I.После прочтения Илиады у людей удивление вызывает то, что та совокупность сказок, которые они слышали про взятие Трои не отражена в самом известном первоисточнике, в первую очередь конечно взятие самого города и создание коня. Есть несколько распространенных заблуждений, пожалуй самое известное фраза про "Бойтесь данайцев, дары приносящих" которой нет в Илиаде старика Гомера, но есть в Энеиде талантливого и молодого римского поэта Вергилия. В Энеиде это звучит так, привожу отрывок 45-49 целиком:
"Тут, нетерпеньем горя, несется с холма крепостного
Лаокоонт впереди толпы многолюдной сограждан,
Издали громко кричит: “Несчастные! Все вы безумны!
Верите вы, что отплыли враги? Что быть без обмана
Могут данайцев дары? Вы Улисса не знаете, что ли?
Либо ахейцы внутри за досками этими скрылись,
Либо враги возвели громаду эту, чтоб нашим
Стенам грозить, дома наблюдать и в город проникнуть.
Тевкры, не верьте коню: обман в нем некий таится!
Чем бы он ни был, страшусь и дары приносящих данайцев”. (Источник: Verg. En.II . 45-49).
Жрец Лаокоонт и его сыновья будут убиты Посейдоном с помощью морских змей (Нептуном у Вергилия) так как повелитель морей и лошадей желал падения города Илиона, а жрец мог раскрыть план Одиссея. Есть даже скульптура на этот счет «Лаокоон и его сыновья» родосской (ионической) школы, авторства: Агесандра, Полидора, Афинодора (50 года до н.э.)
II.Троянский конь. Собственно последняя фраза чаще переводится как "Бойтесь данайцев, дары приносящих" (лат.: Timeo Danaos et dona ferentes). Интересно то, что в данной фразе зашито два стереотипа, второй — про троянского коня, который в Илиаде также не упомянут и многие люди не понимает где именно присутствует конь. Сразу скажу, что он упомянут в Одиссеи. Греки, а затем римляне и конечно вся Европа и мир широко использовали образ деревянного коня. В частности это можно увидеть в знаменитой речи Цицерона в защиту Луция Лициния Мурены: "Внутри, да, внутри наших стен Троянский конь, но никогда, пока я буду консулом, ему не захватить вас спящими." (Источник: Cic. Pro Murena. XXXVII, 78)
В основном про взятие и разрушение Трои повествуют поэмы эпического цикла позже гомеровской. Однако и в Одиссеи Гомера конь также упоминается:
"Ну-ка, к другому теперь перейди, расскажи, как Епеем
С помощью девы Афины построен был конь деревянный,
Как его хитростью ввел Одиссей богоравный в акрополь,
Внутрь поместивши мужей, Илион разоривших священный". (Источник: Hom.Od .VIII.490-495).
Здесь события разворачиваются на острове Схерия у народа феаков. В это время на пиру старый слепой аэд Демодок поет по просьбе Одиссея (который находится там инкогнито) сказ про сооружение коня и взятие Илиона. Есть разные версии чем был Троянский конь, у Вергилия делается также акцент на том, что это могло быть осадное орудие. Такие два самых популярных мифа связанных с троянской войной. Позже мы расскажем и о других.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев