О.А. Кипренский. Эскиз «Анакреонова гробница».
За время работы Кипренский привязался к прелестной девочке. Когда же он узнал, что ее мать была "поведения подозрительного" и вела распутную жизнь, а ребенок рос в крайней бедности без ухода и внимания, он забрал Мариуччу к себе на квартиру, обязавшись ежемесячно выплачивать ее матери крупную сумму отступных, к полному удовлетворению последней.
Сам лишенный в детстве семейного уюта и родительской ласки, Орест близко к сердцу принял горести малышки и старался окружить свою питомицу заботой и вниманием.
"Она [Мариучча] одна соединяет в себе для моего сердца, для моего воображения все пространство времени и мира. <...> Как можно оставаться равнодушным, видя около себя существо, которое живёт и дышит только что для меня... которое удовлетворяет сердце мое своею нежностью, гордость мою - своею покорностью..." (из писем Кипренского друзьям)
"С семьёй Фалькуччи связана история, наложившая отпечаток на судьбу художника. Анна-Мария Фалькуччи (род. около 1812) была дочерью итальянской красавицы-натурщицы, которая позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница», жила в доме художника и была близка с ним. «Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный.
В Риме разразился чудовищный скандал.
Через несколько дней в городской больнице "Санта-Спирито" умер слуга Кипренского от неизвестной болезни, очень похожей на отравление скипидаром.
Нерасторопная итальянская полиция не успела опросить слугу при жизни, поэтому главным подозреваемым оказался Кипренский, который, конечно, вину свою отрицал. Найденных улик было недостаточно для того, чтобы предъявить художнику обвинение, но весь Рим был уверен: убийца - Кипренский.
Константин Паустовский писал:
"Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить."
В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Кипренский был выброшен из общества.
Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали.
Некоторые источники утверждают, что убитой была мать Мариуччи, но биограф художника Владимир Толбин опровергает это предположение, основываясь на письмах Ореста Адамовича, согласно которым мать девочки вымогала у него крупную сумму денег уже после этих трагических событий. Тем не менее, ничем не подтвержденные слухи о том, что Кипренский убил мать своей воспитанницы, чтобы получить неограниченные права на девочку, ходили ещё при его жизни.
Между тем, ненависть общества возросла до таких масштабов, что Кипренскому оставалось лишь вернуться в Россию, оставив Мариуччу в монастырском приюте.
Нет комментариев