»
О Санкт-Петербурге в судьбе знаменитого писателя рассказывает Президентская библиотека
НиколаЙ Васильевич Гоголь прожил почти 43 года, из них семь лет – в Санкт-Петербурге. И именно за эти годы «успел написать почти все свои произведения и стяжать славу первоклассного писателя». Более того, Санкт-Петербург стал одним из героев многих его произведений.
Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком» стала началом литературной славы Гоголя. Именно здесь впервые в творчестве Гоголя появляется образ Санкт-Петербурга. В повести «Ночь перед Рождеством» столица империи описывается глазами кузнеца Вакулы, прилетевшего сюда на чёрте: «Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырёх сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали… „Боже Ты мой, какой свет! – думал про себя кузнец. – У нас днем не бывает так светло“». Яркий, ослепительный, оглушающий – именно таким впервые увидел Петербург и сам Гоголь.
Начиная с «Невского проспекта» Санкт-Петербург становится полноправным героем многих произведений Гоголя. Но это уже не тот феерично прекрасный город, который увидел кузнец Вакула и огнями которого по дороге из Малороссии любовался юный Гоголь. «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» – предупреждает писатель.
Санкт-Петербург – это не только город «господ в крытых сукном шубах», но и самодовольного поручика Пирогова, бедного художника Пискарева, потерявшего нос майора Ковалева, мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, целью жизни которого была новая шинель, титулярного советника Аксентия Ивановича Поприщина, возомнившего себя «королём Испании». Санкт-Петербург – это не только город парадных фасадов, но и грязных улиц; «чёрных лестниц петербургских домов», пропахших «спиртуозным запахом, который ест глаза»; крошечных квартирок, в которых не живут – существуют люди.
Даже в комедии Гоголя «Ревизор», действие которой происходит в небольшом уездном городе, появляется образ Санкт-Петербурга. Его боятся, ему подражают, о нём рассуждают, им восхищаются. В «Ревизоре» упоминаются конкретные адреса, связанные с жизнью автора комедии в Петербурге. Когда Хлестаков сожалеет, что «Иохим не дал напрокат кареты», имеется в виду каретный мастер Иоганн Иохим, первый владелец дома на Большой Мещанской (ныне Казанская улица), где в тесной квартирке под самой крышей на четвёртом этаже Гоголь жил с апреля по июль 1829 года.
В письме Хлестакова, отправленном «Его благородию, милостивому государю, Ивану Васильевичу Тряпичкину, в Почтамтскую улицу, в доме под нумером девяносто седьмым, поворотя на двор, в третьем этаже направо», Гоголь отметил еще один свой адрес, лишь слегка зашифровав его. С 1833 года по 1836 год он проживал в доме артиста Лепена по адресу: дом 97, ныне – 17 на Малой Морской улице, как бы продолжавшей Почтамтскую, в квартире на третьем этаже дворового флигеля. Именно здесь и был написан «Ревизор», а сама Малая Морская улица с 1902 по 1993 год носила имя Гоголя.
О Петербурге Гоголь будет вспоминать не раз. И не только как о городе, при мысли о котором кожа «проникается насквозь страшною сыростью и туманною атмосферою». В «Петербургских записках 1836 года» Гоголь признаётся: «…когда открылась передо мною Нева, когда розовый цвет неба дымился с Выборгской стороны голубым туманом, строения стороны Петербургской оделись почти лиловым цветом, скрывшим их неказистую наружность, когда церкви, у которых туман одноцветным покровом своим скрыл все выпуклости, казались нарисованными или наклеенными на розовой материи, и в этой лилово-голубой мгле блестел один только шпиц Петропавловской колокольни, отражаясь в бесконечном зеркале Невы, – мне казалось, будто я был не в Петербурге. Мне казалось, будто я переехал в какой-нибудь другой город, где уже я бывал, где всё знаю». «Страницей Гоголя ложится Невский», – спустя столетие скажет поэт Самуил Маршак. Туманной, сверкающей, испытывающей мечтателей на прочность страницей гоголевского Санкт-Петербурга.
Источник: газета «Сельская жизнь» за 4–10 апреля (№ 13) 2024 года.
Иллюстрация: портрет писателя – рисунок карандашом работы художника А.А. Иванова. 1847 г.
#natlibraryrm #библиотекаПушкинаМордовия #библиотекаПушкина #opinatlibrary #газеты #Сельскаяжизнь #Президентскаябиблиотека #Гоголь #СанктПетербург #Петербург #русскаялитература
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев