Образовался он благодаря залежам глины, расположенным в окрестностях города Скопина Рязанской области. Зарождение скопинского керамического промысла относят к 1640 году, когда впервые в переписи населения Рязанской губернии появилось имя скопинского гончара Демьяна Киреева, сына Бердникова. Мастера из Скопина изготовляли посуду для крестьянского быта (кувшины, крынки, миски), а также печные трубы, кирпич, черепицу. Делали они и игрушки: фигурки коней, всадников, птичек-свистулек, отличавшиеся лаконичностью формы, отсутствием деталировки и отделки.
Во второй половине XIX века скопинский промысел обрел известность благодаря производству глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, декорированных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или украшенных фигурами птиц, рыб и животных.
Детали керамики изготовляли на ручном станке, затем соединяли жидкой глиной и украшали рельефным и вдавленным орнаментом. Для нанесения узоров применялись разные штампики и стеки. Использовались самые разнообразные орнаменты, но преобладали среди них геометрические, имеющие греческие и византийские корни. Изделия покрывали тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури неравномерно плавились, живописно растекаясь.
Среди работ скопинских гончаров были кувшины, квасники, кумганы (сосуды для воды с узким горлом), оправы для каминных часов. Изготовляли они и декоративную скульптуру малых форм: различных драконов, кентавров, сказочных львов, фигуры рыб, птиц и домашних животных. Присутствовали в творчестве умельцев из Скопина и былинные персонажи, фольклорные и исторические образы. Особенное место занимал образ птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.
Скопинскую керамику отличали сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ. Сегодня изделия скопинских мастеров выставлены в Государственном историческом музее в Москве, Русском музее и Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Ассортимент скопинской керамики по-прежнему разнообразен. Самые интересные, по-настоящему уникальные произведения гончары и сейчас создают вручную.
Нет комментариев