Великий Вторник посвящён обличению книжников и фарисеев, беседам и притчам Спасителя о дани кесарю, Страшном Суде, воскресении, десяти девах и талантах. Церковь направляет нас к сердечному сокрушению и внимательной жизни.
На Страшном Суде Господа встретят все люди, верили они в Него или не верили, ждали или не ждали. Но душа христианина ждет не просто Судию, а своего Небесного Отца, которого узнала уже в этой жизни. Память о встречах с Ним горит неугасимым светильником, и теперь одна остается забота: поддержать светильник, чтобы хватило ему елея, чтобы не угас он во всю глубокую ночь жизни. А елей для нас – милосердие и добрые дела. Этому учит нас притча о десяти девах.
Мы слышим в эти дни о брачном пире и просим у Бога стать причастниками Его небесной радости. Кроме песнопения «Се Жени́х гряде́т в полу́нощи», ставшего для нас символом монашеской полунощницы, звучит множество текстов, в которых и мольба не лишить нас пира, и увещевание к душе – не дремать, не лениться, ждать.
«Что уныва́еши, душе́ моя́ окая́нная? Что мечта́еши безвре́менно попече́ния неполе́зная? Что упражня́ешися к мимотеку́щим? После́днейший час есть отсе́ле, и разлучи́тися и́мамы от су́щих зде. До́ндеже вре́мя и́маши, возни́кни зову́щи: согреши́х Ти, Спа́се мой, не посецы́ мене́ я́коже непло́дную смоко́вницу, но я́ко благоутро́бен Го́споди, уще́дри со стра́хом зову́щую: да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва» (Икос Великого Вторника).
Преодолев поприще поста и взирая на свою душу, мы, скорее всего, найдем мало поводов для утешения. И леность, и уныние, и раздражение. И нерачительное использование данных Богом даров, и мало елея добрых дел. Но, вопреки всему, мы надеемся на милость Спасителя и нуждаемся в Его помощи:
«Женише́, добро́тою кра́сный па́че всех челове́к, призва́вый нас к трапе́зе духо́вней черто́га Твоего́, неле́пый мой зрак прегреше́ний совлецы́ прича́стием страда́ний Твои́х: и оде́ждею сла́вы украси́в Твоея́ красоты́, сообе́дника све́тла мя покажи́ Твоего́ Ца́рствия, я́ко Милосе́рд» (стихира на стиховне Великого Вторника).
Предательство ученика и милость грешницы
Комментарии 2