Сегодня ровно 110 лет примеру необычайного мужества.
6 августа 1915 года состоялась знаменитая атака мертвецов.
Осовецкая крепость на территории Польши (тогда Российская империя) имела важное стратегическое значение. И уже в первый год войны немцы пытались взять ее трижды. Попытки сделать это в сентябре 1914 года и феврале 1915 года провалились. А в начале июля 1915 года немцы перебросили дополнительные войска для штурма Осовца. 8-й немецкой армией командовал генерал от инфантерии Отто фон Белов. Если что, в данном случае Below - немецкая фамилия, а дворянский род, к которому принадлежал Отто Эрнст Винцент Лео фон Белов, известен с 1194 года. На Руси тогда были совсем другие фамилии.
Поскольку лобовая атака крепости привела бы к очень большим потерям, с немецкой стороны было решено применить отравляющий газ. 6 августа 1915 года в 4 часа утра при благоприятном ветре началась концентрированная газовая атака с применением хлора.
Это было сделано саперами 11-й дивизии Ландвера под командованием генерала фон Фройденберга. Для операции было выделено 50 тысяч баллонов с хлором, которые распределили на 30 батарей.
Выпущенное облако газа достигло примерно 8 километров в ширину и 10-15 метров в высоту. По некоторым данным, газ проник на общую глубину до 20 километров, сохраняя поражающее действие на глубину до 12 километров. Вскоре большая часть солдат обороняющегося 226-го Землянского пехотного полка, у всех из которых не было в наличии защитных масок, погибла или стала небоеспособной. Поскольку атакующие немцы больше не ожидали сопротивления, они отправили на штурм примерно 8 тысяч пехотинцев.
Но неожиданно русские солдаты из 8-й и 13-й рот 226-го Землянского полка, численность которых сократилась вдвое в результате газовой атаки, при поддержке двух пулеметов и последних пяти готовых к применению орудий, пошли в атаку. Собственно, численность атакующих была порядка ста человек. Из желто-зеленого облака хлора перед немцами неожиданно появились солдаты в одеже, запачканной кровью.
Считается, что это был результат воздействия хлора. Попадая на слизистые оболочки (глаза, носоглотка, легкие), хлор соединяется с водой и образует соляную кислоту. А дальше кашель... Большинство были обречены, включая прапорщика Владимира Котлинского, возглавившего атаку. Кстати, Котлинский этими ротами не командовал, он вообще был топографом. Но, как старший по званию, принял на себя командование.
Интересно, что и российские, и немецкие источники солидарны в том, что при виде такого зрелища немецкие полки без выстрела предпочли ретироваться. Некоторые солдаты запаниковали и разбежались. Часть осталась висеть на проволочных заграждениях...
прапорщик Котлинский
Это самый известный эпизод сражения. Но нужно сказать, что на других участках было еще несколько атак, в которых участвовало еще порядка десяти рот, не только 226-го, но еще минимум двух полков. Может они пострадали от газа в меньшей степени, но, тем не менее...
К 11 часам павшие оборонительные рубежи снова оказались в руках русских. А вот потом.... Был 1915 год. Шло Великое отступление, и начиная с 18 августа, крепость была брошена, а 25 августа 1915 года ее заняли немецкие войска. По официальным российским источникам, там все было взорвано. Немцы же утверждают, что крепость получила лишь незначительные повреждения, и с минимальными затратами была превращена в военную тюрьму.
Нужно отметить еще два момента. Во-первых, катастрофических потерь от хлора можно было избежать. Да, высота облака составляла от 10 до 15 метров, но вот только концентрация на разной высоте была разная. Хлор тяжелый, и концентрируется в низинах. Поэтому от него в первую очередь страдают лежащие на носилках раненые, и солдаты в окопах, где нет движения воздуха. Говорят, что комендант крепости Бржозовский приказал оставить личный состав, подвергшийся химической атаке в окопах ”для воспитания боевого духа”. А отвел бы за сто метров...
Сергей Хмельков
И второй момент. Об атаке мертвецов много писали в прессе, как нашей, так и стран Антанты. Но системно о событиях того дня мы знаем из диссертации Сергея Хмелькова. Штабс-капитан Хмельков принимал участие в обороне Осовца и тоже подвергся воздействию хлора. Но потом сделал успешную карьеру в СССР, дослужился до звания генерал-лейтенанта, был профессором в Военно-инженерной академии РККА. Кавалер четырех царских орденов, получил потом два Ордена Ленина, Красное Знамя и Красную Звезду.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев