Первым письменным источником, упоминающим племя Камыш, обитавшее на склонах горы Ахун и в Хосте, считается описание путешествие муллы Эвлия Челеби 1641 года.
«Мы шли три перехода далее к западу, вдоль по морскому берегу, в крае лесистом с высокими горами, среди которых большое число сёл и полей, до племени Камыш, состоящего из 10 000 храбрых мужей, они неоднократно поражали племя Арт и пленили их беков. Ибо Абхазы крадут детей у других и человек, который у них не занимается воровством и грабежом, считается плохим товарищем, так что не выдают за него дочерей своих. В горах Камышских разводят свиней величиной с осла; пристань не посещается ради буйного характера народа. У них есть мечеть, климат приятен. В пристани устроен базар».
Кстати, Хамыш (Камыш) – ещё и одно из названий горы Ахун.
Точное значение сочинских топонимов почти не поддаётся переводу. Язык убыхов сильно отличался от русского. Некоторое представление о значении местных названий дают сведения немногих европейцев, побывавших в Сочи, а также донесения русских военных. А вот «переводы» сочинских топонимов с разного рода турецких источников, записанных арабским письмом, не имеющим вообще никакого обозначения гласных звуков, – сопоставимы по нелепости лишь с попыткой записать музыкальными нотами химическую формулу...
Тем не менее, принято считать, что название Ахун могло произойти от имени бога скотоводства местных горцев – Ахына. Великан, одетый в мохнатые шкуры, путешествовавший по побережью с неразлучным стосаженным посохом, с помощью которого перепрыгивал реки, погиб, перепрыгивая реку Шахе. В том месте сейчас расположено селение Ахинтам (что в переводе означает «Ахин здесь» или «Место Ахина»).
Есть и менее сказочное объяснение названия горы Ахун. В переводе с абхазского «Ахун» – это «много вершин» (ведь мы и действительно знаем, что на хребте есть и Малый Ахун и Подахунок)...
В 1903 году В.В. Радулович, действительный член Кавказского отделения Русского географического общества назвал своё имение на склоне Ахуна «Хамышш-хабль», призывая восстанавливать и сохранять древние названия.
На карте в путеводителе 1911 года, питерского журналиста Дороватовского, гора обозначена двойным названием Камыш-Ахун.
Русский разведчик Ф.Ф. Торнау, в 1835 году посетивший эти места, писал, что селение «Хамыш (расположено) на покатости горы, над самым морем по речке того же имени, признаёт князем своим Джембулата Хамышь… Полагают в селении около 80 семей».
Во время Кавказской войны хамышевцы оказались в сложном положении. С юга и с севера от них были основаны русские крепости. В 1839 году князь Зураб Хамыш присягнул России, но через некоторое время предводитель убыхов Хаджи Берзек арестовал Зураба и сочинского князя Аубла-Ахмета и освободил лишь после отречения их от присяги.
Пришлось в земли хамышевцев и далее в Адлер двинуться с отрядом полковнику Муравьеву (это тот самый Н.Н. Муравьев-Амурский, чей портрет мы видим на 5000-ной купюре). Из Абхазии в Адлер были переброшены дополнительные войска, была обещана помощь местным князьям против воинственных убыхов.
В 1852 году хамышевцев заставил воевать против русских наместник Шамиля – Магомет-Амин. Вновь в военных документах упоминается «непокорное общество Хамыш».
В последние месяцы Кавказской войны (напомню, что через полгода исполнится 150 лет окончанию войны!) хамышевцы выселились в Турцию.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев