В начале августа 2021 года стало известно, что первая советская атомная подводная лодка (АПЛ) К-3 «Ленинский комсомол» отправится с Северного флота в Кронштадт - к месту вечной стоянки в Музее военно-морской славы. Рассказываем вам историю этой уникальной подводной лодки Первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» пережила за время своей боевой службы огромный триумф, а также большую трагедию. Причем эта трагедия не стала
достоянием широкой общественности ни в 1967 году, ни в период перестройки, да и наши дни мало, кто о ней знает. Решение о начале проектирования атомной подлодки в
Советском Союзе было принято в начале 50-х годов. Сам Сталин 12 сентября 1952 года подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». Рождение первенца отечественного атомного кораблестроения проходило в атмосфере глубокой секретности. Главным конструктором был В. Н. Перегудов, с 1953 года проектом руководил С. А. Базилевский. Тем временем в 1954 году американцы выпустили свою первую АПЛ «Наутилус». Первоначально советская атомная подлодка имела название К-3, с американским «Наутилусом» она не имела ничего общего. Корпус К-3 проектировался с нуля, основной упор делался на качество подводного хода. Лодка получилась быстроходнее «Наутилуса», с водо-водяным реактором. Сначала разработчики планировали использовать на субмарине для атаки военно-морских баз противника одиночную термоядерную торпеду, способную поражать цель на расстоянии 50 километров. Однако к этому времени англичане и американцы уже устанавливали противолодочные рубежи на расстоянии 100 километров от берега. Была создана комиссия, постановившая, что стране нужна подводная лодка, способная уничтожать корабли в морях и океанах, но для этого должна быть не одна торпеда. Необходимо иметь на борту лодки большой запас торпед с ядерными боеголовками. Таким образом, задание на строительство К-3 скорректировали, а корпус субмарины пришлось переделать. Неожиданный для СССР расклад, когда проект и тактико-технические характеристики, равно как и предназначение корабля, определяли совсем не моряки, привел к ожидаемо негативному результату: работы над проектом едва не были прекращены. Случилось это в 1954 году, когда атомщики, оценив, что их собственных знаний не хватает для завершения работы, все-таки привлекли к оценке своей работы экспертов советского ВМФ. Группа специалистов, которой руководил контр-адмирал Александр Орел, рассмотрела проект и представила результаты своей работы не только заказчикам из Первого главного управления Совмина, но и своему непосредственному начальнику – главкому флота адмиралу Николаю Кузнецову. Проект пришлось срочно перерабатывать. В итоге лодка получила восемь носовых торпедных аппаратов с боезапасом в два десятка торпед. Среди них должны были быть и атомные: к тому времени их боевые части уже начали проходить испытания. А главным оружием лодки, как и планировалось, стала скорость. В Советском Союзе уже знали, что американские кораблестроители поместили новую энергетическую установку в корпус лодки, мало чем отличающийся от классических корпусов субмарин Второй мировой войны. Это существенно ограничивало их подводную скорость: у первой в мире атомной субмарины, «Наутилуса», она составляла 23 узла, у второй, «Сивулфа» – 20 узлов. Советские конструкторы сразу решили искать наиболее обтекаемую форму лодки нового типа. Поиски не были слишком долгими: как известно, самыми оптимальными формами для движения под водой обладают морские млекопитающие, в том числе киты. На них-то и стала похожа первая советская атомная субмарина, на испытаниях развившая подводную скорость в 28 узлов даже не на полном ходу. За свою форму, которую унаследовали и все последующие подлодки, первая атомная лодка получила у моряков уважительное прозвище «Кит». Несмотря на множество проблем и сложностей, сопровождающих создание любого нового механизма, лодка К-3 пусть с опозданием, но была построена. Ее заложили 24 сентября 1955 года в Северодвинске и спустили на воду два года спустя, а еще через год лодка вошла в состав ВМФ и впервые двинулась на атомном ходу. Основной и резервный экипажи первого атомохода, кстати, начали обучение в Обнинске еще в 1954 году. Чтобы моряки могли заранее изучить свой корабль, в их распоряжение предоставили не только первую в мире атомную электростанцию, но и специально построенный неподалеку от нее рабочий стенд с таким же реактором, как на подлодке. Кроме того, морякам приходилось проверять на себе и многие конструктивные и дизайнерские решения новой лодки, для чего строились деревянные макеты ее отсеков. И это позволило не только грамотно обустроить лодку, но и избежать многих проблем. Известен такой казус: рабочие места командира и штурмана в центральном посту были спроектированы так, что оба размещались спиной по курсу корабля, что для моряков попросту невозможно. В строительстве К-3 принимала участие вся страна, хотя она даже и не подозревала об этом. На московском заводе разработали специальную сталь, которая позволяла погружаться на немыслимую в те годы глубину – 300 метров. В Горьком изготовили реакторы, а паротурбинные установки — на ленинградском Кировском заводе. Командиром подлодки в том же году был назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Попасть в число первых офицеров атомной лодки, было так же престижно, как попасть в отряд космонавтов. Первый раз на воду субмарина была спущена 9 октября 1957 года. Со спуском корабля на воду связан один курьезный случай. Как известно, моряки народ достаточно суеверный и, если бы о борт лодки не разбилась бутылка шампанского, они вспоминали бы об этом постоянно, особенно в критические моменты плавания. При этом среди членов приемной комиссии лодки возникла паника, так как весь сигарообразный корпус лодки был покрыт слоем резины. Единственным жестким местом выступало небольшое ограждение горизонтальных рулей. Естественно, никто не хотел брать на себя ответственность, пока кто-то не вспомнил, что шампанское хорошо разбивают женщины. В итоге молодая сотрудница КБ «Малахит», уверенно размахнувшись, смогла с первого раза разбить бутылку шампанского о борт лодки, так родился первенец отечественного атомного подводного флота. В октябре 1959 года выполнила переход в новое место базирования - губа Западная Лица. В те годы на Западе никто не верил, что в разрушенном войной Советском Союзе может быть построен атомный подводный флот. Американский «Наутилус» пересек Северный полюс еще 3 августа 1958 года. С тех самых пор, СССР оказался в зоне досягаемости ракет, которые в любой момент могли быть пущены с американских подлодок, находящихся в Арктике. Поэтому, когда в 1962 году К-3 достигла полюса, это стало шоком для других государств, особенно для США. Есть сведения о том, что Ален Даллес, руководивший ЦРУ в то время, даже лишился своего поста за то, что ничего не знал о походе советских моряков на Северный полюс. Тогда СССР смог доказать всему миру, что он еще на многое способен. Летом 1962 года К-3 была уже не единственной атомной подлодкой в ВМФ страны. Совершить путешествие в Арктику могли и другие корабли, тем более что «тройка» к этому времени была уже порядком потрепанной. Являясь головным образцом, она подвергалась всевозможным испытаниям, на ней отрабатывались предельные режимы всех устройств, в первую очередь реактора, парогенераторов, турбин. Кроме того, проектируясь в большой спешке, лодка постоянно нуждалась в ремонте, доделках и переделках. На парогенераторах буквально не было живого места – сплошные переваренные и заглушенные трубки. Почему же тогда советские власти, зная о почти аварийном состоянии К-3, все равно отправили лодку в такой важный для страны поход? Ответ вполне очевиден: выбирая между техникой и людьми, у нас, в основном, надеются на последних. Поэтому во время похода на Северный полюс поддержание лодки в рабочем состоянии обеспечивалось в основном силами квалифицированного экипажа, который выполнял сложные ремонтные работы своими силами. Командовал К-3 во время похода в Арктику Лев Михайлович Жильцов. Вместе со своим экипажем он шел подо льдом прямо к «макушке» Земли. В то время не было подробной карты с изобатами глубин и отметками подводных вершин, то есть, передвигалась лодка вслепую и вглухую. Огромная толща льда над субмариной отражала шумы собственных винтов, порождая слуховые иллюзии, акустики работали в невозможных условиях. И вот, однажды, почувствовали, что глубина под килем резко снизилась. Получив тревожный доклад, Жильцов приказал немного подняться наверх и снизить ход лодки. Специалисты внимательно изучили эхограмму, так был обнаружен гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана. Это стало крупнейшим географическим открытием 20 века, после Северной Земли, нанесенной на карту в 1913 году. Обнаруженный подводный хребет назвали в честь известного гидрографа Якова Гаккеля. Советская атомная подлодка К-3, которую позже переименовали в «Ленинский комсомол», пересекла точку Северного полюса 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут и 10 секунд. Экипаж корабля в шутку предлагал мичману-рулевому слегка отойти от курса, чтобы не погнуть «земную ось». Лев Жильцов позже вспоминал, что толщина льда в тех местах составляла примерно 25 метров. Лодку вели близко к поверхности, а когда заметили полынью, то сразу всплыли. Нос субмарины тогда замер у самой кромки льда, со всех сторон К-3 была зажата бескрайними снегами. По словам командира подлодки, вокруг стояла такая тишина, что даже в ушах звенело. Государственный флаг торжественно водрузили на самом высоком торосе, а экипаж «тройки» получил увольнение на берег. Момент бурного веселья подводников запечатлен на множестве снимков. Примечательно, что перед тем, как лодка ушла в поход, сотрудники специального отдела безопасности проверили корабль на наличие фотоаппаратов, снимать было строго запрещено. Но кто лучше знает лодку и тайные места, чем подводники? Обратно на базу шли полным ходом. На берегу экипаж субмарины встречал лично сам Никита Хрущев. Звание Героев Советского Союза тогда получили руководитель исторического похода контр-адмирал Александр Петелин, командир подлодки капитан 3-го ранга Лев Жильцов, инженер-капитан 2-го ранга Рюрик Тимофеев. Ранее звезду Героя получил первый командир корабля капитан 1-го ранга Леонид Осипенко. 9 октября 1962 года подводной лодке присвоено почётное наименование «Ленинский комсомол» в честь одноименной дизельной подлодки «М-106» Северного флота, которая погибла в 1943 году, совершая очередной боевой поход. 1967 год 10 июля - 11 сентября ПЛ К-3 выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Степанов Ю.Ф.) в Средиземное море, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом. В ходе несения службы была сделана хирургическая операция матросу. 8 сентября при возвращении с боевой службы на 56-е сутки похода северо-восточнее Фарерских островов на глубине 49 метров в 01.52 в 1-м отсеке возник пожар. При переходе личного состава во 2-й отсек пожар перекинулся и туда. С первых минут руководство борьбой за живучесть осуществляли командир корабля и командир БЧ-5 Зайцев В.В., при этом интенсивность действий последнего вынудила его дважды заменять регенеративный патрон ИП-46 (во многих источниках используется информация из воспоминаний замполита Жиляева В.В. и вахтенного офицера Лескова А.Я. о передаче командования и т.п. Большинство участников тех событий, считают эту информацию надуманной и несоответствующей действительности). При попытке разведки обстановки во 2-м отсеке волна угарного газа ворвалась в центральный пост. Почти все, находившиеся в тот момент в 3-м отсеке потеряли сознание. Боцман Луня помогал потерявшим сознание включаться в изолирующие средства дыхания. Вместе с командиром БЧ-5 они сумели обеспечить всплытие АПЛ в надводное положение. Командир отдраил верхний рубочный люк, а после оценки обстановки отдал приказание на подготовку радиопередатчика для передачи радио об аварии на командный пункт флота. Дальнейший переход в базу осуществлялся уже в надводном положении. Море было достаточно спокойно, не больше 3-х баллов. По приказанию командира корабля, часть отравленных подводников из Центрального поста эвакуировалась аварийной партией кормовых отсеков в 8 отсек, часть - в ограждение рубки. В ограждении рубки было очень сыро, и чтобы люди не простудились, подстилали все возможное: одеяла, одежду и т.п. Корабельный врач оказывал медицинскую помощь, в 8-м отсеке был организован лазарет. В Центральном посту, несмотря на то, что подводная лодка была в надводном положении, концентрация продуктов горения все еще оставалась высокой, значительно превышающая предельно допустимую, и без включения в изолирующие аппараты находиться было нельзя. Поэтому было принято решение управление кораблем осуществлять не через Центральный пост, а через пульт управления главной энергетической установкой в 7-м отсеке. На помощь АПЛ были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер «Железняков». Первым к аварийной подводной лодке подошел разведывательный корабль «Вертикал», наведенный на потерявшую связь ПЛ самолетами Ту-16 и сопровождал ее до тервод СССР. В результате аварии погибло 38 человек из состава экипажа и прикомандированный на поход флагманский химик дивизии кап. л-т Смирнов В.Н. ПЛ сохранила ход и через три дня самостоятельно вернулась в пункт базирования. Комиссия, сформированная на берегу, поначалу признала действия экипажа героическими. Все моряки, в том числе и погибшие, были представлены к награде. Причиной воспламенения в торпедном отсеке назвали прорыв одном из узлов системы гидравлики: вместо уплотнительной прокладки из красной меди стояла примитивная шайба, вырезанная из паронита и не рассчитанная на перепады давления. Видимо, кто-то во время заводского ремонта поменял прокладку. Со временем уплотнитель раскис, и произошел прорыв масла, которое тут же воспламенилось. Однако через месяц главком ВМФ С. Горшков заявил, что авария произошла по вине экипажа. Были аннулированы результаты первой комиссии и назначили вторую, явно предвзятую, которая вдруг обнаружила зажигалку на вахтенном столе. Таким образом, весь оставшийся в живых экипаж из героев превратили в преступников. Получается, не только несправедливо обвинили моряков К-3, но также надругались над памятью их погибших товарищей. Следующие 30 лет пытались добиться правды участники трагедии, куда только не писали, в какие органы не обращались. В администрации президента морякам заявили, что реабилитацию и награждение может провести только главком ВМФ. Помогла восстановить доброе имя экипажа атомной лодки «Ленинский комсомолец» резолюция в 2012 году тогда президента Дмитрия Медведева. Главный штаб ВМФ потребовал архивные документы, личные дела членов экипажа. В итоге главное техническое управление признало, что авария произошла не по вине подводников. Спустя только 45 лет дождались они справедливости. 8-9 января 1972 года был выполнен межбазовый переход подводной лодки к месту постоянного базирования - губу Гремиха.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев