Плиточные картины, отличительной чертой которых является разбивка изображения на несколько частей, помещенных на разных плитках, создавали в Нидерландах с начала XVII в. Такая композиция позволила сделать изображение более крупным и использовать его в качестве декоративного акцента в интерьере. Изначально эти картины состояли из двух или четырёх плиток. Иногда их использовали как бордюр.
В XVIII - XIX вв. мастера изготавливали и плиточные колонны, имитирующие камины XVI-XVII вв. В разных регионах они имели свои особенности. В Роттердаме и Утрехте такие колонны обычно делали шириной в две плитки, а мануфактуры провинции Фрисландии – шириной в одну плитку, но прямоугольного формата (13х18-20 см). В Маккумах колонны были также в одну плитку, традиционного для голландской плитки размера 13х13 см. Колонны обычно входили в состав плиточной облицовки за камином и обрамляли его с двух сторон.
В большом количестве их экспортировали в немецкие земли, где использовали для отделки дверных проёмов. Плитки нумеровали на тыльной стороне для облегчения монтажа. Сегодня исследователи по способу нумерации иногда могут определить место и время производства.
Представленная в коллекции Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» плиточная картина датируется XVIII в. Она была произведена в Нидерландах, но место ее бытования неизвестно. По краям и лицевой поверхности плиток имеются многочисленные сколы, царапины и шелушения на поверхности глазури. По периметру был, предположительно, клей тёмно-коричневого цвета. Также по центру лицевых пластин имелись деградировавшие материалы прежней реставрации. На оборотной стороне остался застывший, неравномерно распределённый строительный раствор белого и коричневого цветов и клей. Эти наслоения свидетельствуют о том, что бытование данного панно было длительным и его перекладывали.
Плитка была очищена, сколы укреплены. На нижней плитке утраты восполнены и затонированы в тон поливы. Под слоем строительного раствора стали видны написанные углём (?) цифры. Панно приведено в стабильное состояние и приобрело надлежащий вид для хранения, экспонирования и дальнейшего изучения.
📝Текст подготовила художник-реставратор ГИАХМЗ «Остров-град Свияжск» Зубарева М.М.
#свияжск #дневник_реставратора_свияжск #дневникреставратора #реставрация #вказани #островградсвияжск
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев