Старый Оскол.
По мнению историка-краеведа А.П. Никулова, основание соборной церкви можно отнести к 1593 году, ко времени, когда «государевы люди» приступили к закладке города-крепости Оскол. В XVI в. церковь во имя Преображения Господня была деревянной, построена в Малом остроге (позже Нижняя площадь). Ее местоположение на протяжении ряда веков было неизменным (современная территория от кинотеатра «Октябрь» до мелового обрыва над рекой Оскол).
Из источников известно, что в 1596 г. к собору пристроены приделы. Описание внешнего вида соборной деревянной церкви приводится в «Оскольской дозорной книге за 1615 г.»: «Соборная церковь представляла собой дубовый четырехгранный сруб с шатровой кровлей, на вершине которой глава с крестом. С западной стороны трапеза с колокольницей и два колокола по три пуда. Было два придела: северный освящен во имя князя Владимира Киевского, а южный во имя св. вмч. Феодора Стратилата. Церковное здание было на подклети и окружено папертью. Главная икона храма – Преображение Спасово – местная, украшена богатым окладом из тонких листов тесненого серебра с напаянным из свитой серебряной позолоченной проволоки ажурным узором. В алтаре напрестольный образ Пресвятой Богородицы в золотом окладе. Алтарь от храма отделялся иконостасом с царскими вратами».
Из того же источника узнаем о церковно-священно-служителях: «Рядом с храмом стояли дворы соборного священника отца Богдана Иванова, который в составе Оскольской делегации принял участие в Земском соборе по выдвижению на престол Михаила Романова, и дьячка Макара Иванова. В 1616 г. церковь сгорела, и черкасы увели в плен сына отца Богдана Филата».
Новый пожар 14 июня 1628 г. начался от вновь отстроенной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1629 г. церковь восстановлена с приделом во имя Архистратига Михаила.
С 1633 г. по 1635 г. «стояла в пусте», записано в источниках, «ибо попа Курдюма убили татары, а дьяка по штату в церкви не было». Колокола в церкви сняли и по указу государя использовали их вместо расколовшегося вестового колокола.
В 1640 г. священник Афанасий, утвержденный в конце 1635 г., жаловался, что «прихода мало, крестьян нет, денежного жалованья нет, нет пономаря и просвирницы… земля, по ней ходят из города дорогою, от татарского разорения и хлебного недороду лежит в пусте». В этом же 1640 г. были отлиты и присланы новые колокола, печатные церковные книги и иконы, утверждено дьяконское место. Отцу Афанасию и дьякону определено хлебное жалованье.
Современный вид месторасположения храма
Современный вид месторасположения храма
Исследование архивных материалов историка-краеведа А.П. Никулова привело к заключению, что, вероятно, в первой половине XVII в. была построена новая церковь, так как в 1646 г., согласно окладным книгам, соборная церковь значится во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Далее, пишет исследователь в «Историческом исследовании Оскольского края», церковь значится как храм Рождества Пресвятой Богородицы. Та же церковь упоминается и в документах за 1656 г. и 1690 г. Вероятно, она была перестроена при возведении новых городских стен в 1678 г. Но иных документов до конца столетия нет.
По утверждению А.П. Никулова: «В 1715 г. церковь сгорела и была восстановлена в следующем году под тем же названием. В последующие годы она располагалась на прежнем месте, внутри крепости, напротив западных проезжих ворот. Строительство кирпичной церкви, вероятно, началось одновременно с Успенской и Троицкой церквами. И предположительно к 1767 г. она была достроена. Освящение главного престола, возможно, произошло позднее, так как действовала другая деревянная церковь во имя Гурия, Самсона и Авива, также считавшаяся Соборной церковью. Располагался каменный храм почти в центре крепостных сооружений и просуществовал без переделок до 1840 г.».
Как сообщает историк XIX века А.П. Синдеев, до 1782 г. не имеется никаких сведений, а в 1782 году упоминается о «Соборной церкви во имя Рождества Богородицы». По новому плану, Высочайше конфирмованному в 1784 г. Екатериной II, Соборная церковь остается на старом месте и стоит, вероятно, до 1833 г., когда на месте ее закладывается новый храм во имя Богоявления Господня.
Рисунок 19-го века
Рисунок 19-го века
Трудами и усердием купца Алексея Ивановича Иванова строительство завершено к 1840 г., а 15 августа того же года освящается епископом Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) с главным престолом во имя Богоявления Господня. Правый престол был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», а левый, где во всем иконостасе лики святых отделаны в серебряные ризы усердием Максима Никифоровича Симонова и его жены, освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Освященный в 1840 г. храм – красивой архитектуры, стены его отделаны под мрамор, иконостасы позолочены по дереву червонным золотом. Длина храма около 43 метров, ширина свыше 34 метров, а высота – 37 метров.
Из древних священных вещей замечателен напрестольный крест с надписью: «7190 (1682) г., октября в 25 день, сей крест построил Московского Собора Спаса, что у Великого Государя вверху, Протопопов Иван Лазарев и сын его государственной палаты дьяк Василий Иванович Протопопов по родителям своим» (крест этот в 1892 г. был похищен).
Здесь находился образ святителя Тихона Задонского, пожертвованный епископом Курским Сергием(Ляпидевским), будущим митрополитом Московским в 1861 г. при проезде через Старый Оскол из Задонска, где он участвовал при открытии святых мощей свт. Тихона; икона Пресвятой Богородицы «Знаменская», о которой сохранилось предание, что в 1831 г. после обнесения ее вокруг города (во время эпидемии) холера прекратилась. С этого времени она особенно чествуется жителями.
Ранее, в 1811 г., была выстроена каменная колокольня с шестью колоколами, к концу столетия звучало уже восемь колоколов. Под аркою этой колокольни устроена церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а в 1814 г. в их честь учреждается «трехсвятительская ярмарка». Колокольный иконостас сделан под зеленый мрамор по серебру, с позолоченной резьбой.
Исторические сведения о церковно-священно-служителях, о приходской жизни собора второй половины XIX в. немногочисленны.
Соборный сад
Известно, что вокруг церкви старанием церковного старосты Михаила Александровича Иванова устроен сад, под который занято место, пожертвованное купцом Стефаном Матвеевичем Кобозевым. Сад (несмотря на возвышенную местность и меловой грунт) рос успешно и находился в лучшем состоянии, чем городской сквер, возникший почти одновременно с соборным и находящийся с ним в одинаковых условиях.
Краевед В.Е. Гладков в книге «Сказы старого города» дает следующее описание соборному саду: «Шедевром этой части площади была не только соборная церковь, но и соборный сад. Он располагался ярусами, находился позади собора и являл собой настоящее чудо садоводства. Тремя террасами он спускался над обрывистой меловой скалой к правому берегу реки Оскол. В нем были фруктовые деревья: яблони, груши и другие. Но не только они привлекали глаз человека. Поражали его великолепные аллеи с богатейшими зарослями желтой, белой и бело-розовой акации, белой и персидской сирени, клумбы разнообразных цветов».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев