Резнёй на своей территории дело не ограничилось. Практически сразу после захвата Пномпеня отряды красных кхмеров стали устраивать рейды на вьетнамскую территорию — с прямой и откровенной целью геноцида. Они с жуткой жестокостью вырезали целые деревни и городки. Уже в мае 1975 года полпотовцы захватили вьетнамский остров Тхотю, часть населения уничтожили на месте, а 515 человек угнали на территорию Камбоджи, где впоследствии также казнили.
Пока у власти были красные кхмеры, такие набеги происходили постоянно.
Апофеозом стала резня в деревне Батюк в апреле 1978 года. Тогда полпотовцы вырезали 3157 человек. Спаслись только двое.
Только тогда во Вьетнаме окончательно решили, что с этим пора кончать — быстро и жёстко.
Против армии США регулярная армия Северного Вьетнама выступила не очень хорошо. Слишком уж подавляющим было превосходство американцев, особенно в воздухе.
Зато после их ухода генералы Вьетнамской народной армии показали, что не зря учились в советских военных академиях. Армию Южного Вьетнама показательно и методично раскатали в блин в нескольких операциях, и над Сайгоном взметнулся алый флаг с золотой звездой.
Сайгон переименовали в Хошимин, и спустя три десятка лет бесконечной войны вьетнамцы стали наконец учиться мирной жизни. Но через три с половиной года им снова пришлось взяться за оружие.
К границе Камбоджи стянули 2-й, 3-й и 4-й армейские корпуса Вьетнамской народной армии, а также авиацию и флот. К высадке готовились морпехи.
Естественно, это видел Китай — и был крайне недоволен, вплоть до того, что в Камбодже могли появиться силы НОАК (Народно-освободительной армии Китая). Поэтому вьетнамцы в самом быстром темпе стали готовить блицкриг: один стремительный удар, чтобы китайцам стало решительно негде высаживаться.
Красные кхмеры тоже видели все эти приготовления и развернули вдоль вьетнамской границы практически все свои 23 дивизии.
Полпотовские дивизии были слабее вьетнамских даже по штатной численности: четыре тысячи человек против восьми тысяч. Реальное число бойцов было ещё меньше из-за постоянных чисток: многие полки красных кхмеров уступали числом вьетнамским батальонам.
Вот только полпотовцы не были слабым противником. Воспитанные в духе нерассуждающего фанатизма и презрения к смерти — своей и тем более чужой, они обладали отличным боевым опытом и вполне современным китайским оружием.
Когда вьетнамская группировка завершала сосредоточение, 20 декабря 1978 года дивизии красных кхмеров нанесли сильный превентивный удар. На границе закипели бои.
Вьетнамские войска местами отступили и даже покинули районы развёртывания. Но стратегической цели полпотовцы не достигли. Напротив, часть вьетнамских дивизий предприняла контрнаступление уже на следующий день и начала успешно продвигаться вглубь территории противника.
Красные кхмеры отчаянно огрызались. Контрудар по наступающей 303-й дивизии едва не привёл к захвату её командного пункта. Заместитель командира 10-й дивизии получил тяжёлое ранение. Передовые отряды вьетнамцев попадали в тактические окружения, так любимые китайской военной школой, и несли тяжёлые потери.
Вьетнамские колонны подвергались ударам с воздуха — их наносили лёгкие поршневые штурмовики Т-28 «Троян». Когда их базу удалось вычислить, по ней под прикрытием МиГ-21 отработали бомбами транспортники С-130, захваченные ранее у американцев в качестве трофеев. Больше никто никуда не летал.
Утром первого января 7-я дивизия армии Вьетнама двинулась в наступление, ставшее главным сражением кампании. Её задачей было взять стратегический мост, рассечь фронт красных кхмеров и открыть прямую дорогу по автостраде на Пномпень. После этого оборона полпотовцев должна была рухнуть.
Задачу выполнили только к третьему января после тяжелейших боёв. Но мощь вьетнамского наступления настолько впечатлила «безымянных братьев» во главе с Пол Потом, что уже второго января красные кхмеры получили приказ отходить за Меконг и вывозить из Пномпеня ответственных партийных товарищей и китайское посольство.
Пятого января вьетнамские войска вышли к паромным переправам через Меконг на пути к Пномпеню. На западном берегу реки прочно окопались полпотовцы: масса огневых точек и артиллерийских батарей, а в глубине линии обороны ждали сигнала к контрудару танки и БТР.
Тут-то вьетнамцам и пригодились советские плавающие танки ПТ-76. Утром шестого января после артподготовки они вместе с пехотой на катерах и американских БТР М-113 (тоже плавающих) под ураганным огнём пересекли километровый Меконг, вырвались на берег, захватили и удержали плацдармы.
Последняя линия обороны полпотовцев на пути к столице рухнула.
Тогда же, шестого января, вьетнамская морская пехота при массированной огневой поддержке кораблей флота высадилась на побережье у стратегического порта Кампонгсаом (Сиануквиль). Высадка шла тяжело, поскольку опыта у вьетнамцев не было.
Ранним утром седьмого января вьетнамские части вошли в пригороды Пномпеня, встретив по пути лишь разрозненные очаги сопротивления. Пол Пот бежал из столицы на вертолёте. К вечеру вся столица Камбоджи была в руках вьетнамской армии. Одиннадцатого января после тяжёлых боёв вьетнамские морпехи и высадившиеся следом обычные пехотинцы взяли Кампонгсаом.
После этого армия красных кхмеров стала распадаться. Семнадцатого января новый морской десант решительным ударом взял порт Кахконг (ныне Кхемаракпхуминвиль) у границы с Таиландом. На сей раз вьетнамские морпехи действовали куда успешнее — они проломили упорное сопротивление полпотовцев и овладели городом к вечеру того же дня. Последний крупный очаг сопротивления полпотовцев пал.
Вьетнамская армия добивала крупные отряды красных кхмеров до марта — однако это уже были отдельные группы, сражавшиеся фанатично, но неорганизованно.
Победа была своевременной. Семнадцатого февраля 600-тысячная китайская группировка пересекла северную границу Вьетнама. Но спасти режим Пол Пота она уже не смогла. После тяжёлых боёв на границе обе стороны объявили о своей победе и разошлись.
Красные кхмеры ещё долгие годы партизанили по джунглям при поддержке Китая. Но в страну стараниями новых властей и вьетнамских оккупантов возвращалась нормальная жизнь.
Впрочем, и в современной Камбодже есть немало симпатизирующих Пол Поту. Ведь при нём «порядок был». «Суровый, но справедливый и подлинно народный». И всякие там буржуины с хипстерами «место знали». В ямах для трупов. Всякие там враги народа брешут, что при Пол Поте три миллиона убили — а там только полмиллиона и только самых отъявленных вражин…
История, как обычно, никого и ничему не учит.
Понравилась эта статья? Не будь жадиной, жми класс и поделись друзьями.В накладе не останешься
#история_рядом
Нет комментариев