р.)
в 1944г. окончила Оричевскую среднюю школу
в 1946г. окончила Кировский учительский институт
в 1946-1947г.г. преподаватель Оричевской средней школы
в 1947-1952г.г. преподаватель Истобенской средней школы
в 1952-1957г.г. преподаватель Камешницкой школы
в 1957-1978г.г. преподаватель Стрижевской Средней Школы-2
В 1984 году Надежда Ивановна написала письмо в музей Оричевской школы с воспоминаниями, которые она подробно и аккуратно написала на 4 листах школьной тетради для прописей(ниже). В конце сообщения было приписано, что она вложила старые школьные фотографии, а одна из них 10 класс 1944 года.
Родилась в селе Камешница Оричевского района в 1925 году. Там же училась в школе семь лет. В те годы довелось нам увидеть первый трактор, первую машину, первый самолет.
Кино тогда было только немое, показывали его в деревенской ограде. О радио, о телевизоре никто и понятия не имел-их еще вообще не было. В нашем селе первый радиоприемник появился только в 1952 году. Не было и электричества.
Вспоминая все это, поражаешься тому, какой огромный скачок в своем развитии сделала наша страна. В 1941-44 г.г. училась я в 8-10 классах Оричевской средней школы. Это были трудные военные годы. Школа тогда находилась в старом здании, которого уже нет. Главным учебным предметом у старшеклассников было военное дело. Много внимания уделялось строевой подготовке, все учились стрелять, разбирать и собирать винтовку, учили азбуку морзе. В 10 классе девушки получали специальность телеграфистки и санитарки.
Юноши уходили на фронт. Рядом со школой был госпиталь. Ребята часто ходили туда то с концертами, то просто помочь в чем-то раненым бойцам. Осень и лето работали в колхозе.
После окончания 10 класса в 1944 году поступила в Кировский пединститут, который в то время находился в городе Яранске(здание пединститута в Кирове было сдано под госпиталь). До Яранска добирались в кузове грузовой машины. Всю осень работали на уборке урожая и на заготовках леса.
Жить пришлось на частной квартире в холодной комнате. Света не было, поэтому вечерами мы зажигали маленькую коптилочку, сдвигали кровати к столу и прячась от холода под одеялами, читали лекции-готовились. А лекции были записаны на книгах между строчек, так как бумаги тогда не было. Обычно для записей мы покупали на рынке старые журналы.
Очень плохо было с питанием. В институтской столовой на завтрак обычно давали полкружки сырого турнепса, нарезанного кубиками и посоленного , а на обед в такой же кружке гороховый суп и кусочек хлеба величиной с детский кубик. Немножко поддерживали редкие посылочки из дома.
В конце зимы 1944 года институт из Яранска переводился обратно в Киров. Добирались кто как мог. Погрузив на санки свое скудное барахлишко, мы втроем отправились до ближайшей железнодорожной станции-85 километров.
И вот мы в Кирове. Ближе к дому, но домой попасть тогда было не так-то просто. Пассажирский поезд ходил редко(не каждый день), поэтому достать билет было просто невозможно. В течение года я сумела купить билет только один раз, да один раз съездила до Оричей на подножке поезда. Но после того, как сразу двое наших девчонок погибли, сорвавшись с подножки, мы уже так ездить больше не решались. Да и дома в те годы было очень трудно и голодно.
Каких только «лепешек» мы не ели в военные и первые послевоенные годы: и липовые, и крапивные, и клеверные, чуть-чуть сдобренные мукой. А лепешки из листа капусты и свеклы, ка более съедобные, мы называли «сдобой».
Да, всем тогда было трудно. Но все-таки хоть изредка были какие-то и радости. Особенно радовали всех успехи на фронте.
И вот радость Победы! Всеобщее ликование!
После окончания института я 32 года проработала учителем, преподавала русский язык и литературу в школах Оричевского района, из них почти половину в Стрижевской средней школе №2.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1