В первые дни войны, 26 июня 1941 года, советский летчик Николай Гастелло совершил подвиг, ставший одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной. О его поступке страна узнала через несколько дней из сводок Совинформбюро:
Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензобак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и цистерн с бензином.
Николай родился в 1907 году в Москве в рабочей семье. В 1932 году Московский комитет партии по спецнабору направил его учиться в Луганскую авиашколу. Уже в 1939 году Гастелло получил боевое крещение в боях на Халхин-Голе и в финской кампании. Великую Отечественную Гастелло встретил капитаном авиации и командиром эскадрильи дальнебомбардировочного авиаполка. Он погиб на пятый день войны, но героем успел стать еще до своего «огненного тарана», когда из пулемета, стоящего на аэродроме самолета, сбил немецкий «Юнкерс-88».
Немцы наступали, фашистские самолеты господствовали в воздухе. их танковые колонны шли со скоростью 100 км в сутки, уже были потеряны Минск, Литва, Латвия, Молдавия. Одним из способов остановить вражескую тяжелую бронетехнику были обстрелы с воздуха. Маломаневренные самолеты-бомбардировщики ДБ-3 без прикрытия истребителей быстро становились доступной мишенью, и летчики эскадрильи Гастелло вылетали на задания, зная, что это, почти наверняка, верная гибель. 26 июня для удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно—Радошковичи в Минской области вылетел экипаж под командованием капитана Гастелло, в его состав входили лейтенант Григорий Скоробогатый, лейтенант Анатолий Бурденок и младший сержант Алексей Калинин. Считается, что они могли бы спастись до того, как Гастелло направил горящую машину на скопление военной техники противника, но летчики не воспользовались парашютами — все они погибли.
Тогда, в самом начале, подобные акты самопожертвования необходимы были стране как воздух. Так появились Николай Гастелло, Александр Матросов, 28 панфиловцев и тысячи известных и безымянных героев Великой Отечественной. Всего за период войны было совершено около 600 воздушных таранов по летящим самолетам, 506 таранов по наземным целям, 16 морских и 160 танковых таранов.
26 июля 1941 года главная военная газета СССР «Красная Звезда» вышла с портретом капитана бомбардировочной авиации Николая Францевича Гастелло и указом о присвоении ему звания Героя Советского Союза посмертно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Памятник экипажу Н. Ф. Гастелло на месте гибели бомбардировщика А. С. Маслова, 50-й км шоссе Минск-Вильнюс, около Радошковичей.
Данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи гласности, когда они впервые проникли в средства массовой информации