фото до разрушения колокольни.
Но не сразу. Сначала служба шла во временной бригадной церкви, построенной в 1897 году при участии офицеров штаба бригады и освященной во имя Алексея человека Божия. Лишь через несколько лет по ходатайству Военного министра А.Н. Куропаткина перед императором Николаем II, Военное ведомство выделило деньги на возведение капитального здания из туркестанского кирпича по типовому проекту военных храмов, утвержденному Строительной комиссией в 1901 году (архитектор Федор Михайлович Вержбицкий).
Согласно проекту, храм в плане имел очертания православного креста. К прямоугольному молельному залу, заполненному светом и воздухом, на востоке примыкал алтарь с высоким двухсветным сводом, с проемами на барабане в виде фонаря, а на западе – паперть и притворы. Строгий военный храм украшали восьмигранная колокольня в виде пирамиды, звонница с арочными просветами и золоченый купол над алтарем, кокошники на притворах, рельефные детали – наличники, кресты на фасадных стенах и крылечки на входах.
19 ноября 1905 года храм торжественно освятили с новым посвящением престола во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Именно этими двумя разными посвящениями и объясняется, что храм в Термезе в одних литературных источниках именуют Алексеевским, а в других Александра Невского.
До 1910 года храм официально состоял при Управлении 4-й Туркестанской стрелковой бригады и служил в нем священник Василий Павлович Благовещенский. В 1910 году церковь перешла к 9 Туркестанскому стрелковому полку. Сменился и батюшка. С 3 сентября 1910 года к службе приступил Орлинский Василий Никифорович.
После установления Советской власти, в 1927 году, службу в храме запретили, устроили в нем склад оружия, потом госпиталь. Но само здание просуществовал до 1930 года, а потом колокольню и купол церкви снесли, потолки выпрямили и подбили досками, внутренние росписи уничтожили, а церковную утварь вывезли. Изуродованное здание переделали в спортивный зал.
В 1990 году по решению совета народных депутатов городского президиума, в связи с обращениями русскоязычного населения к властям города, храм вернули на баланс среднеазиатской епархии. Храм действующий, его снова освятили и начали восстановление, которое идет не слишком быстро в связи с недостатком денег. Однако собирая с миру по нитке, удалось поднять и позолотить купол, отремонтировать здание, даже вернуть часть принадлежавшей храму утвари и икон. На сайте храма пишут, что сохранились икона Св.кн. Александра Невского, писаная в 19 веке, большие иконы Спасителя, Св.Алексея человека Божия, икона «Моление о чаше», икона Воскресения Христова, а также сохранилась часть священнических облачений, купель для крещения, частично большой подсвечник и семисвечник. К огромному сожалению прихожан, утрачена главная святыня храма – привезенная с Горы Афон икона Святого великомученика Георгия Победоносца. В застежку отображения Святого была вложена частица его святых мощей и вата, пропитанная елеем из лампад пред Его чудотворными иконами в Заграфе. Примечательно, что на дальнейшее восстановление храма выделило деньги правительство Узбекистана. Кроме того, в 2010 году был объявлен сбор средств в Интернете. Так что есть надежда на полное восстановление старинного храма Александра Невского в Термезе.
Комментарии 16
Собор был построен по типовому проекту архитекторов Фёдора Вержбицкого и Фёдора Смирнова. разработанному в 1902 году для строительства гарнизонного храмов:Петергофе - Церковь Святой Великомученицы Анастасии (заложена в 1902 году, освящена в 1903 году) - вмещает до 1 000 человек,Термезе- Церковь 9-го Туркестанского стрелкового полка в честь Алексия,
человека Божия (заложена в 1904 году, освещена в 1905 году) - вмещает до 1 500 человек,Верный - Церковь 20-го Туркестанского стрелкового полка во имя СвятогоАлексия, Митрополита Московского (заложена в 1905 году, освящена в 1906 году) - вмещает до 1 000 человек,Скобелеве - Церковь 7-го Туркестанского стрелкового полка во имя Святого Николая Чудотворца (заложена в 1906 году, освящена в 1907 году) - вмещает до 1 500 еловек,Керки - походная Церковь при 14-ом Туркестанском стрелковом полке - Церковь в укрепление Серахсе во имя Алексия, человека Божия (заложена в 1907 году, освящена в 1908 году) - вмещает до 900 человек,Кушка - Церко...Ещё
Собор был построен по типовому проекту архитекторов Фёдора Вержбицкого и Фёдора Смирнова. разработанному в 1902 году для строительства гарнизонного храмов:Петергофе - Церковь Святой Великомученицы Анастасии (заложена в 1902 году, освящена в 1903 году) - вмещает до 1 000 человек,Термезе- Церковь 9-го Туркестанского стрелкового полка в честь Алексия,
человека Божия (заложена в 1904 году, освещена в 1905 году) - вмещает до 1 500 человек,Верный - Церковь 20-го Туркестанского стрелкового полка во имя СвятогоАлексия, Митрополита Московского (заложена в 1905 году, освящена в 1906 году) - вмещает до 1 000 человек,Скобелеве - Церковь 7-го Туркестанского стрелкового полка во имя Святого Николая Чудотворца (заложена в 1906 году, освящена в 1907 году) - вмещает до 1 500 еловек,Керки - походная Церковь при 14-ом Туркестанском стрелковом полке - Церковь в укрепление Серахсе во имя Алексия, человека Божия (заложена в 1907 году, освящена в 1908 году) - вмещает до 900 человек,Кушка - Церковь 15-го Туркестанского стрелкового полка во имя Святого Николая Чудотворца (заложена в 1907 году, освящена в 1908 году) - вмещает до 1 000 человек,Самарканде - Церковь всех святых в земле Самаркандской просиявших (заложена в 1909 году, в 1910 году изменено название на Церковь во имя Святого Алексия, Митрополита Московского, освящена в 1911 году) - вмещает до 1 500 человек.Чарджоу - Церковь 6-го Туркестанского стрелкового полка во имя Святого Николая Чудотворца (заложена в 1908 году, освящена в 1910 году) - вмещает до 1 100 человек,Этот проект, ставшим типовым для военных храмов Туркестана,был утверждён властями для сооружения храма 1-й Туркестанской стрелковой бригады, расквартированной в Ташкенте. По нему же в 1909—1911 годах строился собор Святителя Алексия Московского в Самарканде. До 1910 года собор принадлежал 9-му Туркестанскому стрелковому полку
святого Алексея, человека Божьего (Престольный праздник 17 марта), а его священником был Василий Павлович Благовещенский. Проект здания совпадал с проектами многих храмов того времени Туркестанского края. С 1910 года носил наименование в честь святого Александра Невского. Он был построен из жжёного кирпича, оштукатурен. Имел большие колокольню и иконостас. Внутренне пространство храма имело размер 24 на 16 метров. Также в храме было большое количество икон и церковной утвари. После закрытия храма иконы и мущество храма было роздано в другие храмы.В сентябре 1910 года священником был Василий Никифорович Орлинский. Храм была закрыт после 1927 года, после чего вскоре снесена колокольня. В храме находился склад вооружения, а позднее — военный госпиталь, а затем — спортзал. В 1990 году храм был заново освящён. На сегодняшний день храм не предназначен для постоянного публичного посещения. В храм пускают прихожан и туристов.
Кушка, в которой с 1912 г. дислоцировался 15-й Туркестанский стрелковый полк.Клир. вед. церкви при Штабе крепости Кушка Мервского уезда Закаспийской обл. за 1909 г.
Церковь постр. по утв. типу военных храмов. Заложена 6.12.1904. Освящена 1.11. 1907. (далее её описание-пропускаю). Приход составляют: Штаб крепости,Кушкинская крепостная артиллерия, Туркестанская военно-телеграфная рота, полевая Кушкинская ж.д. рота, Кушкинская кадровая обозная рота и жители Полтавского посёлка (в 4-х верстах). Ближайшая церковь-5-го Кушкинского рез. батальона, 1895 г. постройки в той же крепости Кушка...(РГИА,ф.806,оп.8,д.32) Клир. вед. церкви 15-го Туркестанского стрелкового полка в крепости Кушка за 1912 г. Полк квартируется в крепости с 1912 г., занимая церковь ранее бывшую при штабе, 1907 г. постройки. Приход ея составляют лишь чины указанного пол...ЕщёКушка фото 1910-х г Никольский полковой храм (впоследствии ДОСА) в крепости
Кушка, в которой с 1912 г. дислоцировался 15-й Туркестанский стрелковый полк.Клир. вед. церкви при Штабе крепости Кушка Мервского уезда Закаспийской обл. за 1909 г.
Церковь постр. по утв. типу военных храмов. Заложена 6.12.1904. Освящена 1.11. 1907. (далее её описание-пропускаю). Приход составляют: Штаб крепости,Кушкинская крепостная артиллерия, Туркестанская военно-телеграфная рота, полевая Кушкинская ж.д. рота, Кушкинская кадровая обозная рота и жители Полтавского посёлка (в 4-х верстах). Ближайшая церковь-5-го Кушкинского рез. батальона, 1895 г. постройки в той же крепости Кушка...(РГИА,ф.806,оп.8,д.32) Клир. вед. церкви 15-го Туркестанского стрелкового полка в крепости Кушка за 1912 г. Полк квартируется в крепости с 1912 г., занимая церковь ранее бывшую при штабе, 1907 г. постройки. Приход ея составляют лишь чины указанного полка-1330 муж. и 54 жен. ..Ближайшая церковь- 16-го Туркестанского стр. полка в той же крепости Кушка... Полковой свящ. с 16.9.1910 - Николай Николаевич Иконников...(РГИА,ф.806,оп.10,д.453)
по стилю его же работам в Троице-Сергиевой и Почаевской лаврах.Архитектор: В.Щусев Художник: М.Нестеров.А.Г. Джогоров, военный инженер по строительству храма
Адрес: 746000, г. Байрамалы, ул. Заруднева, 6 Тел.: (8-10-993564) 2-67-24 Престольный праздник: 2 июня
Настоятель: священник ПЕТР ХАЛИКОВ Песня рогательная..поет Юлия Славянская "Молюсь и каюсь"....так же как и судьба наших многострадальных храмов https://ok.ru/video/44330191551
Святителя Московского Алексия, Митрополита всея Руси (воссоздан в 1992 г.). Проект собора был разработан петербургским архитектором Ф. Смирновым. Осенью 1909 года была освящена закладка, а уже к осени 1911 года храм
был построен. В 20-е годы (ХХ в.) храм был закрыт, использовался не по назначению. Колокольня и купола разобраны в 1929 году. Свято-Алексиевский собор находился на территории военного городка. После
вывода воинской части собор был передан на баланс госмузея-заповедника. В 1996 году Свято-Алексиевский собор был передан в распоряжение Русской Православной Церкви. В дни празднования 125-летия Ташкентской и
Среднеазиатской епархии Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил Свято-Алексиевский собор 13 ноября 1996 года.
архитектурой1900. И с 1947 г.отремонтирован и известен как "Покровский" Свято-Покровский храм в городе Мары (бывший Мерв) создан в 1900 г., как гарнизонный, и первоначально назывался Никольским. В свидетельстве о крещении за 1917 г. упоминается священник Тихон Протасов и диакон Иоанн Ильичев. В 30-ые годы храм закрыли, колокольню снесли, а здание церкви использовали как клуб, затем как воинский склад. В 1947 г. после обращений верующих в Москву с просьбами о передаче им храма, он был возвращен верующим. Для служения на приходе, в Ташкентское епархиальное управление из Мары вызвали и рукоположили в сан священника диакона Владимира Полетаева, который незадолго до этого вернулся из 10-летнего лагерного заключения. Отец Владимир родился в Кронштадте в семье священника Михаила Полетаева. Мать мальчика – Мария – была племянницей матушки Елизаветы, супруги святого праведного Иоанна Кронштадтского, который и благословил ...ЕщёМерв.Гарнизонный храм со своеобразной и непохожей на другие
архитектурой1900. И с 1947 г.отремонтирован и известен как "Покровский" Свято-Покровский храм в городе Мары (бывший Мерв) создан в 1900 г., как гарнизонный, и первоначально назывался Никольским. В свидетельстве о крещении за 1917 г. упоминается священник Тихон Протасов и диакон Иоанн Ильичев. В 30-ые годы храм закрыли, колокольню снесли, а здание церкви использовали как клуб, затем как воинский склад. В 1947 г. после обращений верующих в Москву с просьбами о передаче им храма, он был возвращен верующим. Для служения на приходе, в Ташкентское епархиальное управление из Мары вызвали и рукоположили в сан священника диакона Владимира Полетаева, который незадолго до этого вернулся из 10-летнего лагерного заключения. Отец Владимир родился в Кронштадте в семье священника Михаила Полетаева. Мать мальчика – Мария – была племянницей матушки Елизаветы, супруги святого праведного Иоанна Кронштадтского, который и благословил отца Михаила Полетаева на служение в Туркестане. С приходом советской власти отец Михаил неоднократно подвергался арестам и был вынужден покинуть город Мары. Он ушел в Троице-Сергиеву лавру и принял монашество с именем Маврикий (супруга к тому времени его оставила). В сане архимандрита служил на одном из приходов, был арестован и сослан в Караганду, а в 1937 г., после аварии в шахте, расстрелян, как «враг народа». В 2000 г. причислен к лику святых как преподобномученик Маврикий (память его 4 октября по н.ст.). Иерей Владимир, приступив к исполнению обязанностей настоятеля, провел реставрацию храма, который был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и служил в нем до своей кончины в 1975 г. За труды был награжден митрой. Дочь отца Владимира, которая до 2002 г. была регентом хора в Покровском храме, рассказала, что 26 сентября 1937 года в городе Мары были расстреляны протоиереи Климент, Василий и Киприан, иереи Иоанн и Григорий. Также в 1937 г. расстрелян священник Александр Петров. За алтарем храма находится крест, установленный в память отца Михаила и отца Дмитрия, сведения о которых не сохранились. С 1975 г. на приходе в течение 8 лет служил игумен Пафнутий (Росоха), ставший впоследствии схиархимандритом Феофилом. Затем, до 1992 г. настоятелем храма был протоиерей Николай Еремеев. С 1992 г. по настоящее время настоятелем Покровской церкви является протоиерей Александр Перескоков.https://ok.ru/video/90322504349
Железнодорожная церковь пресвятого князя Александра Невского 1896 года,построена русскими железнодорожными военными на собранными ими средства.
Так выглядела Церковь до Революции. Её не смогли снести – пытались взорвать, но она устояла и отметила в прошлом году 120-летие. С храма убрали купола и сделали в нем склад, а потом библиотеку. Ныне – краеведческий музей.
Историческая справка: "Военный Священникъ Средне-Азiатской казенной желъзной дороги Димитрiй Гогечиладзе".