В школьном музее имеются архивные материалы о работе этого кружка. Вот что рассказывают кружковцы.
Наш кружок «Умелые руки» начал работу в сентябре 1962 года. Начали мы с простых моделей . постепенно переходили к более сложным, а когда изучили все детали и узлы самолётов, то загорелись желанием вместе нашим руководителем В.П.Чижовым построить настоящий самолёт. Сам Владимир Павлович занимался до этого в авиамодельном кружке у Л.А.Комарова и имел достаточный для этого опыт. И вот в 1963 году приступили к работе.И тут оказалось, что нужно работать не только руками, но и головой. Некоторые не смогли понять необходимость и сложность расчётов, и ушли из кружка. Но работа продолжалась. И вот в июле месяце работа была закончена. Теперь оставалось ждать, когда замёрзнет лёд. Наконец наступил день испытаний. Первым должен был подняться в воздух инструктор Гуго Петерс. Но мощности мотора оказалось недостаточно. Самолёт бежал буквально на концах лыж, но отрываться ото льда не хотел. Тогда сел сам Владимир Павлович. Он ещё не имел достаточного опыта управления самолётом и решил просто потренироваться. И вдруг, самолёт оторвался ото льда, сделал крен в одну сторону, потом в другую и шлёпнулся на лёд. Владимир Павлович оказался на 12 кг легче весом, чем Гуго. Тут Гуго дал Владимиру Павловичу несколько наставлений и велел, уже более внимательно следя за горизонтом, сделать ещё одну попытку. И самолёт, набрав 15-20 метров высоту, пролетел через весь пруд. Так прошёл первый полёт. Затем с самолёта сняли двигатель и форсировали до 16 лошадиных сил. Через неделю полёты снова возобновились. Теперь и Гуго научился летать по-настоящему, делать развороты, садить самолёт, а мы только собирали, смотрели и разбирали его.
Хорошо было смотреть, как летает самолёт, построенный твоими руками, но ещё больше тянуло в небо и нас. Но у нас не было ни какого опыта. Работа закипела снова, уже с уверенным желанием.
Наступил день испытания. Но самолёт не взлетел. Мощность, построенного нами двигателя, оказалась недостаточной. Были допущены ошибки при расчётах. Но мы не пали духом и решили сделать новый двигатель.
И вот 15 апреля 1969 года наш новый самолёт поднялся в воздух. Новый мотор был мощностью 60 лошадиных сил и мог поднять в воздух 400 килограмм на высоту 4000 метров. Теперь и мы смогли подняться в воздух и увидеть красоту нашего уральского пейзажа и родного города. Так мы летали в течении 5 лет, пока самолёт был в хорошем состоянии. Дело в том, что самолётам деревянной конструкции срок службы ограничен до 5 лет. Дальше летать на нём опасно. За это время мы налетали с Владимиром Павловичем более 36 часов. В кружок приходили всё новые и новые ребята. У каждого были свои мечты и желания, делали модели кораблей, электрогитары, модели самолётов, аэросани и многое другое. Так, был создан микромотоцикл, картинг, снегоход, автомобиль "Запорожец" . Ежегодно проводилась выставка детского технического творчества, на которой школа занимала призовые места. Хочется отметить, что при этом В.П.Чижов не имел высшего образования. Даже служа в армии, он получал благодарности и свидетельства за различные рационализаторские предложения.
Совсем недавно в "Вестнике" ЗТРК был показан сюжет о встрече златоустовских школьников с Гуго Петерсом. Сразу вспомнила об этих материалах. Там о "Чиже" не сказано ни слова, хотя сам Гуго участвовал в испытаниях самолёта. Так хочется с ним встретиться и расспросить об этом.
Будем над этим работать.
Комментарии 7