Предисловие
В настоящей статье я попытаюсь осветить противостояние советских лётчиков на МиГ-15 из 64-го истребительного авиационного корпуса, и их американских визави на F-80 и F-84 из 5-й воздушной армии, начиная от первых столкновений в ноябре 1950 и вплоть до второй половины февраля 1952, когда в результате ротации две советские авиационные дивизии ВВС были заменены на две дивизии ПВО страны. Поскольку интенсивность использования авиации с обеих сторон была крайне высока (вылеты происходили чуть ли не каждый день, ограничиваясь только плохой погодой), в выборку воздушных боёв попадут только те случаи, когда были кем-либо из участников одержаны подтверждённые победы. Т.е. те случаи, когда в результате боя ни одна из сторон не сделала заявок на победу, либо эти заявки не подтверждаются данными со стороны противника, в выборку не попадут. Главной же целью статьи является установление результативности 64 ИАК в противодействии налётам американской истребительно-бомбардировочной авиации, поэтому случаи, когда подтверждённые победы были одержаны над F-86, сопровождающими ударные группы, также будут рассматриваться.
И пару слов насчёт методики подтверждения заявок. В комментариях к предыдущей статье люди задали вполне резонный вопрос: если советские лётчики делают заявку на один типа самолёта и в строго указанном количестве, а в качестве подтверждения с противоположной стороны приводится совсем другой тип самолёта и в совершенно другом количестве, при том что описание боя заметно отличается, то может быть это были просто два разных боя? Ответ на здесь будет очень прост: заявки со стороны китайских лётчиков из ОВА, когда они пересекаются с советскими заявками, банально игнорируются. Грубо говоря, выбирая между тем, чтобы отдать «победу» китайцам, а значит признать заявку Пепеляева, а с ней и весь проведённый советскими лётчиками бой, выдумкой, и тем, чтобы натянуть сову на глобус и сказать, что, мол, «просто обознались, с кем не бывает», просоветские исследователи всегда выберут второе. Конкретно в это статье такой принцип поддержки не встретит, если на указанный тип самолёта нет заявки — значит нет и победы.
Реактивная гроза над рекой Ялуцзян
Первенец американской реактивной авиации, F-80 в модификации «С» составлял основу истребительного парка 5-й воздушной армии, в зоне ответственности которой находилась Япония и Южная Корея. Когда летом 1950-го началась война, именно «Шутинг Стары» разгромили северокорейскую поршневую авиацию и наносили удары по войскам противника во время тяжёлых дней на Пуссанском периметре. Примечательно, что конкретно для наземной поддержки пилоты были подготовлены слабо — сказались предвоенная политика экономии оборонного бюджета. Учиться им пришлось прямо в бою, под огнём северокорейской МЗА, и, надо сказать, учились они быстро: очень скоро северокорейцы вынуждены были забыли роскошь крупных дневных манёвров. Тем не менее, появление в небе над Северной Кореей новейшего Миг-15 вскоре заставило командование перевести F-80 в класс самолётов исключительно наземной поддержки, где он и оставался вплоть до апреля 53-го, снискав себе славу путём заливания напалмом позиций китайских народных добровольцев (отдельные лётчики хвастались, что могут за один заход накрыть сразу под 200 человек атакующей пехоты). В итоге к самому концу войны последняя эскадрилья F-80 окончательно пересела на «Тандерджеты». Сам же F-84 имел похожую судьбу: переброшенный в Корею как часть «пожарной команды» для борьбы с МиГ-15, и уступая ему при том по всем параметрам, он очень скоро оказался на скамейке запасных, переквалифицировавшись на роль ударного самолёта. По иронии, пилоты «Тандерджетов» также не обучались работе по земле — ведь их предполагалось использовать в качестве перехватчиков и истребителей сопровождения. Именно F-84 во многом ответственны за опустошение северокорейского тыла во второй половине войны, частично благодаря регулярным ударам по ЖД путям и станциям, частично благодаря кампании против водохранилищ в 53-м, которая поставила КНДР на грань гуманитарной катастрофы.
Первой истории сражение между реактивными самолётами произошло 8-го ноября 1950 года:
«…Все было по-другому 8 ноября: противник начал день активными боевыми действиями своей авиации, совершил ряд налетов большими группами штурмовиков F-51 под прикрытием реактивных F-80 на несколько важных объектов КНДР. Первой на отражение налета авиации США ушла в 8 ч. 41 мин. восьмерка МиГ-15 под командованием командира 3-й АЭ 72-го полка майора Афонина В.П. В районе Аньдуня они обнаружили на встречных курсах четверку F-51. Майор Афонин сразу атакой в лоб сбил один «мустанг», а другие разошлись в разные стороны. При выходе из атаки звено Афонина было атаковано восьмеркой F-80, которая прикрывала «мустангов», а затем еще и сверху звено Афонина было обстреляно четверкой F-80. В лобовой атаке с восьмеркой F-80 был пробит ПТБ у самолета старшего лейтенанта Санина А.Е., однако он благополучно посадил свой самолет в Мукдене. Второе звено старшего лейтенанта Харитонова, будучи выше звена Афонина, также было атаковано десяткой F-80, а затем сошлось на лобовых с четверкой F-80, но эти стычки закончились безрезультатно и все наши летчики вернулись на свою базу.»
Согласно американской версии 4 F-80 вылетели на бомбёжку позиций МЗА близ аэродрома в Синыйджу, и после сброса бомб пилоты заметили приблизительно 8 неизвестных самолётов на другой стороне реки Ялуцзян: «…. секундой позже два серебряных самолёта молнией спикировали на меня со стороны солнца» — вспоминал лейтенант Браун, один из участников боя — «когда они пронеслись мимо, я потянул дроссель и сел на хвост одного из них, пытаясь поймать его в прицел… МиГ впереди меня сделал ошибку, когда резко повернул влево. Я срезал угол и сделал 4 хороших залпа. Сложно сказать, были ли попадания. МиГ перевернулся и в крутом пикировании ушёл к земле. Я последовал за ним, выжимая из своего F-80 всё что есть. Спидометр показывал около 600 миль в час, но я по-прежнему не мог догнать его!». Другой участник боя, лейтенант-полковник Стеффенс дополняет рассказ: «Когда МиГ пронёсся мимо меня, я смог разглядеть красную звезду на его фюзеляже. Когда мне удалось занять удобный угол для атаки, он уже отдалился на полторы тысячи футов и разрыв продолжал нарастать. Я дал длинный залп в вдогонку и наблюдал, как куски отлетают от его левого крыла. К этому моменту МиГ сделал резкий разворот и ушёл в направлении реки Ялуцзян.»
Хотя обе стороны вышли без потерь из того боя, появление МиГ-15 вблизи китайской границы произвело сенсацию в прессе и, цитируя официальную историю ВВС США в Корее, «сразу сделало все самолёты Дальневосточных ВВС устаревшими». Командование тут же отправило запрос на континент с просьбой прислать «Сейбры» и «Тандерджеты», но пройдёт ещё около двух месяцев, прежде чем они появится на ТВД.
Первый же результативный бой между МиГ-15 и F-80 состоялся буквально трое суток спустя:
«… 11 ноября у летчиков корпуса состоялся всего один бой, но довольно ожесточенный. В 14 часов дня по вызову с ВПУ Аньдуня с аэродрома Аныиань вылетела на разведку четверка МиГ-15 под командованием начальника ВВС 151-й ГИАД майора Колядина. А в районе Аньдуня в 14 ч. 24 мин. это звено было атаковано группой из 20 F-80 справа сверху. Для выхода из-под атаки он сделал энергичный боевой разворот. При этом боевой порядок нарушился, бой вели парами. Ведомый Колядина старший лейтенант Акимов отбил атаку на своего ведущего и сбил один F-80. Отбить атаку по самолету старшего лейтенанта Насонова М.П. сразу не удалось. Во время атаки Насонов продолжал полет по прямой. Колядин и ведущий второй пары командир 2-й АЭ полка Герой Советского Союза майор Боровков В.Д., отбив атаки наседавшего противника, передали по радио: «23-й, в хвосте самолет противника, отвернись!» Насонов команду не выполнил, продолжал плавный разворот влево с креном в 30, а в это время F-80 с дистанции 50 м вел по нему огонь. Насонов стал снижаться левой управляемой спиралью. Боровков пошел на помощь своему ведомому старшему лейтенанту Насонову, зашел в хвост атакующей пары и сзади, с дистанции 500–200 м, сбил один F-80. Тут Боровков, прикрывавший Насонова, вновь был атакован двумя F-80, вступил с ними в бой и вынужден был прекратить дальнейшее прикрытие. При вынужденной посадке на строящийся аэродром Аньдун старший лейтенант Насонов М.П. погиб.»
Американцы потерь от МиГов в тот день не имели.
5 декабря:
«Утром 5 декабря в патрульный полет ушла четверка «мигов» из состава 2-й АЭ под командованием штурмана полка майора Келейникова Ю.Я. В 8 ч. 28 мин. наши летчики в районе станции Кайсен обнаружили два звена штурмовиков F-80. Ведущий группы «мигов» перешел в атаку и, пользуясь внезапностью, удачно атаковал ведущее звено F-80 и сбил один из них. Затем Келейников попытался атаковать второе звено «Шутинг старов», но те уже были готовы к этим действиям «мигов» и благополучно избежали атаки «мигов», сделав резкий переворот в другую сторону. В это время ведущее звено F-80, оставшись втроем, сами перешли в атаку на «миги», и один из них зашел в хвост майора Келейникова, приготовился открыть огонь. Но этого ему не дал сделать ведомый Келейникова старший лейтенант Петров Н.Н., который в свою очередь атаковал этот «Шутинг стар», поразил его несколькими снарядами, и тот, задымив, перевернулся и пошел к земле. На этом сражение с «Шутинг старами» и закончилось, так как в баках «мигов» уже заканчивался керосин, и они были вынуждены уйти на свой аэродром, благо свою задачу по предотвращению налета противника на станцию они успешно выполнили. Американская сторона признала потерю в этот день только одного своего F-80 из состава 49-й ИБАГ.»
Заявка Колейникова полностью подтверждается. Указанный F-80C за номером 49-478 в составе звена сопровождал RF-80, в результате боя с МиГом был сильно повреждён, но до базы дотянул. В самолёте насчитали около 200 пробоин (250, до другим данным), списан как не подлежащий восстановлению.
27 декабря:
«А вот то, что не удалось сделать летчикам 1-й АЭ полка, сделали их товарищи из 2-й АЭ. Взлетевшая следом в 14 ч. 07 мин. шестерка «мигов» капитана Фомина М.Я., минуя заслоны «Сейбров», с которыми вступили в бой летчики 1-й и 3-й аэ 177-го ИАП, вышла в район станции Тейсю, где вели штурмовку нескольких малых групп F-80, и, разбившись на пары, атаковала с разных сторон действовавших на малой высоте «шутов». Первой пошла в атаку ведущая пара капитана Фомина, которому удалось подловить на выходе из атаки по наземной цели один F-80 и с дистанции 200 метров сбить его. Еще одного «шута» подловил штурман полка капитан Андрюшин М.Г. и сбил его. Под удар летчиков 177-го ИАП попали самолеты 25-й АЭ 51-й ИБАГ, и капитану Фомину удалось сбить F-80 № 49-645, а его пилот Якобе Харрисон хоть и спасся, но попал в плен.»
Американцы подтверждают потерю одного F-80 от Миг-15 в тот день, хотя указывается, что сбит он был в 20 милях южнее Кваксана, т.е. скорее самолёты не выполняли штурмовку, а возвращались после неё.
С конца декабря в Корее стали действовать «Сейбры» и «Тандерджеты», и свой счёт уничтоженных «Тандерджетов» МиГи открыли 21 января 1951-го. Группа из 12 F-84 (8 в ударной группе и 4 в эскорте) отправилась бомбить железнодорожный мост в городе Квоксан. Сразу же после сброса бомб на них обрушились 6 советских МиГов, к которым позднее присоединились 6 китайских. В результате боя с советской стороны были сделаны заявки на 2 F-84, но единственную подтверждённую потерю в том бою — самолёт лейтенанта Симпсона, относят на счёт китайского пилота Ли Ханя — это была первая победа китайских ВВС в ходе войны.
В тот же день 6 советских МиГов (12, по американской версии) перехватили группу из 4-х F-80 сопровождавших один RF-80, и сбили один из истребителей эскорта, пилот погиб.
Следующий бой произошёл 23 января, когда американцы решили нейтрализовать северокорейский аэродром на границе с Китаем. Для этой цели выделили суммарно 33 самолёта, две эскадрильи «Тандерджетов» снарядили осколочными бомбами и пятидюймовыми ракетами, а третью отправили в качестве эскорта. Так этот бой описывается с советской стороны:
«… Но пиком январских боев в небе Кореи стало сражение над Синыйджу 23 января. Обозленные большими потерями, летчики 27-й авиагруппы ВВС США решили показать свою мощь и в полном составе вылетели в район Аньдуня. Подходя со стороны залива, 24 F-84 (по другим данным, их было 48) пересекли границу КНР и направились к аэродрому Аньдун…. В 7 ч. 10 мин. с аэродрома Аньдун в воздух последовательно ушли 28 МиГ-15, и среди них 8 «мигов» из 10-го ИАП, а остальные 20 «мигов» были из 29-го ГИАП. Завязался ожесточенный воздушный бой, в котором сошлись около 80 самолетов с обеих сторон…Несколько «мигов» было обстреляно «Тандерджетами» на взлете, при этом два «мига» были подбиты, и они были вынуждены сесть на аэродром, не вступив в бой. Были подбиты самолеты капитана Жандарова и старшего лейтенанта Андрианова А.Ф., самолет последнего получил три пробоины в двигатель…Героически сражался в этом бою капитан Гребенкин Г.М., но его зажала четверка F-84 и сбила, — капитан Гребенкин не успел спастись, эта была единственная потеря полка в этом бою и последняя в этой войне. Но летчики 29-го полка с лихвой отплатили врагу за свою потерю: они сбили 8 F-84 и подбили 2–3 машины противника. Правда, полку было засчитано только 6 побед, которые одержали летчики Орлов П.И., Богатырев И.Ф., Курносов А.К., Рязанов А., Чумаков Г.П. и Перекрест А. И. Еще два «Тандерджета» были сбиты летчиками Глинским Ю.И. и Гребенкиным Г.М., но им по разным причинам эти победы не засчитаны...китайские молодые летчики, участвовавшие в этом бою, прибыли уже в конце сражения, побед не одержали, но потеряли два своих «мига» и одного пилота — сказывалось отсутствие боевого опыта. В этом сражении участвовали только прибывшие на аэродром Аньдун летчики 29-й и 30-й АЭ 10-го ИАП ВВС НОАК, и, видимо, именно они стали жертвами пилотов 27-й ИАГ»
Описание боя с американской стороны, в целом, сходится. Самолёт Гребенкина был скорее всего сбит лейтенантом Краттом, которому засчитали 3 победы в том бою. Все «Тандерджеты» вернулись на базу в сохранности. Один из пилотов, Лейтенант Слоутер, так вспоминал произошедшее: «Когда мы приблизились к Сингсю, мы заметили взлетающие МиГи. Не прошло много времени как мы перемешались с ними. Внезапно два МиГа появились у нас на позиции 4-х часов. Это было самое время для нас закругляться, поскольку МиГи значительно превосходили нас в скорости. На самом деле, единственный способ получить хороший шанс для залпа, это дать им сделать заход на нас, и попытаться «подобрать» кого-нибудь, когда они будут пролетать мимо.» Также во время штурмовки на машине Слоутера проявился дефект с прицелом (пули летели куда угодно, но только не в перекрестье) из-за чего последнему пришлось прямо во время боя зелёным химическим карандашом вручную рисовать на стекле новый.

Страсть американцев разрисовывать свою военную технику известна каждому, но мало где она приобретала такие причудливые формы, как в Корее
23 февраля также можно считать, своего рода, особенным днём:
«23 февраля, в День Советской Армии, американское командование решило снова послать группу F-80 в район Ансю. На перехват обнаруженной РЛС цели в 10 ч. 11 мин. вылетела восьмерка МиГ-15 под командованием командира 3-й АЭ майора Овсянникова П.Б. В районе Ансю нашими летчиками была обнаружена на высоте 6500 метров пара штурмовиков F-80. Группа развернулась для атаки по этой паре противника и прозевала атаку снизу другой пары F-80, которые атаковали крайнюю пару «мигов» и поразили самолет капитана Гордеева И.И., и тому пришлось катапультироваться из подбитой машины. При этом он получил травму и попал в госпиталь, в небе Кореи он больше не воевал. Это был редкий случай, когда пилоту «Шутинг стара» удалось подкараулить и сбить самого опасного своего противника. Правда, до сих пор неизвестно, кто из американских летчиков сбил самолет капитана Гордеева, так как эта победа не зафиксирована американским командованием»
Это была вторая и последняя подтверждённая победа F-80 над МиГ-15 в ходе войны.
За март месяц лётчиками из 64 ИАК было сделано несколько заявок на F-80, но только один случай находит частичное подтверждение с американской стороны:
«17 марта свою первую потерю понесли летчики 72-го ГИАП. Как это произошло, рассказывает участник этого вылета бывший командир АЭ этого полка Бордун Анатолий Зиновьевич: «Нас подняли четверкой при погоде в 10 баллов облачности, при нижней кромке облаков в 100–150 м и видимости в 2–4 км. По тревоге я в составе четверки вылетел на прикрытие железнодорожной станции, где стоял особо важный состав. Моим ведомым был гвардии капитан Дымченко Л.М., вторая пара была в составе гвардии капитана Дубровина В.М. и его ведомого гвардии старшего лейтенанта Хоминича С.Ф. Полет проходил в очень сложных метеоусловиях, боевой порядок — колонны пар. Когда вышли в район станции, то обнаружили четверку F-80, которая пыталась атаковать станцию. Мы атаковали ее, и она тут же рассыпалась и бросилась наутек. Дубровин обстрелял один F-80 и вошел в облака за уже разваливающимся «Шутинг старом». Тот, вывалившись из облаков, тут же воткнулся в сопку. Выйдя из облаков, Дубровин увидел близко землю и стал выходить из пике, но не хватило высоты, и его «миг» врезался в сопку рядом с F-80. Так погиб опытный пилот, участник Великой Отечественной войны замполит АЭ Дубровин В.М.». По американским данным, в этом бою погиб 1-й лейтенант Ховард Дж. Лендри из 36-й АЭ, но ему почему-то засчитали сбитый МиГ-15. Без сомнения, это был разбившийся в этом вылете «миг» капитана Дубровина, но какое отношение имеет лейтенант Лендри к падению «мига», почему ему засчитана эта победа в воздушном бою, неизвестно»
По американской версии F-80C № 49-1834 столкнулся с МиГом в воздухе, пилот погиб, причём столкновение почему-то считают произошедшим на территории Южной Кореи (возможно, ошибка в переводе с корейского). В любом случае, советские лётчики заявку на другие F-80 в тот день не сделали.
«Сейбры» спешат на помощь
Весной 1951-го войска ООН нанесли крупное поражение китайским народным добровольцам и вернули контроль над Сеулом. Отсюда принято отсчитывать начало позиционной войны на Корейском полуострове, что позволило командованию 5-й воздушной армии переключиться с задачи поддержки наземных войск на задачу прерывания тыловых коммуникаций противника. Это означало больше рейдов в район «Аллеи» и более частые столкновения с МиГ-15, где F-86 отводилась роль молота, а F-80 и F-84 — роль наковальни. Хотя 64 ИАК получил пополнение в виде 324-й и 303 ИАД, для советских лётчиков постепенно начиналась чёрная полоса, хотя тогда это было ещё не очевидно.
4 апреля:
«…В этот же день летчики 176-го полка провели несколько воздушных боев с противником. Так, летчики 1-й АЭ в составе 8 экипажей под командованием капитана Шеберстова К.Я., вылетев в 9 ч. 13 мин. в район Сенсена, встретили пару штурмовиков F-84 под прикрытием 6 F-86. «Тандерджеты», увидев «миги», тут же развернулись и ушли в море, а «Сейбры» вступили в бой. Вскоре в район боя прибыли еще 16 F-86, и преимущество дало о себе знать: через несколько минут боя пара капитана Джеймса Джабары из 334-й АЭ, будущего аса 4-й ИАКР, сбила самолет старшего лейтенанта Никитченко Павла Демидовича, который погиб в кабине своего самолета. Вот как он описывает эту победу: «Первая победа мною была одержана 3 апреля, когда моим ведомым был Беккер. Нас было двое, и «мигов» была пара. Мы первыми заметили эту пару на расстоянии 7000 футов (2100 м), и я, использовав 1200 выстрелов, повредил двигатель одного из них, который и разбился примерно в 10 милях (16 200 м) от своего аэродрома. Мною в этом бою был поврежден еще один «миг»… В этом, по сути, первом своем серьезном бою из-за неорганизованности и неожиданного нападения 176-й полк понес первые потери: был сбит и погиб летчик 1-й АЭ старший лейтенант Никитченко П.Д., еще два самолета полка были подбиты и с остановившимися двигателями сели на аэродроме Аньдун. Летчик 2-й АЭ старший лейтенант Вердыш А.П. сел на «брюхо», а старший лейтенант Рейтаровский Б.Г. сел на ВПП, но у него отказала гидравлика, и он врезался в капонир и повредил при этом ногу, обе машины при посадке были сильно повреждены, и их попросту списали…Капитан Джеймс Джабара из 334-й АЭ сбил в этом бою гвардии старшего лейтенанта Никитченко П.Д., пара лейтенантов Роя Маклейна и Уильяма Янцея из 334-й и 336-й АЭ подбила «миг» Вердыша А.П., а подполковник Бенджамин Эммерт из 335-й АЭ подбил самолет Рейтаровского. Из этого следует, что в этом бою участвовали все три эскадрильи 4-го ИАКР….Но на этом бои этого дня не закончились: в 9 ч. 40 мин. в район Сингисю была направлена еще группа «мигов» в составе 8 экипажей из состава 3-й АЭ полка под командованием капитана Мурашова В.Г., и вскоре они обнаружили группу из 6 «Тандерджетов», и ведущее звено атаковало их. Но в это время звено Мурашова само было атаковано парой F-86, и пришлось уходить от их атаки. Спасло ситуацию звено капитана Шипицина А.Л., которое было оставлено вверху для прикрытия. Звено, обнаружив «Сейбров», перешло в контратаку, и паре капитана Яблокова И.А удалось поразить одного «Сейбра», и он, дымящийся, ушел в южном направлении со снижением. Как теперь известно, капитану Яблокову удалось серьезно повредить самолет F-86А № 49-1173, пилотируемый майором Рональдом Д. Ширлоу, которому пришлось совершить вынужденную посадку недалеко от Кайсона на территории Северной Кореи, после чего он попал в плен. Это была первая победа летчиков 324-й ИАД в небе Кореи!»
Указанный «Сейбр» действительно был потерян в тот день, но нет от действий МиГов, а из-за израсходования топлива в процессе патрулирования. Это была дольно частая проблема для американских истребителей, в Южной Корее было всего несколько аэродромов, пригодных для использования реактивной авиации, и пилотам часто приходилось летать на пределе допустимой дальности. Причём по американским источникам, северокорейцы пытались транспортировать севший на брюхо «Сейбр» в Манчжурию, но на самой границе налетевшие «Тандерджеты» разбомбили конвой.
6 июня:
«Только 6 июня летчики 18-го ГИАП перехватили в конце дня (между 18.30 и 19.00) в районе Сенсена группу из четырех F-80 из состава 51-го ИБАК и устроили охоту за ними. Видя, что «мигов» в четыре раза больше, «Шутинг стары» на малой высоте устремились к заливу. Однако добраться до спасительного залива удалось только паре F-80. Сначала один «шут» сбил с короткой дистанции капитан Антонов П.Н., и тот рухнул в районе Сенсена, а затем один F-80 поочередно атаковали пара Сморчков–Оськин и пара Щукин–Акатов, и тот хоть и долетел до спасительной воды, но упал в 20 км южнее Тейсю. Американцы признали потерю одного F-80 с № 49-737, пилот которого спасся в этот день, и, скорее всего, это был самолет, сбитый капитаном Антоновым.»
Указанный F-80С подтверждается, в том числе и по времени начала боя.
24 июня:
«Но поистине настоящее сражение произошло 24 июня между летчиками 8-й и 49-й ИБАГ и летчиками 523-го ИАП. В этот день большая группа F-80 попыталась нанести бомбово-штурмовой удар по одному из железнодорожных узлов в районе Ансю… В итоге этого дня летчиками 64-го ИАК сбито 10 самолетов F-80 и подбит один F-86, без своих потерь. Повреждение получил один «миг»»
Подтверждается потеря только одного F-80C № 49-646, который составе звена был атакован 12 МиГ-15, пилот спасся.
26 июня:
«Активность «мигов» не позволила 25 июня применить против целей в районе Ансю свои бомбардировщики B-29, но 26 июня командование 5-го ВФ все же направило в район Ансю небольшую группу своих бомбардировщиков B-29, но и на этот раз «крепостям» не удалось прорваться к намеченным целям…шестерка «мигов» капитана Мишакина, идя в южном направлении, на высоте 12000 м в 13 ч. 25 мин. обнаружила впереди себя справа ниже 4 B-29 под прикрытием истребителей типа F-84 и F-86 до 20 самолетов, шедших с курсом на север, высота полета — 6000 м. Бомбардировщики противника находились в боевом порядке «ромб», истребители прикрытия находились на одной высоте с бомбардировщиками, производя переход слева направо. Капитан Мишакин передал по радио: «Вижу бомбардировщики противника», одновременно с правым разворотом звеном пошел в атаку на B-29 с задней полусферы с углом пикирования до 30 градусов. В момент атаки бомбардировщиков звено капитана Мишакина было атаковано со стороны моря справа снизу парой F-86. Мишакин энергичным левым разворотом вышел из-под удара и восходящей спиралью ушел с набором высоты, после чего потерял группу из виду. Старший лейтенант Фокин Г.Т. с ведомым старшим лейтенантом Аграновичем Е.Н. продолжал преследование звена B-29. Сблизившись с замыкающим B-29 до дистанции 1000 м, с задней полусферы произвел две длинные очереди. В этот момент его ведомый старший лейтенант Агранович прошел впереди старшего лейтенанта Фокина и боевым разворотом влево ушел вверх. При выходе из атаки старший лейтенант Фокин был атакован парой F-86 сзади справа. Старший лейтенант Фокин правой восходящей спиралью вышел из-под удара. А вот его ведомому Евгению Аграновичу это сделать не удалось: выйдя вверх, он был неожиданно атакован сзади парой F-84 из непосредственного прикрытия бомбардировщиков B-29, которые в упор расстреляли его самолет. Защитить его было некому, и в результате атаки его самолет загорелся и упал в районе п. Кинхори, что в 17 км юго-западнее Эйдзю. Летчик старший лейтенант Агранович Евгений Наумович погиб…Так закончился этот бой, в котором полк понес свою первую потерю. В результате проведенного воздушного боя, по докладу летного состава, сбито три самолета противника: два F-86 сбиты старшим лейтенантом Сутягиным и старшим лейтенантом Шулевым, один B-29 сбит старшим лейтенантом Фокиным. Чуть позже пришло подтверждение о том, что в этом вылете старший лейтенант Агранович все же уничтожил один F-80, который пытался атаковать его ведущего»
Ни одна из заявок американскими данными не подтверждается. Потеря уже 3-го МиГ-15 от «Тандерджета», однако, примечательна.
11 июля:
«11 июля произошел крупный воздушный бой в районе Сенсена. Утром 21 F-80 попытался нанести удар по целям в районе Ансю, но были перехвачены 26 «мигами» из 324-й ИАД. Увидев «миги», «шуты» тут же покинули район, а сверху «миги» атаковали 14 F-86. Вот что рассказал об этом бое командир 196-го ИАП подполковник Пепеляев Евгений Георгиевич: «Вылетел во главе шестерки. Вскоре завязался воздушный бой с F-86. Смотрю — передо мной шестерка «Сейбров». Положение выгодное. Зная, что меня прикрывает ведомый и сзади еще звено капитана Назаркина В.А., начал атаку. Но звено Назаркина не смогло обеспечить ее. Позже командир звена объяснил, что потерял нашу пару на солнце, может быть, и так, не знаю. Американцы же, воспользовавшись этим, сразу взяли в оборот моего ведомого и вскоре его сбили. Ларионова мы не смогли даже похоронить — его самолет упал в Желтое море»… В это же утро, но чуть раньше летчиков 196-го ИАП, в бой с передовым заслоном, состоящим в общей сложности из 35 F-86, вступили летчики 176- го ГИАП. В 9 ч. 20 мин. на перехват самолетов противника ушли 22 экипажа 176-го полка под командованием подполковника Вишнякова С.Ф. Через двадцать минут в районе Сяренкана они встретили большую группу «Сейбров» 4-го ИАКР, целью которых было сковать боем «миги» и не дать им выйти в район действия штурмовиков ИБА. Бой разгорелся на разных высотах, группы разбились на звенья и отдельные пары. В самом начале боя повезло старшему лейтенанту Образцову Б.А., которому удалось сбить один из «Сейбров». Однако на выходе из атаки самолет Образцова сам был атакован сзади тремя F-86. Прикрыть Образцова никто из товарищей просто не успел, и один из «Сейбров» поразил самолет Образцова. Наш летчик получил тяжелое ранение в поясничную часть пулей. Образцов покинул самолет без катапультирования и приземлился в районе Сенсен. После этого был подобран местными органами власти Северной Кореи, которые доставили его в медпункт, где была оказана первая помощь. Из медпункта старший лейтенант Образцов Борис Александрович на автомашине зенитной части был доставлен в свою часть, но по пути, не доезжая 12 км до г. Аньдун, от внутреннего кровоизлияния скончался…Вскоре сражение пошло на убыль, и самолеты стали покидать место сражения. У нас на базу не вернулись в этот день два самолета и погибли оба пилота — один из 196-го, а другой из 176-го полка 324-й ИАД. Однако летчики 324-й дивизии все же выиграли это сражение, записав на свой счет 4 сбитых и поврежденных F-86 и один F-80»
Как и в прошлый раз, ни одна из заявок не подтверждается американской стороной.
18 августа, добавлять ничего не нужно:
«… Ожесточенный воздушный бой произошел у летчиков 303-й дивизии с «Сейбрами» 4-го ИАКР 18 августа 1951 года. В этот день, во втором вылете дня, в районе 14 ч., на прикрытие Супхун ГЭС вылетела восьмерка «мигов» 2-й АЭ 18-го ГИАП. Во время патрулирования над ГЭС она обнаружила группу штурмовиков под прикрытием 22 «Сейбров» (шестерка и две восьмерки). Наши летчики попытались пробиться к штурмовикам, но их атаковали «Сейбры» и сковали боем. Завязался ожесточенный воздушный бой, в котором силы были не равны. Ввиду этого командир 303-й ИАД полковник Лобов Г.А. поднял в 14 ч. 25 мин. на усиление 17-го ИАП группу в составе 10 машин. К моменту прибытия группы майора Пулова Г.И. командир 2-й АЭ 18- го полка капитан Шалев В.Н. подбил один «Сейбр», но два других «Сейбра» атаковали его пару и серьезно подбили самолет ведомого старшего лейтенанта Гаврильченко Н.С., и он вышел из боя. Он с трудом довел свой самолет до аэродрома, но в момент посадки кончилось горючее, и он посадил его рядом с ВПП и на пробеге врезался в бруствер, его «миг» скапотировал, два раза перевернулся и развалился. Гаврильченко Николай чудом остался жив и получил, как это ни странно, только ушибы и через 5 дней лечения вернулся в полк и приступил к полетам…. Американцы не сообщают о потерях своих «Сейбров» в этот день»

«Шутинг стар», не смотря на свою устаревшую конструкцию, бы довольно живучим самолётом. Даже 37мм было не всегда достаточно, чтобы свалить его.
11 сентября:
«После обеда на отражение налета ИБА вылетела вся 303-я ИАД под командованием нового командира дивизии Героя Советского Союза подполковника Куманичкина А.С. Первыми на перехват самолетов противника вылетели летчики 523-го ИАП. Вылетела десятка «мигов», которая в 15 ч. 25 мин. в районе Дзюнсен встретили группу F-80. Одну четверку «шутов» атаковал капитан Охай Г.У. и с первой же атаки на большой скорости сверху сбил один F-80, еще один был сбит старшим лейтенантом Семененко И.К. Он также атаковал сверху и ударил с короткой дистанции по фюзеляжу между крыльями, и самолет развалился от залпа трех пушек прямо в воздухе. Остальные F-80 тут же покинули данный район…В итоге за день летчиками корпуса было уничтожено в боях 7 штурмовиков противника (пять F-84 и два F-80) при потере только одного своего самолета (сбит огнём союзной китайской МЗА, прим.ред.)... Только победа старшего лейтенанта Семененко из 523-го полка точно подтверждена американской стороной: в 15ч. 28 мин. был потерян F-80 с № 49-852 из состава 35-й АЭ 8-й ИБАГ, а его пилот 1-й лейтенант Стерлинг Бушро погиб»
Указанный F-80 действительно подтверждается, хотя насчёт пилота говорится, что он успешно катапультировался, числится пропавшим без вести.
Бой 19 сентября, на нём я бы хотел остановиться подробней:
«… Второе, но уже более масштабное, сражение произошло в период 16 ч. 05 мин. — 16 ч. 15 мин. в районе Дзюнсен–Сюкусен. В этом сражении участвовали 24 экипажа из состава 523-го ИАП под командованием подполковника Карасева А.Н. и 24 экипажа из состава 17-го ИАП под командованием майора Масленникова Б.В. В 16 ч. Обмин, при ведении воздушного боя с 60 самолетами F-80 и F-84 в районе Ансю капитан Тюляев И.И. сзади сверху атаковал самолет F-84, в результате чего атакованный самолет был сбит. При ведении прицельного огня по F-84 капитан Тюляев внезапно был атакован двумя другими «Тандерджетами», в результате чего самолет загорелся и потерял управляемость. Капитан Тюляев с высоты 4500 м катапультировался. Самолет был разбит, летчик невредим…В итоге во втором сражении дня было заявлено о 7 уничтоженных F-84 при потере одного своего самолета.»
Один из участников боя, капитан Л. Скин, он так описывал произошедшее:
«19-го числа нашу группу отправили бомбить ЖД сеть между Синанджу и Пхеньяном. Цель миссии заключалась в продолжении давления на «бутылочное горлышко» к Югу от Сухчона, где пути пролегали через болотистую местность между двумя холмами. Это обстоятельство делало ремонт путей очень затруднительным. Это был пик наших усилий, все три эскадрильи выставили по 16 самолётов каждая. У нас было в сумме 96 500-фунтовых бомб чтобы сделать работу, это был второй вылет эскадрильи в тот день, и мой третий вылет на F-84. Поскольку звание не компенсирует отсутствие опыта, я занимал позицию №4 в последней паре с позывным «4-й фиолетовый». После пересечения т.н. «бомбовой линии» к северу от Сеула облачность постепенно увеличивалось, и к востоку от Пхеньяна стала сплошной. Минутой позже мы услышали лидера группы: «МиГи на 7 часов, высоко!» Я решил, что F-86 разберутся с ними, как это было на 2-х моих предыдущих миссиях. Уже позднее мы узнали, что наш эскорт тогда даже не взлетал — мы были сами по себе. За предыдущие пять дней все три наши эскадрильи сталкивались с противодействием МиГов, особенно летая так далеко на Север, и поэтому было много болтовни на радио, особенно насчёт истребителей противника. Когда я услышал приказ сбросить бомбы, я понял, что у нас начались проблемы. Секундой позже я услышал: «Давай вправо, лидер-фиолетовый!» и вцепился в дроссель, когда мы перешли на максимальную тягу. МиГи промахнулись с атакой, и теперь набирали высоту слева от нас, пока «лидер-фиолетовый» с трудом разворачивал формацию в их сторону. Поскольку я не вписался в поворот, то начал отставать и попытался восстановить контакт с лидером звена, майором Спринклом. Самолёт майора находился на приличном расстоянии от моего, когда внезапно МиГ сел ему на хвост. Пилот МиГа, очевидно, не заметил меня. На максимальной скорости я пытался поймать его в прицел, и когда мне это удалось, зажал гашетку. После долгого залпа от МиГа начали отваливаться куски, а сам он загорелся и стал терять высоту…. Это была первая победа группы над МиГом, и, разумеется, ночью мы закатили вечеринку!»
В тот день по небоевым причинам был потерян один F-84G с бортовым номером 51-528, самолёт разбился из-за неисправности двигателя, пилот успешно катапультировался и был подобран ПСС.
Бой 1 октября:
«…Уже 1 октября летчики 303-й ИАД провели воздушный бой в районе Сюкусен с «Сейбрами» 4-го ИАКР. В этот день противник осуществил один налет силами своей ИБА в район Ансю. Этот налет был проведен утром в районе 9 ч. 00 мин. — 9 ч. 30 мин. На отражение этого налета генерал Лобов бросил летчиков 303-й дивизии. Вылет осуществили все три полка дивизии. Вылетевшие чуть ранее летчики 523-го полка в районе Сюкусен встретили группу из 16 F-86, осуществлявших передовой перехват наших истребителей. Летчики 523-го ИАП вступили с ними в бой, который закончился потерями с обеих сторон: старшему лейтенанту Самойлову Д.А. в районе населенного пункта Дзян-Сяури, что в 15 км северо-западнее Сюкусен, удалось сбить один F-86. Но и полк потерял один свой самолет: при ведении воздушного боя капитан Павловский П.П. оторвался от своего ведущего, при поиске своего ведущего был атакован двумя самолетами F-86. В результате атаки его самолет загорелся и потерял управляемость. Летчик с высоты 10 000 м катапультировался. Самолет был разбит. Летчик получил легкие ушибы руки и задней части головы. Летчики 523-го ИАП дрались в этом бою с пилотами 334-й АЭ, и 1-му лейтенанту Раймонду Бартону удалось сбить самолет капитана Павловского. Летчикам 17-го полка удалось перехватить группу «Тандерджетов» из состава 136-го ИБАКР и прервать выполнение их задания, при этом капитан Пономарев М.С. сбил один из них и повредил другой. Как стало известно, в этом бою капитан Пономарев сбил F-84Е с № 49-2420 из состава 111-й АЭ, а его пилот Герберт Риттер при этом погиб. Также имела место короткая схватка с группой F-86, которые сопровождали эту группу «Тандерджетов», и старший лейтенант Шулев В.Ф. заявил о победе над F-86, но эта победа не получила подтверждения»
В этот день советские МиГ-15 записали на свой счёт первый достоверно уничтоженный «Тандерджет», который был единственной потерь американцев в тот день.
Бой 2-го октября:
«… Более жарким выдался день 2 октября, когда противник вновь предпринял крупный налет силами истребителей-бомбардировщиков типа F-80 и F-84. Вылетев из Тэгу, «Тандерджеты» соединились с истребителями прикрытия из 4-го ИАКР и, зайдя со стороны моря в район Ансю, приступили к штурмовке наземных целей. На перехват были подняты силы 303-й ИАД: в период с 8 ч. 40 мин. по 9 ч. 00 мин. в воздух ушли около 70 «мигов» из состава всех трех полков дивизии. Летчики 17-го ИАП в составе 26 экипажей во главе со своим командиром полка майором Пуловым Г.И., как обычно, прикрывали действия летчиков 523-го ИАП. В 9 ч. 10 мин. в районе Дзюнсен произошла встреча летчиков 17-го полка с передовым заслоном «Сейбров», а летчики 523-го полка воспользовались этим, чтобы пройти в район действия штурмовиков. В районе Киодзио они встретили несколько мелких групп F-80 и атаковали их. Обнаружив «миги», пилоты «Шутинг старов» сразу прекратили штурмовку и бросились в спасительный залив, но один из них все же успел сбить старший лейтенант Зыков М.А. При возвращении с боевого задания на свой аэродром в районе Ансю на высоте 8000 м 3-я эскадрилья полка встретила 12 самолетов F-86 и вступила с ними в бой. В процессе боя пара старшего лейтенанта Силкина В.Е. отстала от своего звена и была атакована 8 самолетами F-86. Боевой порядок был растянут, и самолеты противника в основном атаки вели по самолету его ведомого старшего лейтенанта Москвичева С.В. Одна пара «Сейбров» проскочила впереди самолета Москвичева, и он, воспользовавшись этим, атаковал ведомый «Сейбр», в результате атаки этот «Сейбр» был сбит. При ведении прицельного огня старший лейтенант Москвичев с обеих сторон был атакован четверкой «Сейбров». Летчик получил огнестрельное ранение левого плеча с переломом плечевой кости и с высоты 9500 м катапультировался … Во второй половине дня в период с 15 ч. 00 мин. по 16 ч. 00 мин. командование 5-го ВФ США предприняло новый налет на наземные цели в районе Ансю. Вновь на отражение этого налета были подняты группы «мигов» всех трех полков 303-й ИАД. На этот раз повезло встретить противника летчикам 3-й АЭ 17-го ИАП, которые в составе общей группы из 24 машин совершали перехват противника в районе Ансю. Они первыми обнаружили 8 самолетов противника, которые опознали как F-80, и пошли в атаку на эту группу. Но, как выясняется из исследования историка Д. Зампини, эта группа состояла из двух самолетов-разведчиков RF-80 из состава 15-й ТРАЭ, которых сопровождали 6 «Тандерджетов» из состава 182-й АЭ136-го ИБАКР. В ходе атаки этой восьмерки «крестов» пара старшего лейтенанта Волкова Н.С. с ведомым старшим лейтенантом Николаевым А.Н. так резко пошла на них в атаку, что американцы пришли в замешательство, и при выходе из-под атаки пары Волкова столкнулись в воздухе два самолета противника, произошел сильный взрыв, и пара Волкова чудом избежала столкновения с обломками взорвавшихся самолетов. Как сейчас известно, столкнулись в воздухе RF-80 с № 45-8472, который пилотировал Брюс Свиней, и F-84Е с № 50-1166, который пилотировал Адам Уайснивск. При этом взрыве Брюс Свиней погиб, а Адам Уайснивск чудом спасся и был вывезен вертолетом …Тут пилоты, попавшие под удар «мигов», вызвали помощь в виде трех звеньев F-86, которые атаковали самолеты 17-го полка. В 15 ч. 16 мин. в районе Тэйсю на высоте 9000 м при ведении воздушного боя с этими «Сейбрами» самолет, пилотируемый командиром звена капитаном Морозовым И.Н., сзади сверху с дистанции 200–300 м был атакован парой F - 86. В результате атаки самолет МиГ-15 загорелся и упал в 5 км юго-восточнее Ододо, что 24 км северо-восточнее Сенсен. Летчик капитан Морозов Иван Николаевич погиб.»
Американцы версию со столкновением не подтверждают, сообщается что RF-80 был сбит 2-я МиГ-15 (его записывают на счёт Пулову), а F-84 же был потерян в бою по неустановленной причине, замечено было лишь что самолёт загорелся и пошёл к земле. В любом случае, на F-84 в тот день нет заявки со стороны советских лётчиков, так что указанный RF-80 был единственной их победой в тот день.
Бой 12 октября:
«12 октября летчики 303-й ИАД во второй половине дня вновь вылетали на отражение налета ИБА США. В этом сражении, которое произошло в 16 ч. 00 мин. — 16 ч. 40 мин. в районе Тейсю–Сюкусен, участвовали все три полка дивизии. Основную ударную группу возглавил 18-й ГИАП, а 14 экипажей из 523-го полка и еще два десятка экипажей из 17-го ИАП связали боем до 30 истребителей противника. Летчики 2-й АЭ 18-го ГИАП капитана Шалева В.Н. вступили в бой с 12 F-84, которых прикрывала восьмерка F-86. Летчики АЭ провели скоростную атаку по строю штурмовиков, в которой старший лейтенант Степанов В.И. одержал свою первую победу в небе Кореи, сбив с короткой дистанции один «Тандерджет», а ведомый командира АЭ лейтенант Гаврильченко Н.С. ударил по другому F-84, обстреливая его, видел попадания в самолет, но результата атаки не наблюдал, так как проскочил его на большой скорости, а затем уже было не до него... В этом бою летчики 523-го полка сбили еще два «Сейбра», их записали на свой боевой счет капитан Охай Г.У. и старший лейтенант Самойлов Д.А. Кроме того, по одному «Сейбру» в этом бою сбили летчики двух других полков этой дивизии: старший лейтенант Докашенко Н.Г. из 17-го полка и капитан Бабонин Н.В. из 18-го ГИАП. Свои потери составили всего один МиГ15бис. Был подбит 1-м лейтенантом Джозефом Р. Эллисом из 334-й АЭ самолет капитана Бабонина Н.В. из 18-го ГИАП, но он благополучно катапультировался. Это была единственная победа американских летчиков за 12 октября. Командование 5-го ВФ признало потерю только одного F-86Е с № 50-0682 из состава 336-й АЭ, пилот которого хоть и дотянул до своей территории, но при вынужденной посадке на «живот» был так разрушен, что его просто списали. Пилот, к счастью, не пострадал.»
Сейбр с таким бортовым номером действительно был повреждён в том бою, но по итогу вовсе не списан, а успешно восстановлен. Он был окончательно потерян в бою с МиГами 24 октября того же года, победу приписывают А. Самойлову из 523 ИАП. «Тандерджеты» в том бою потерь не имели.
Бой 23 октября, он же «Чёрный вторник» попал в выборку только потому, что помимо 6 B-29 советские лётчики также сбили один F-84E сопровождения (из 3-х заявленных), но и сами понесли потери:
«…Коваленко Н.Г. из звена капитана Бахаева связала боем 4 F-84, которые пытались не допустить звено Бахаева к бомбардировщикам. Старший лейтенант Коваленко бой с самолетами F-84 вел на вертикальном маневре, атаки по самолетам F-84 производил сзади. Его ведомый старший лейтенант Рыбалко И.А. огонь вел из трех пушек по 4 самолетам F-84 с дистанции 1550 м до 720 м... При возвращении на свой аэродром пара старшего лейтенанта Яковлева в районе 15–20 км северо-западнее Аньдуна была внезапно атакована 4 самолетами F-86, в результате чего самолет, пилотируемый старшим лейтенантом Хуртиным Василием Михайловичем, загорелся в воздухе и горящим упал в сопку 3 км юго-западнее Гаолимынь, что 12 км юго-восточнее Фунхуанчен, при ударе самолета о землю летчик погиб.»
Бой 26-го октября:
«26 октября летчики 4-го ИАКР взяли реванш за потери 24 октября. В этот день они сопровождали группы штурмовиков F-80…Однако в этом бою часть «Сейбров» прорвалась к штурмовикам и сбила один из «мигов»: старший лейтенант Шебанов Федор Дмитриевич, погнавшись за подвернувшимся «Сейбром», остался один, чем и воспользовалась пара F-86 и сбила его. Федор Шебанов, герой апрельских боев, сбивший в небе Кореи 6 самолетов США, погиб в этом бою. Его сбил 1- й лейтенант Клод Митсон из 336-й АЭ… В 15 ч. 00 мин. на высоте 3000 м в районе Сюкусен при ведении воздушного боя с «Сейбрами» самолет, пилотируемый летчиком старшим лейтенантом Кордановым Б.А., был атакован парой F-86. В результате атаки в кабине произошел взрыв. Летчик старший лейтенант Корданов принял решение катапультироваться и с высоты 3000 м произвел катапультирование, приземлился около деревни Нампори, что 13 км западнее Сюкусен. Летчик старший лейтенант Корданов получил ожоги лица.»
Все потери американцев в тот день пришлись на палубные самолёты, из 4-х заявленных советскими лётчиками побед не подтверждается ни одна.
Бой 30-го октября:
«… последний воздушный бой в октябре провели летчики 18-го ГИАП, которые по наведению с КП встретились во второй половине дня 30 октября в районе Дзюнсен с 36 F-84, которые выполняли роль демонстративной группы для отвлечения наших летчиков от основных сил, работающих внизу по наземным целям. Завязался упорный воздушный бой, в котором обе стороны померялись силами в технике пилотирования. Вот как этот бой описал его участник Лев Кириллович Щукин: «Иногда доходило до того, что на отдельных участках горизонтальных и вертикальных маневров от перегрузок темнело в глазах. Естественно, мое звено распалось на пары, а в парах боевой порядок стал более плотным, а это почти исключает возможность использования огня ведомых. Изрядно попотев, мне с ведомым старшим лейтенантом Астаповским А.А. удалось на вертикали подрезать маневр и выйти на дистанцию в 150 м одному «Тандерджету» в хвост — огонь был точен. В этом бою был сбит еще один F-84, который сбил капитан Корниенко Н.Л. Однако и два наших летчика, старший лейтенант Сапожников Б.П. и старший лейтенант Горский И.А., привезли по нескольку пробоин в своих самолетах»
Один F-84E c номером 51-615 действительно был серьёзно повреждён в бою с МиГ-15, по возвращению на базу пошёл на аварийную посадку, списан как не подлежащий восстановлению.
Бой 2-го ноября, добавить нечего:
«… за второй день ноября летчики корпуса сбили два «Тандерджета» и один «Метеор», но американская сторона, как и их союзники, австралийцы, не подтверждает эти потери. В свою очередь и корпус понес первые потери: в бою с «Сейбрами» из 334-й АЭ погиб молодой летчик старший лейтенант Шулятьев Анатолий Иванович из 18-го ГИАП. Он недавно прибыл на пополнение в состав этого гвардейского полка (в октябре). В бою оторвался от ведущего, и его перехватила пара опытных «волков» из состава 4-го ИАКР — подполковник Джордж Л. Джонс и 1-й лейтенант Ричард Пинкоски, расстрелявшая его «миг» в упор. Это был 100-й МиГ-15, сбитый летчиками 4-го ИАКР в небе Кореи. Также в бою с «Сейбрами» получил повреждение (1 пробоина) самолет старшего лейтенанта Крупчатн»
3 ноября:
«Более напряженными по накалу выдались бои, которые произошли 3 ноября, в которых отличились летчики 523-го полка. Первое сражение произошло утром в период 10 ч. 46 мин. — 10 ч. 56 мин. в районе Ансю– Сюкусен–Дзюнсен. Остановимся на нем более подробно: полк составом 22 МиГ-15 под командованием командира части гвардии майора Оськина Д.П. по команде с КП дивизии в 10 ч. 34 мин. — 10 ч. 36 мин. вылетел на {292} отражение налета штурмовиков противника в районе Ансю–Сю-кусен… 15 км южнее Ансю на высоте 4000–4500 м гвардии майор Оськин встретил до 40 самолетов F-80 и F-84. Самолеты F-80 и F-84 до встречи с нашими истребителями наносили бомбардировочно-штурмовые удары по железнодорожным и автоперевозкам в районе Ансю–Сюкусен. Гвардии майор Оськин оценил воздушную обстановку и вступил с ними в бой составом 3-й и 2-й АЭ. Летчики 1-й АЭ прикрывали действия двух подразделений. Оськин атаковал пару F-84 сзади слева, огонь вел из трех пушек с дистанции 500 м. В результате атаки этот «Тандерджет» был сбит…Гвардии старший лейтенант Самойлов Д.А. из звена капитана Попова своей парой атаковал два F-84 сзади на одной высоте, открыл по ним огонь с дистанции 1000 м, но и здесь снаряды прошли сзади цели. Его ведомый старший лейтенант Зыков М.А. вел огонь по второму «Тандерджету» с дистанции 540 м, и его огонь был не точен. «Тандерджеты» правым разворотом вышли из-под атаки. Капитан Тюляев И.И. своей парой атаковал 4 F-84 сзади сверху, огонь вел из трех пушек с дистанции 1000 м. «Тандерджеты» из-под атаки стали уходить левым виражом…Пара старшего лейтенанта Филимонова атаковала еще одно звено F-84. Филимонов огонь вел из трех пушек с дистанции 270 м, в результате чего один F-84 был сбит. Филимонов вышел из атаки вправо и вверх, а три F-84 развернулись влево. Тогда Филимонов повторил атаку по этой тройке «Тандерджетов» сзади сверху, огонь вел из трех пушек с дистанции 550 м. Выход из атаки Филимонов произвел вверх, где впереди себя на одной высоте встретил два F-84 и атаковал их сзади, огонь вел из трех пушек с дистанции 300–100 метров, и атакованный Ф-84 начал спиралью снижаться… Самолеты сбили: гвардии майор Оськин — 2 F-84, старший лейтенант Филимонов — 2 F-84 и капитан Попов — 1 F-84.. Дивизия потерь или поврежденных самолетов в этих боях не имела.»
Американцами подтверждается потеря одного F-84E № 49-2398, пилот катапультировался и подобран ПСС.
Бой 4-го ноября:
«Крупные сражения развернулись 4 ноября. Американцы предприняли два крупных налета в район Ансю. На отражение этого налета были подняты обе дивизии 64-го ИАК — 303-я и 324-я авиадивизии, которые вели тяжелые воздушные бои в районе Ансю. Причем летчики 303-й ИАДд взяли на себя истребители сопровождения, а летчики 324-й ИАД прорывались к группам F-84 и F-80, которые четверками и восьмерками на малой высоте «работали» по коммуникациям северокорейцев…Более тяжелый бой сложился у летчиков 523-го полка: в ходе 10- минутного боя нашим летчикам удалось сбить два «Сейбра» — отличились майор Трефилов А.П. и старший лейтенант Самойлов Д.А., оба «Сейбра», по их докладу, упали в море. Но и полк понес потери в этом бою: в 10 ч. 10 мин. пара капитана Тюляева И. И. 10 км севернее Ансю на высоте 5000 м во время ведения воздушного боя с 30 самолетами F-86 в районе Ансю была атакована 16 F-86. В результате атаки самолет, пилотируемый заместителем командира по политической части капитаном Митрофановым Н.И., получил пулевые пробоины. При ведении боя один F-86 проскочил вперед самолета капитана Митрофанова. Капитан Митрофанов вел по нему прицельный огонь. При ведении огня снова был атакован 4 самолетами F-86 сверху. Самолет получил повреждения управления. Из-за неуправляемости самолета капитан Митрофанов на высоте 2000–1800 м катапультировался 6 км северо-восточнее Хакуссу. Самолет был разбит. Летчик получил незначительные ушибы, уехал в госпиталь г. Чаньчунь. Еще несколько самолетов полка получили повреждения разной тяжести от огня F-86, но благополучно вернулись на свой аэродром…При следовании в район Ансю в составе части летчик старший лейтенант Филимонов на высоте 8000 м в районе Тайсен доложил по радио, что у него на самолете разгерметизировалась кабина, и по указанию командира АЭ пошел на свой аэродром. При следовании на свой аэродром в районе Дэогуандонг на высоте 4000–5000 м его пара была внезапно атакована 6 F-86. Филимонов из-под атаки истребителей противника ушел в сторону солнца с набором высоты, и «Сейбры» потеряли его. Пролетев 20–30 секунд по прямой, Филимонов принял решение развернуться вправо и снова идти в направлении Сиодзио со снижением. В это время (14 ч. 31 мин.) он был снова атакован «Сейбрами» сзади и сбит. В результате поисков был найден самолет в разрушенном состоянии и отдельно подвижная часть фонаря. Среди деталей разрушенного самолета летчика и катапультного сиденья обнаружено не было, что дает основание предполагать катапультирование летчика. Летчик старший лейтенант Филимонов Валерий Павлович не найден… Всего за день сражений летчики 64-го корпуса заявили о 8 сбитых самолетах противника, при этом в боях с F-86 пострадали исключительно летчики 523-го ИАП, которые в двух боях дня потеряли два своих «мига» и одного летчика. Еще 6 самолетов полка получили разной степени тяжести повреждения (Зыков — 3 пробоины, Широков — 2 пробоины, Романьков — 8 пробоин, Паршуков — 10 пробоин, Рыбалко — 9 пробоин и Романьков — 13 пробоин), но все благополучно вернулись на свой аэродром и вскоре были введены в строй. Командование 5-го ВФ отрицает потери своих F-86 в этот день и сообщает, что в этот день пилоты «Сейбров» сбили два «мига», что подтверждает советская сторона. Капитану Уильяму Гассу из 336-й АЭ удалось сбить самолет капитана Митрофанова, а 1-й лейтенант Алфред Димок из 334-й АЭ сбил самолет старшего лейтенанта Филимонова.»
Единственной потерей американцев в том бою был F-80C № 49-815: «в звене из четырёх F-80 вылетел на атаку ЖД путей в Сангвоне, во время штурмовки получил попадание, загорелся, врезался в холм, пилот погиб». Здесь была бы определённая почва для спекуляций, но т.к. все заявки с советской стороны были сделаны исключительно на F-84 и F-86, и нет ни одной заявки на F-80, то этот самолёт, скорее всего ,был сбит огнём зенитной артиллерии.

Среди всех возможных рисунков на фюзеляжах в Дальневосточных ВВС, владельцы F-80 обладали одними из самых оригинальных
8 ноября:
«Новые сражения в корейском небе разгорелись 8 ноября: в налете на цели в районе Ансю участвовали большие группы штурмовиков F-80 и F-84 под прикрытием большого наряда из «Сейбров». Рано утром американцы со стороны моря вышли несколькими большими группами в район Ансю и стали штурмовать коммуникации КНА. На отражение налета противника были подняты оба полка 324-й ИАД, а также летчики 17-го и 18-го полков 303- й ИАД, летчики 523-го ИАД остались в резерве. Оба полка 324-й дивизии ушли на боевое задание в полном составе, около 50 машин. В полном составе дрались 17-й и 18-й полки. Выйдя в район действия авиации противника, группы «мигов» корпуса были атакованы «Сейбрами», которые попытались не допустить их к своим штурмовикам. Но удержать все «миги» им все же не удалось. Летчикам 18-го полка удалось прорваться к группе, состоящей из 12 F-80, и атаковать их. Один «шут» в этом бою удалось сбить старшему лейтенанту Малашину Ф.М., но ему не засчитали его, так как он стрелял по нему с большой дистанции. Штурмовики в беспорядке стали уходить в море, и летчики-гвардейцы довершили бы разгром группы F-80, но этому помешали «Сейбры», которые двумя восьмерками неожиданно сверху свалились на восьмерку капитана Бабонина Н.В. Майору Уильяму Визнеру из 334-й АЭ удалось поразить самолет старшего лейтенанта Гаврильченко Н.С. и перебить управление его «мига». Гаврильченко пришлось катапультироваться из подбитой машины, но при спуске на парашюте его вновь обстреляли «Сейбры», перебили ему несколько строп на подвесной системе и ранили его. После приземления его подобрали китайские добровольцы и отправили в госпиталь, где летчик пролежал два месяца и после лечения больше в боях не участвовал.. в этом сражении полковник Пепеляев Е.Г. сбил один F-84, а полк потерял летчика старшего лейтенанта Травина Алексея Федоровича, который только в октябре месяце прибыл в полк на пополнение, и это был один из первых его боевых вылетов…В итоге в сражениях 8 ноября летчики корпуса сбили 8 самолетов противника при потере двух своих самолетов и одном поврежденном, погиб один наш летчик»
Американцы подтверждают потерю одного F-86 c номером 49-1338, который получил повреждения в бою с МиГ-15 при сопровождении RF-80. Самолёт на базу не вернулся, судьба пилота неизвестна.
10 ноября:
«10 ноября только у летчиков 176-го ГИАПсостоялась встреча между 11 и 12 часами утра с самолетами противника: это произошло в районе между Пхеньяном и Цынампо, когда 16 «мигов» полка перехватили группу из 16 F-84. В этом бою победы добились три летчика полка: майор Шеберстов К.Я., капитан Милаушкин П.С. и старший лейтенант Плиткин А.А. — каждый сбил по одному самолету противника. У нас потерь не было… Капитану Милаушкину удалось в этом бою сбить F-84Е с № 51-549 из состава 9-й АЭ 49-й ИБАГ, пилот которого, Майкл Ребо, погиб.»
По американским данным МиГов было от 24 до 30, а «Тандерджетов» всего 12, потеря одного самолёта подтверждается.
18 ноября:
«…18 ноября американцы предприняли новый крупный налет на один из участков шоссейной дороги в районе Ансю. В налете принимали участие до 50 штурмовиков F-84 из 111-й АЭ под прикрытием 30–40 «Сейбров». На отражение этого налета были подняты летчики 18-го ГИАП в полном составе и летчики 176-го ГИАП в составе 20 экипажей…В итоге налет был отбит и противник потерял четыре F-84 (Милаушкину победу над F-86 не засчитали), без потерь с нашей стороны»
Американцы, со своей стороны, подтверждают потерю только одного F-84Е № 51-542.
27 ноября:
«Особенно ожесточенными были бои 27 ноября в том же районе Ансю, куда с моря выходили многочисленные группы F-80 и F-84 из состава 49-й ИБАГ и 136-го ИБАКР, под усиленным прикрытием «Сейбров» 4-го крыла. В них участвовали более сотни самолетов ВВС США, а также около 80 «мигов» корпуса. Первый налет противник осуществил, как всегда, утром, и на его отражение вылетали все полки 303-й и 324-й ИАД. На этот раз почему-то группы штурмовиков ИБА не были прикрыты нарядами «Сейбров» и поэтому понесли тяжелые потери…. летчики 523-го ИАП наскочили в районе Дзюнань на группу F-80 и разгромили ее, сбив два из них… Когда в район сражения прибыли вызванные на помощь «Сейбры», было уже поздно, но досталось от пилотов 334-й и 336-й АЭ летчикам 176-го ГИАП, которые приняли весь удар «Сейбров» на себя. Бой был очень трудным, так как состав 176-гоГИАП был малочисленным, и обычно на боевые задания полк вылетал двумя-тремя шестерками. Поэтому численное преимущество в этом бою было у «Сейбров» почти в два раза. Бой проходил в вертикальном маневре, и везде мелькали «Сейбры». Вот что рассказывал об этом бое его участник Вердыш Александр Прокопьевич: «Вылетел я тогда в составе 3-й АЭ ведомым у командира АЭ капитана Сучкова И.А. В наборе высоты на 6000 м на моем самолете отказал гидроусилитель элеронов, а тут на высоте 8000 м наша четверка была атакована восьмеркой F-86. Пользуясь плохой маневренностью моего самолета из-за отказа гидроусилителя элеронов, «Сейбры» зашли мне в хвост и подожгли мой самолет. Ведущий группы капитан Сучков приказал мне прыгать, что я и сделал... В этом бою сбили еще одного летчика 176-го полка ведомого капитана Плиткина А.А. старшего лейтенанта Есипко Алексея, и, со слов Анатолия Алексеевича Плиткина, произошло это так: «Мы провели тяжелый и неравный воздушный бой с большой группой F-86 и шли домой (горючее было на исходе). Вдруг перед самым нашим носом выскакивают «Сейбры». Стреляем по ним (может, и попали), они делают переворот, и вдруг вижу на левой плоскости всплески разрывов. Оглянулся, моего кунака (я так звал Есипко) нет. Вышел из-под атаки «Сейбров» и — на аэродром. По прилету доложил, что Есипко сбит. На следующий день он пришел, как и я в свое время и другие наши товарищи, цел и невредим. Это наше счастье, что у «Сейбров» на вооружении было мелкокалиберное оружие. Мой ведомый тогда катапультировался, а я привез в своем самолете в крыле 8 пробоин, но главное, все обошлось благополучно для нас обоих…Всего за 27 ноября корпусу было засчитано восемь самолетов противника при своих потерях в два самолета».
Американцы подтверждают потерю одного F-80C за номером 49-531: «звено из 4-х F-80C атаковано 18 МиГ-15, последний раз самолёт видели выполняющим пикирующим под углом 45 градусов, во время выполнения манёвра уклонения, место падения не зафиксировано».
28 ноября, даже добавлять ничего не нужно:
«В отражении очередного налета «Тандерджетов» из 136-го ИБАКР под прикрытием «Сейбров» приняла участие 324-я ИАД в полном составе и 523-й ИАП из состава 303-й ИАД. Вначале 18 экипажей 196-го ИАП, которых повел в бой командир полка полковник Пепеляев Е.Г., вступили в бой с 50 F-86 4-го ИАКР. Им помогали около двух десятков «мигов» из 523-го полка, которых повел в бой командир 303-й ИАД полковник Куманичкин А.С., а летчики 176-го ГИАП (18 экипажей) атаковали строй из 30 «Тандерджетов» в районе Эйдзю…В начале боя верхнее звено старшего лейтенанта Достоевского A.M. на высоте 11 000 м было атаковано шестеркой F-86 и вступило с ними в бой. Вскоре Достоевскому удалось сбить один «Сейбр», но, уходя из-под атаки другой пары «Сейбров» и набора скорости для вертикального маневрирования в бою, он перевел пару в пикирование. При выходе из пике оба «мига» были обстреляны парой «Сейбров». Самолет Достоевского был сбит, и он катапультировался…. Прикрывая инспектора по технике пилотирования дивизии майора Правоторова В.П., погиб его ведомый, старший лейтенант Герман Тимофеевич Шаталов, одержавший в небе Кореи 5 личных побед, — один из лучших летчиков полка. Он своим самолетом закрыл самолет командира. В процессе боя с 14 самолетами F-86 в 8 ч. 08 мин. в районе 10 км юго-западнее Ансю пара майора Правоторова была атакована 4 F-86. Самолет его ведомого капитана Шаталова получил повреждения управления, летчик катапультировался. При катапультировании летчик столкнулся с хвостовым оперением самолета и погиб… В ходе этого сражения летчики корпуса добились десяти побед: семь F-86 сбили летчики 196-го ИАП, еще два F-86 — 523-й полк и один F-84 — летчики 176-го ГИАП. Свои потери: два самолета и один летчик.»
Со стороны американцев в том бою был потерян один F-86№ 50-673, лётчик катапультировался, попал в плен.
2 декабря:
«…в этот день досталось и американцам. Согласно корпусным документам, только летчики 196-го ИАП сбили, отражая налет ИБА США, четыре F-84Е и два F-80. Кроме того, один F-86 сбили летчики 18-го ГИАП, его записали на счет подполковника Сморчкова А.П. В этот день летчики 303-й ИАД трижды вылетали на перехват самолетов противника, но для летчиков 17-го и 523-го полков все эти вылеты закончились без встречи с противником. Летчики 18-го ГИАП также совершили в этот день три боевых вылета, но только в третьем из них, который состоялся в третьем часу дня, летчики полка, прикрывая посадку летчиков 324-й ИАД, в районе аэродромов Аньдун и Мяогоу встретили группу «Сейбров» и провели с ними короткий бой, который закончился победой наших летчиков.»
Американцы признают потерю 1-го F-80C с номером 49-855, советские лётчики потерь не имели.
5 декабря, описание Сейдова полностью соответствует американской версии:
« … 5 декабря в отражении очередных налетов ИБА противника в район Ансю вновь участвовали все полки 303-й и 324-й дивизий. Летчиками полков было выполнено по три боевых вылета за день, и почти все с боями. Так, во время второго боевого вылета командир 196-го ИАП полковник Пепеляев Е.Г. рискнул повести свой полк за линию Пхеньян–Вонсан и столкнулся с большой группой штурмовиков F-80 на малой высоте. Атакуя попарно строй «Шутинг старов», они расстроили их боевые порядки и сбили три F-80. Но подошедшие «Сейбры» подловили и сбили на малой высоте самолет старшего лейтенанта Рыжкова Александра Дмитриевича, который погиб вместе с машиной. Александр Рыжков был ведомым командира полка Пепеляева Е.Г., с начала боевых действий полка воевал в составе 64-го ИАК и имел 4 личные победы в небе Кореи.... В другом бою в этот день участвовали летчики 176-го ГИАП и все три полка из 303-й ИАД. Они отбили утренний налет штурмовиков 136-й ИБАГ. Пока летчики 303-й ИАД дрались с «Сейбрами», летчики ударной группы в составе 22 «мигов» 176-го полка в районе Дзюнсен атаковали группу из 12 F-80 и 4 F-84. Штурмовики были вытеснены в залив, а командир полка полковник Вишняков С.Ф. сбил F-84. Это был F-84Е с № 49-2415, пилот которого погиб. Однако в бою с «Сейбрами» понес потери и 18-й ГИАП. Шестерка «мигов» из 2-й АЭ дралась с превосходящими силами противника, и в ходе боя был серьезно подбит самолет старшего лейтенанта Батурова А.И., и он стал выходить из боя. Пятерка товарищей надежно прикрывала его от атак «Сейбров», но при посадке на свой аэродром остановился двигатель подбитого «мига», и Батуров катапультировался, но не хватило высоты для наполнения купола парашюта, и летчик погиб. Американцы признают потерю в этом бою только одного своего F-84Е с № 49-2365, пилот которого Хорац Карман попал в плен.»
Стоит добавить, что в тот день китайские пилоты также столкнулись с F-86 и F-84, и сделали заявки на 4 американских самолёта, так что сбитый «Тандерджет», возможно, принадлежал вовсе не Батурову. Но поскольку на текущий момент это нельзя ни подтвердить ни опровергнуть, для удобства отнесём эту победу на счёт советских лётчиков.
В начале нового, 1952-го года, лётчики 64 ИАК провели несколько боёв с ИБА противника, но поскольку все они были с «Сейбрами» передового патруля, а по F-80 и F-84 «работали» китайцы (без результатов), то в выборку они не попали. Первое «результативное» столкновение американской ИБА произошло только16 января:
«16 января американцы вновь организовали налет своей ИБА в район «Аллеи “мигов”». Впереди они выслали крупный заслон из «Сейбров» 51-го ИАКР, за ними шли группы «Тандерджетов». В отражении этого напета участвовали обе дивизии корпуса. В первом утр
Нет комментариев