), Курск (Курской обл.), Брянск (Брянской обл.), Елец (Липецкой обл.), Железногорск (Курской обл.). По объёму выполняемых работ станция отнесена к станциям 1-го класса. Адрес: г. Орёл, улица Привокзальная, д. 1.
История строительства железной дороги
Железные дороги на территории нынешней Орловской области появились благодаря первому крупному проекту строительства и развития железнодорожной сети России в 1860-е годы. Автором проекта новых железнодорожных веток стал министр путей сообщения Павел Мельников. Для первоочередного строительства были предложены 4 ветки:
- Южная (Москва – Севастополь)
- Восточная (Орёл – Елец – Тамбов – Саратов)
- Западная (Орёл – Смоленск – Витебск)
- Юго-Восточная (Екатеринослав – Ростов-на-Дону)
Кроме того, предусматривался проект сооружения Юго-Западной магистрали по маршруту Одесса - Брянск. Предпосылками к такому грандиозному сооружению железных дорог стали необходимость быстрых товароперевозок и нужды военно-промышленного комплекса Империи. Средства для строительства были нужны не малые и они были получены оригинальным способом – от продажи Аляски США. По стечению обстоятельств Орловская губерния оказалась в центре будущих железнодорожных магистралей, и это было не случайно. Министр финансов Михаил Рейтнер ожидал от новых железных дорог увеличение экспорта, а как следствие – получение валютных средств на дальнейшее развитие. Орёл же являлся одним из крупнейших сельскохозяйственных центров страны, а имея железнодорожный путь для вывоза продукции, как подчеркивал известный историк Александр Корнилов, он должен был стать главным экспортным узлом страны.
21 мая 1864 года император Александр II подписал Указ о начале строительства первой очереди Южной дороги Москва – Орёл. Смета расходов на прокладку путей на разных участках магистрали даже по тем временам впечатляет. В черте Москвы каждая верста пути обошлась в 140 тысяч рублей, до Орла – 45 тысяч за версту, до Курска – 35 тысяч.
Имена строителей
В деле строительства дороги в Орле помог орловский предводитель дворянства Александр Васильевич Шереметев. Именно он был автором земской железной дороги Орёл – Витебск. Будучи настоящим патриотом, он не стремился обогатиться за счет строительства в отличие от других работников, что в итоге привело к его банкротству и разорению.
Орловско-Грязскую частную железную дорогу хотели строить как Елецкое, так и Ефремовское земства. Чтобы продлить железную дорогу от Ельца до Орла «железнодорожный король» Самуил Поляков выделил значительную финансовую помощь Елецкому земству. Свою лепту в строительство дорог внес и его брат Лазарь, который являлся учредителем и главным акционером Орловского коммерческого банка. Еще одним человеком, чей вклад в строительство железных дорог на Орловщине был неоценимым являлся Петр Ионович Губонин. Являясь потомственным каменщиком сначала он получал подряды на строительство мостов Московско-Курской железной дороги, а затем и целых магистралей, в частности, Орловско-Витебской и Грязе-Царицынской. Благодаря инициативе Губонина Брянский промышленный район Орловской Губернии получил сильный импульс развития. Губонин построил рельсопрокатный завод, начав с выпуска рельсов, а затем и подвижного состава, в том числе паровозов Ов. Интересно отметить, что первые рельсы, которые положили на пути от Орла до Ельца оказались плохого качества и очень ненадежными. Однако первый неудачный опыт пошёл предприятию впрок, и вскоре завод выпустил первую партию продукции отличного качества.
Начало движения
В 1868 году первый состав из Москвы прибыл на Орловский вокзал. По слухам дошедших до нас, первый поезд в Орёл в 1868 году привел машинист - англичанин. На весь путь потребовалось около 12 часов. Для второй половины XIX века это были небывалые скорости.
По мистическому совпадению в этот год в результате паводка была нарушена работа Орловской пристани – на то время главный канал отправки хлеба по Оке в Москву. Сама судьба указывала на железнодорожное будущее города. Потребовалось немало времени для перевода канала сбыта на железную дорогу, однако это способствовало быстрому развитию и укрупнению Орловского железнодорожного узла и полному прекращению судоходства по Оке. Строились служебные здания и инфраструктура. На станции Орёл - Товарный уже в конце века было 37 разных сооружений. Елецкий вокзал включал 34 разных объектов. Одновременно открылось движение поездов по линии Орёл - Витебск - Рига, связавшей Черноземье с прибалтийскими портами. В 1870 году железнодорожные пути протянулись из Орла на восток, через Елец и Липецк до Грязей, а позже до Царицына.
Вокзалы
Построенное здание Орловско-Витебского вокзала стало неотъемлемой чертой города, его символом. На дореволюционных открытках здание вокзала появлялось не реже, чем храмы, центральные улицы и другие достопримечательности. Писатель-орловец Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Жизнь Арсеньева» описал город Орёл и его вокзал.
Никто из Орловцев – классиков русской литературы, кроме Бунина, не отобразил с такими подробностями местную железную дорогу в своем творчестве.
Вместе со зданием Орловско-Витебского вокзала в 1868 году была построена мощная инфраструктура, локомотивное депо, корпуса которого сохранились до наших дней. Станция Орёл, тем временем, стала быстро превращаться в крупный транспортный железнодорожный узел. Позднее, в связи с продлением линии Брянск - Орёл на север, движение по этой ветке стало сквозным. Новый участок пути было решено проложить перед фасадом здания вокзала, отодвинув трамвайные пути. Островное расположение вокзала относительно путей сохраняется и по сей день. Нечетные платформы 1,3,5 располагаются с лицевой стороны главного здания, четные 2,4,6 - со стороны локомотивного депо.
Несбывшиеся планы
Судя по темпам строительства и планам будущих магистралей, Орлу было уготовано стать железнодорожной столицей европейской части России. Имея выход на Волгу, Юг, на Балтику и к Москве, Орёл в начале XX века должен был получить также прямой путь на Петроград и Ростов-на-Дону. Это в итоге создавало бы спрямленную до предела магистраль Петроград - Кавказ в объезд Москвы. В документах 1916 года дорога Орёл - Петроград значилась как уже строящаяся. Основным грузом для перевозок на ней планировался уголь Донбасса, а также продукты, хлопок, лес, машины, нефть. Планы строительства были уже так подробно просчитаны что были составлены структуры перевозок, себестоимости, нагрузки на каждый участок и экономию, какую даст новая ветка. Однако наступивший 1917 год помешал дальнейшему сооружению.
1917—1941
Советы, пришедшие к власти, сначала оценили масштаб и необходимость строительства линии Орёл - Ленинград и вернулись к нему уже в первое десятилетие после Октябрьской революции. Большевистская Россия, не имея более выходов к Балтике, устремила направления грузоперевозок к Ленинграду. Однако, начавшаяся гражданская война снова не дала продолжиться строительству. Интересен случай произошедший в 1919 году рядом с паровозным депо. В Москву из Харькова возвращался деятель революции Яков Свердлов. 7 марта 1919 года около 10 часов утра на станции Орёл поезд остановился, потому что Орловские железнодорожники забастовали и перекрыли движение. В губернском городе Советской России стоял голод. Доведенные до отчаяния голоданием своих семей и смертью близких железнодорожники Орла требовали Свердлова выйти к ним. Едва член ЦК вышел на платформу, из тысячной толпы в него полетели уголь и поленья для паровозов. Потеряв сознание, Свердлов упал на землю. Охрана завязала с толпой Орловцев драку. Уже больной к тому времени деятель революции Яков Свердлов через неделю 16 марта скончался в Москве. Его именем было названо то самое локомотивное депо Орла.
В октябре 1919 года станция, как и город, переходила под контроль белой армии Деникина. В течение недели на Орловских железнодорожных путях стояли бронепоезда «Иоанн Калита» и «Офицер». 17 октября 1919 года Орёл посетил командующий 1-м пехотным корпусом, генерал-лейтенант А.П. Кутепов, прибывший в город на паровозе. После гражданской войны для железнодорожного узла города Орла наступили тяжелые времена. В 1922—1923 гг. ликвидируется управление Орловско-Витебской дороги, а из-за уже построенного участка пути несвязанного с другими линиями в ходу появилось словосочетание «Орловский куст» Юго-Восточной железной дороги. На улицу выбросили не только явных бюрократов, но и сотни отличных специалистов. Однако количество Орловских железнодорожников на все рабочее население напоминало, что город является крупным железнодорожным узлом. Даже, когда в 1930-х Орёл стал всего лишь районным центром станция оставалась главным предприятием города.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев