерийской дивизии имени Блинова, в лихом калмыцком эскадроне, а командиром взвода у него был молодой офицер Басан Городовиков. Молодые красноармейцы взвода отлично стреляли, уверенно владели холодным оружием, а уж верхом на лошади степняки показывали чудеса джигитовки. Басан Городовиков учил своих бойцов по принципу «делай как я» и его «калмыцкий» взвод был одним из лучших в полку. Армейская закалка помогла Дорджи Буринову и в мирной жизни.
После службы в армии, Дорджи Буринов решил жить и трудиться в родной Калмыцкой Республике. Демобилизованного солдата, отличного конника, назначают начальником кавалерийской школы в республиканском ОСОАВИАХИМЕ (ныне это ДОСААФ). Как и вся молодёжь того времени Дорджи активно участвовал в комсомольской жизни. Собрания, митинги, мероприятия и конечно танцы. На танцах в селе Троицкое молодой солдат познакомилсяс юной красавицей, комсомолкой Тоней Тепкиной. Антонина Тепкина, в годы Гражданской войны потеряла родных и некоторое время воспитывалась в семье Героя Гражданской войны Василия Алексеевича Хомутникова. Родовые, семейные традиции были ещё крепки в калмыцких семьях. Антонина по матери была близкой родственницей Хомутниковых. И несмотря на то, что её отец был конезаводчиком, а родной дядя Гавриил Тепкин командовал Зюнгарским полком в Белой Армии, Василий Хомутников не бросил на произвол судьбы сироту. Устроил родственницу на педкурсы в Астрахань и помогал ей чем мог и в дальнейшей жизни. После учёбы в Астрахани Антонина была направлена проводить культштурм в Мало-Дербетовский улус, в посёлок Ханата. Ханатинцы настороженно, даже с враждебностью встретили девушку в белой блузке, фасонистом кепи и в кожаной куртке-юнгштурмовке. Наладить отношения помогли скачки. Антонина решила участвовать в них. Девушке дали не самую смирную лошадь, но дочь конезаводчика, выросшая в Сальской степи легко справилась с норовистой лошадью и пришла к финишу первой. Молодёжь к ней потянулась, да и люди постарше стали принимать её как свою. Свадьбу Дорджи и Тоня сыграли в селе Троицком. Василий Алексеевич Хомутников выделил жениху и невесте на свадьбу обкомовскую тачанку, украшенную лентами. Молодая семья была счастлива, ещё не зная какие испытания предстоят ей и всему калмыцкому народу.
Осенью 1934 года партия направила молодого коммуниста Дорджи Буринова работать в милицию. После двух лет работы начальником районной милиции Дорджи Буринова отправили в спецшколу на курсы усовершенствования начсостава НКВД в Москве. Наряду с криминалистикой, юриспруденцией, военным делом курсанты овладевали приёмами японской борьбы джиу-джитсу. Занятия вёл настоящий японец, мастер этого искусства. В столице у молодой семьи родился сын. Назвали его в честь одного из деятелей мирового рабочего движения Джимом. Семья получила отдельную двухкомнатную квартиру в центре Москвы на улице Солянка. А молодой отец получил первое направление на службу, начальником отдела кадров НКВД Бурят-Монгольской АССР. В Улан-Удэ у семьи Буриновых родилась дочь Екатерина, названная в честь покойной матери Дорджи. В те времена в органах НКВД существовала практика постоянной ротации кадров после двух лет работы на одном месте. Отработав в Бурятии почти три года в 1940 году Дорджи Косович был направлен на работу в Кишинёв старшим оперуполномоченным 3-го городского отделения молдавской милиции.
В июне 1941 года началась война и Дорджи Буринов был призван на войну. С августа 1941 по март 1943года воевал на Западном фронте в должности командира взвода, 3-го полка отдельной дивизии войск НКВД. Семья в это время жила в Москве. В это время в Москве холодно и голодно, у семьи Буриновых рядом нет ни родных, ни близких. В марте 1943 года Дорджи Буринова из действующей армии направляют на Украину, работать начальником милиции Решетиловского района Полтавской области. Так как в январе 1943 Элиста, была освобождена от немцев Дорджи Косович советует супруге с наступлением тепла перебраться с детьми в Элисту. Летом Антонина забрав детей уехала в Элисту к родственникам, а в декабре уже ехала в Сибирь в товарном вагоне со всем народом.
В 1944 году после освобождения Молдавии Дорджи Буринова переводят работать начальником милиции Страшненского района, Кишинёвского уезда Молдавской ССР. Всё это время Дорджи Косович жил в думах о жене и детях, а ведь была ещё и работа. Бандитизм, убийства, грабежи на освобождённых территориях. Ежедневная, тяжелая, часто кровавая работа. Уже находясь в Сибири на поселении, Антонина Буринова была арестована органами НКВД за связь с контрреволюционными элементами и как член семьи врага народа. Кто-то из своих же земляков написал донос, что спецпереселенка Буринова получает письма, посылки и денежные переводы от своего родного дяди, шаджин-ламы Калмыцкого народа Лубсан-Шарапа Тепкина, осужденного в 1931 году. Отсидев срок, дядя Антонины, находился на спецпоселении в Караганде Казахской ССР и зная о тяжелом положении племянницы, пытался как мог помочь ей. Пока оперуполномоченный Буринов ловил бандитов в Полтаве, его супруга сидела в Красноярской тюрьме под следствием, а дети находились под присмотром посторонних людей. Наконец ходатайство о том, что супруг подследственной ловит бандитов на освобожденной территории и три года воевал на фронте дошло до сибирской глухомани и бедную женщину наконец освободили, предварительно вынудив письменно отказаться от родного дяди. Шок от пережитого в тюрьме был так велик, что Антонина Бадминовна никогда, даже спустя десятилетия не рассказывала детям о своих родственниках. Дети Антонины ни слова не слышали о шаджин-ламе калмыцкого народа Лубсан-Шарапе Тепкин, ни о кавалере множества царских наград полковнике ГавриилеТепкине, ни своем ааве Бадме Тепкине.
Как только война закончилась, уже в июне 1945 года, Дорджи Буринов по собственному желанию уволился из органов НКВД и отправился к семье в Сибирь, в город Заозёрный Красноярского края. В Заозерном милиционер Буринов работал кладовщиком на слюдяной фабрике, сторожем в Райзаготживсырье. В 1947 году, чтобы прокормить семью пошёл работать шахтёром на шахту «Южная» треста «Канскуголь» где и проработал до возвращения на Родину. На Родину, Буриновы вернулись с тремя детьми, Джимом, Катей и Виктором, родившимся в Сибири. В холодной сибирской земле остались малыши Надя и Сергей.
В 1959 году Дорджи Косович Буринов восстановился в органах и стал работать участковым милиционером Приозерного (ныне Кетченеровского) районного отдела милиции Калмыцкой АССР. В то время, людям было очень важно видеть «своего» милиционера. Такой же калмык, как они сами, вчера ходивший, как и все отмечаться к коменданту, теперь в форме и при оружии олицетворял калмыцкую власть на своей родной земле. Отсюда и отношение к «своему» милиционеру. В 1965 году в всесоюзном журнале «Советская милиция» была опубликована статья о Дорджи Косовиче Буринове. Приведу выдержки из этой статьи «…территория, которую обслуживает участковый уполномоченный Приозёрного райотдела милиции КАССР Дорджи Косович Буринов, больше иного района. Её площадь составляет ни много ни мало-двести тысяч гектаров. Здесь раскинулись поля, пастбища и постройки трёх крупных совхозов «Чкаловский», «Заливной» и «Привольный», где живут и трудятся более 6 тысяч человек…» В 1965 году участковому Буринову, было уже 58 лет, но даже в этом возрасте он обладал неплохими физическими навыками. Так сын Виктор однажды вживую увидел, чему научил японский мастер джиу-джитсу его отца на курсах в Москве в далёкие 30-е годы. Один из дебоширов у кинотеатра пошёл в атаку на участкового. Молодой, высокий и сильный парень был мгновенно сбит пожилым участковым с ног и с вывернутой рукой стоял на полусогнутых перед онемевшей толпой. Так же, как и на фронте, когда брал языка, Дорджи Косовичем был схвачен рецидивист, совершивший побег из Ростовской тюрьмы и убивший конвоира. Местные жители сообщили о подозрительном человеке и довольно точно описали его. По ориентировке участковый установил личность и вдвоем с свои добровольным помощником, управляющим фермой № 2 Н.Тюлюмджиевым, решили взять уголовника. Установив его местонахождение, Дорджи Косович вручил свой пистолет Тюлюмджиеву с указанием кричать о сдаче и регулярно стрелять в воздух для отвлечения бандита, а сам незаметно обошел развалины по балке и совершил задержание. Задерживал он и стрелявшего из ружья допившегося до белой горячки алкоголика. Люди видели в деле своего участкового, видели, как он живёт. Он был одним из них. БЫЛ СВОИМ УЧАСТКОВЫМ. Поэтому помогали и доверяли ему. В журнале 1965 года опубликованы снимки и фамилии жителей совхоза «Чкаловский» помогавших «своему» участковому: старший чабан Г.Беляев и его помощник Г.Гаряев, завмаг Н.Аскарова, управляющий фермой Н.Тюлюиджиев, электрик Д.Музраев , бухгалтер А.Лиджиева, председатель кооператива Д.Дорджиев, фельдшер Н.Азыдова и заведующий гаражом М.Лиджинов.
Как-то в один из приездов в район Басан Бадьминович Городовиков увидел Дорджи Косовича, радостно обнял его и с грустью спросил; помнишь Дорджи как мы джигитовали и лозу рубали в Житомире, молодыми были, ещё не женатыми?!
Дорджи Косович Буринов скончался в 1973 году, могила его в посёлке Чкаловский среди своих односельчан для которых он был «НАШ УЧАСТКОВЫЙ» С супругой Антониной Бадминовной они прожили долгую совместную жизнь, делили вместе горе и радость. Фамилию Буриновых продолжают внуки и правнуки милиционера. С гордостью вспоминают они своего дела и прадеда, честно прошедшего со своим народом все испытания, не сломавшегося и не замаравшего звание сотрудника «НАРОДНОЙ МИЛИЦИИ»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2