1 января 1937 г. начался первый этап всесоюзной переписи населения.
«Через 10 лет
Как и по всему Советскому Союзу день переписи населения на фабрике «Организованный Труд» был днем замечательных итогов, истекшие десять лет со дня первой всесоюзной переписи — срок в истории совершенно незначительный. Но какие невиданные изменения произошли за этот короткий срок в жизни рабочих фабрики! Десять лет назад несколько домишек, облепивших фабрику, едва ли можно было назвать поселком. А сегодня — множество больших и красивых двухэтажных домов, стройно выстроившихся вдоль главной улицы поселка, производят величественное впечатление. В прекрасных светлых и благоустроенных комнатах этих домов живут рабочие и служащие фабрики.
В 1926 году при поселке была лишь начальная школа и четыре учителя — теперь там средняя школа с количеством учащихся 768 человек, а учителей уже 27. Но и новая школа стала мала. Прирост детского населения прямо поразительный! Клуб, звуковое кино, библиотека, насчитывающая более трех тысяч томов, духовой оркестр, ясли, детский сад, баня, прачечная, инвалидный дом — прекрасный магазин и еще более замечательная больница с электролечением, ставшая в некотором роде сельской поликлиникой — таковы итоги роста поселка.
Вместе с ростом населения росли и люди, улучшалась с каждым годом их жизнь. Ткачиха Анна Ивановна Хромова в 1926 году жила в стареньком фабричном доме, жила тесновато и далеко не со всеми удобствами. Сегодня она с мужем и двумя дочерьми живет в большом двухэтажном доме, занимает квартиру из двух комнат с прихожей и кухней. А какая обстановка в ее квартире! Роскошное трюмо, стильные стулья, мягкий диван и многое другое. Муж у Анны Ивановны недавно купил баян за 1200 рублей и свой досуг он посвящает музыке — своему любимому занятию. Хорошо живет семья Хромовых! Но главное не в этом. Сама Анна Ивановна стала новым человеком. И это — безусловно самое разительное в том, что изменилось со времени первой переписи. Когда-то малограмотная, безвестная Анна Ивановна, сейчас на фабрике стала знатным человеком. С 1931 года она состоит в партии, окончила курсы красных директоров, сейчас лучшая стахановка фабрики.
«... Из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самим решающим капиталом являются люди, кадры» (СТАЛИН).
Семья рабочего фабрики Николая Максимовича Химанова в этом отношении представляет собой исключительно ценный капитал.
Все ближайшие предки Николая Максимовича были работниками физического труда — или ковыряли землю сохой, или продавали фабриканту свой труд, а потомки Николая Максимовича благополучно здравствующие сейчас, — его семь детей почти все являются работниками умственного труда. Старший сын Иван — бухгалтер, дочь Татьяна — член партии, окончила институт красной профессуры и сейчас работает в Переяславле в райкоме партии, вторая дочь Мария — тоже член партии, работает на фабрике хронометражисткой, сын Павел — член партии, ткацкий мастер, дочери Ольга и Антонина — комсомолки, обе учатся — Антонина в рабфаке, Ольга в Ленинграде оканчивает медицинский институт, третий сын Владимир тоже комсомолец, работает слесарем в механической мастерской.
— Столетиями стояла жизнь моих дедов и прадедов на одном месте, были они, просто говоря, рабами, каким был до Октябрьской революции и я, а вот теперь, когда проводится перепись, вспоминаю прошедшее. Я вижу, что только за последние десять лет при Советской власти у нас сделано больше чем за столетия в прежние времена, — говорит Николай Максимович переписчику, заполняющему переписной бланк.
М. Поль» («Знамя», 7 января 1937).
«Ответ на письмо меланжистов
На фабрике «Организованный труд» широко обсуждается письмо меланжистов ко всем текстильщикам. Партийный комитет и фабком организовали обсуждение письма на расширенном партийном собрании и пленуме заводского комитета.
Цеховые группорги, мастера и подмастера проверяют социалистические договора прошлого года и заключают договора на 1937 год.
В социалистических договорах между мастерами и подмастерами цехов записаны такие обязательства: тщательно просматривать и ремонтировать все ткацкое оборудование, как решающее звено в выполнении и перевыполнении производственного плана; в течение января и февраля на фабрике установить триста ламелевых приборов.
Начальники цехов и мастера обязались помочь ткачихам бистро освоить технику работы ламелевого прибора.
Начальники цехов и технические руководители фабрики заключают индивидуальные договора и берут на себя обязательство поставить техническое руководство цехом на такую высоту, которая, обеспечит выполнение плана досрочно.
Руководители фабрики совместно с общественными организациями и рабочим коллективом сейчас обсуждают договор на социалистическое соревнование с фабрикой «Пионер» («Знамя», 14 января 1937).
«На лыжах в противогазах
Районный совет Осоавиахима организует в ближайшее время несколько лыжных переходов, которые будут отличаться от обычных переходов тем, что участники их проделают весь путь в противогазах. Сейчас проходит тренировка команд.
Лучше других подготовились к лыжному переходу в противогазах осоавиахимовцы с фабрики «Организованный труд». Здесь отобрано 15 лыжников-оборонников, которые на-днях выходят по маршруту Владимир—Ковров. В команде много стахановцев, несколько девушек. В пути они проведут беседы с колхозниками о значении оборонной работы и физкультуры» («Знамя», 14 января 1937).
«НИКОМУ НЕ ОТДАДИМ НАШИХ ЗАВОЕВАНИЙ
(Резолюция 800 рабочих и работниц фабрики «Организованный труд»)
Рабочие, работницы, инженеры, техники и служащие фабрики «Организованный труд», заслушав сообщение о приговоре Верховного Суда, с чувством неизмеримого гнева, гадливости и презрения упоминают имена проклятых троцкистских выродков Пятакова, Радека, Серебрякова, Сокольникова и других агентов фашизма, торговавших нашей родиной по заданию Иуды Троцкого.
Эти взбесившиеся собаки ставили своей целью уничтожить СССР и восстановить в нашей стране капитализм. Они хотели вернуть нас к рабству, превратить нашу страну в колонию фашистских государств. Это они, трижды проклятые душегубцы, убивали рабочих и красноармейцев. Это они убили пламенного большевика Сергея Мироновича Кирова. Изменники, вредители, шпионы, диверсанты, троцкистские псы пытались поднять руку на самое дорогое — на любимого всем человечеством товарища Сталина и его верных соратников.
Гнусная, омерзительная кучка троцкистских бандитов получила заслуженное возмездие со стороны пролетарского правосудия. Вынесенный приговор является приговором всех трудящихся нашей страны.
В ответ на подлые происки врагов социалистического государства еще теснее сплотимся вокруг коммунистической партии, вокруг любимого вождя товарища Сталина. Удесятерим бдительность. Наших завоеваний, добытых кровью, никому не отдадим. По первому требованию партии и правительства встанем на защиту родины.
Еще ярче раздуем пламя великого стахановского движения. Развернув еще шире социалистическое соревнование, будем добиваться досрочного выполнения годовой производственной программы — к первой годовщине утверждения Сталинской Конституции.
Да здравствует наша родная коммунистическая партия Ленина—Сталина!
Да здравствует мудрый вожатый народов Иосиф Виссарионович Сталин!» («Знамя», 1 февраля 1937).
«На «Организованном труде» политагитацией не руководят
Роль большевистской агитации и пропаганды неизмеримо велика. Посредством политической агитации и пропаганды партия воспитывает массы в духе большевизма. Через большевистскую агитацию партия мобилизует рабочие и крестьянские массы на построение коммунистического общества.
Но не везде еще хорошо поставлена большевистская агитация. Часто агитационная работа не удовлетворяет запросов рабочих масс. Взять, например, фабрику «Организованный труд». Здесь агитационная работа поставлена крайне неудовлетворительно, в частности, читка газет в цехах, в красных уголках не проводится.
В ноябре прошлого года партийный комитет выделил 27 агитаторов. После одного семинара агитаторов больше не собирали и никто их работой не интересовался. В результате этого в цехах, общежитиях и красных уголках политическая агитация почти прекратилась. Агитаторы Девяткин, Конушкин, Сурков и другие к выполнению порученного дела совсем не приступали.
Особенно много возникает у рабочих вопросов по новой советской Конституции, но партийный комитет почему-то изучение и разъяснение Конституции и доклада товарища Сталина на Восьмом Чрезвычайном Съезде Советов прервал.
- Мы проведи семь занятий, устраивали лекции, проводили беседы и считаем, что этого достаточно. Наши рабочие Конституцию знают хорошо,— заявляет работник парткома тов. Лещина.
А на самом деле? Коммунисты Полякова, Ульянова и Иванов не смогли показать на географической карте территории одиннадцати Советских Социалистических Республик. Член партии Борисова не усвоила даже общественного устройства советского государства, не знает истории советской конституции.
В течение трех месяцев рабочие не видели ни одного номера стенных газет. Последний номер общефабричной газеты вышел в начале ноября прошлого года. Бывший редактор фабричной стенной газеты тов. Карзанова в декабре уехала с фабрики, а нового редактора партийный комитет еще не выделил. Редакторы цеховых газет Емельянов и Никитин в течение всего 1936 года не выпустили ни одного номера. Больше пяти месяцев не выходит газета в цехе № 1. Редактор газеты «Голос пожарного» Иванов желает работать с газетой, но ему в этом никто не помогает. Даже бумаги, красок для выпуска газеты ему не дают.
Агитация воспитывает у рабочих высокую революционную бдительность, готовность упорно бороться за выполнение производственной программы — это нужно понять руководителям парткома фабрики «Организованный труд».
А. Ларионов» («Знамя», 4 февраля 1937).
«Окончили школу малограмотных
На днях на фабрике «Организованный труд» состоялся выпуск рабочих, окончивших школу по ликвидации малограмотности. Всего выпущено 23 человека. Большинство учащихся окончило учебу с «отличными» и «хорошими» отметками. Премированы 6 человек: Логунова, Дубровина, Минеева и другие.
Все окончившие школу изъявили желание продолжать учебу дальше. Сейчас они будут учиться в стахановской школе.
И. Рунов» («Знамя», 12 февраля 1937).
«Лучше подбирать партийные кадры
На высоком уровне большевистской самокритики прошло собрание коммунистов фабрики «Организованный труд». После отчетного доклада Гаврилова о работе городского комитета, развернулись оживленные прения. Оргтрудовцы глубоко и по-деловому критиковали недостатки и ошибки в работе горкома.
Алексеева, Тюльков и другие указали, что парторганизация фабрики «Организованный труд» продолжительное время работала очень плохо. Коммунисты не занимали авангардной роли в производстве, не повышали свои политические знания и не вели воспитательной работы с беспартийными рабочими. Об этом хорошо было известно горкому партии, но он до последнего времени не обращал внимания.
Больше того, горком допустил большую ошибку, рекомендовав секретарем парткома Сокова, не изучив его, не проверив способность его руководить парторганизацией. В результате этого, вместо оживления партийно-массовой работы, Соков окончательно ее развалил. И только после этого горком серьезно взялся за оздоровление руководства и всей политической работы на фабрике «Организованный труд».
Собрание признало работу горкома удовлетворительной. Вместе с этим отметило недостаточное руководство низовыми парторганизациями.
И. Рунов» («Знамя», 15 февраля 1937).
«Рабочий поселок в трауре
Скорбная весть о смерти славного большевика-ленинца Григория Константиновича Орджоникидзе, горячо любимого всеми трудящимися, быстро облетела цеха и квартиры рабочих фабрики «Организованный труд».
Корпуса фабрики, улицы поселка оделись в траур.
В перерывы, вечером во всех цехах состоялись многолюдные траурные митинги.
«Образ Григория Константиновича вечно будет жить в нашей памяти. Сталинский стиль руководства, забота о живых людях, знание дела — ушедшего от нас большевика служат для нас примером, как надо бороться за построение коммунизма. Прощай наш любимый Серго!» — сказали 1300 рабочих, инженерно-технических работников и служащих фабрики «Организованный труд».
Вчера, в день похорон товарища Орджоникидзе состоялось траурное заседание общественных организаций поселка и фабрики» («Знамя», 18 февраля 1937).
«Коммунисты повышают свою грамотность
2 часа дня. В партийном кабинете фабрики «Организованный труд» проходит занятие. Сюда собрались малограмотные члены и кандидаты партии и сочувствующие.
— Все ли вы, товарищи, решили, заданные на дом задачи? — спрашивает руководительница кружка Шубина.
Большинство слушателей дает утвердительный ответ.
Только два члена партии — Борисова и Иванова заявили, что они с заданием не справились.
Шубина вызвала к классной доске слушательницу Ульянову, которая справилась с уроком, и предложила ей подробно показать на доске весь ход решения задач.
Объяснения Ульяновой четки и понятны.
Слушатели задают педагогу несколько вопросов, на которые Шубина дает подробные ответы. Потом она переходит к объяснению следующей темы занятия.
Так, изо дня в день 38 коммунистов фабрики «Организованный труд» упорно ликвидируют свою малограмотность, повышают свой общеобразовательный уровень. Они стремятся к тому, чтобы овладеть знаниями, уметь четко писать, читать, самостоятельно разбираться в произведениях классиков марксизма-ленинизма и в художественной литературе.
Общеобразовательная школа на фабрике «Организованный труд» работает хорошо. Коммунисты Максимова, Кузьмина, Ильина и другие за 4 месяца учебы значительно подняли свою грамотность. В начале учебы они делали в диктанте по 30—40 ошибок. Сейчас они допускают только 5—7 ошибок. Они научились хорошо читать, усвоили 4 арифметических действия, стали разбираться в географической карте. Школа привила им вкус к чтению газет, художественной литературы.
Некоторые члены партии, кандидаты и сочувствующие, например, Ульянова, Иванов, раньше не посещали фабричную библиотеку. Теперь они активные подписчики, аккуратно берут книги, читают их и даже организуют коллективные читки. Активнее стали коммунисты выступать на групповых, общефабричных партийных собраниях, активнее участвуют в партийной жизни и лучше выполняют партийные поручения.
Общеобразовательная школа помогла коммунистам и в развертывании политической работы среди беспартийных. Ткачихи — коммунистки Максимова и Ульянова стали проводить беседы в бригадах, рассказывать рабочим, что нового в газетах, они привлекают беспартийных работниц к учебе, чтению газет и книг.
В парторганизации фабрики «Организованный труд» имеется до 60 малограмотных членов и кандидатов партии. Партийная организация раньше грубо нарушала указания ЦК ВКП-б о повышении знаний коммунистов. Не считаясь с грамотностью коммуниста, партком механически прикреплял малограмотных и неграмотных коммунистов в кружки по изучению истории партии, где малограмотные товарищи не усваивали программу.
— Правильно поступил парткомитет,- говорит член партии тов. Иванов, — что организовал для нас общеобразовательную школу. Политучеба в этой школе у нас идет куда лучше!
Однако следует отметить, что партийный комитет, профсоюзная организация не всегда достаточно и своевременно оказывают практическую помощь коммунистам в учебе. Коммунистов - слушателей общеобразовательной школы часто переводят из одной смены в другую, из-за чего не изжиты еще пропуски уроков. Некоторые коммунисты имеют грудных детей. Эти товарищи не имеют возможности посещать школу вечером, а детясли в это время не работают. Не хватает учебников по географии, нет тетрадей, очень часто помещение, где занимается школа, не отапливается.
Все эти недостатки влияют на качество учебы. Партком должен немедленно создать все условия для более продуктивной учебы коммунистов.
Ларионов» («Знамя», 23 февраля 1937).
«Организована стахановская школа
В январе на фабрике «Организованный труд» организовалась стахановская школа. С 5 февраля начались регулярные занятия. 53 рабочих и работниц обучаются в школе мастеров социалистического труда. Среди них знатные стахановки-ткачихи фабрики: Васильева, Егорова, Хромова, Самсонова, Николаева, Андреева и другие.
В техническом кабинете выделена специальная комната со всем необходимым оборудованием для занятий школы, подобраны хорошие преподаватели. Занятия проходят один раз в пятидневку.
Учащиеся школы обеспечены учебниками, как по специальному вопросу, так и по предметам: русский язык, математика, география и новая Конституция.
И. Рунов» («Знамя», 23 февраля 1937).
«К работнице фабрики «Организованный труд» А.И. Аверьяновой пришла неизвестная цыганка и после короткого знакомства, узнав, что Аверьянова подает в суд на своего бывшего мужа, предложила ей свои услуги: «приворожу, все будет на твоей стороне». Для этого цыганке нужны были вещи. Суеверная женщина приняла предложение гадалки и охотно отдавала ей свои вещи, сначала мелкие, которые цыганка возвращала, а затем — крупные. Аверьянова отдала несколько пальто, шелковые платья, подушки, простыни, платки, обувь, одеяло и много других вещей. Обманув доверчивую Аверьянову, цыганка скрылась. Ее разыскивают» («Знамя», 23 февраля 1937).
«Торфпредприятие «Долгая лужа» находится в 8-9 километрах от Владимира. Это предприятие в прошлом сезоне заготовило 13500 тонн топлива. 9000 тонн из них предназначены для учреждений и предприятий города, а остальные для фабрики «Организованный труд» («Знамя», 26 февраля 1937).
«На фабрике «Организованный труд» во время перерывов рабочие активно читают обращение донбассовцев. Стахановцы фабрики приняли решение:
— Включаясь в вахту памяти товарища Орджоникидзе, мы должны вывести нашу фабрику в число передовых предприятий треста.
***
Забытый участок
Транспорт для предприятия имеет большое значение. От того, насколько своевременно он перебрасывает грузы, зависит бесперебойная работа предприятия. А вот на фабрике «Организованный труд» не обращают должного внимания на рабочих автотранспорта. Этот участок выпал из поля зрения фабкома.
О рабочих транспорта плохо заботятся хозяйственники. Профорганизация не добивается выполнения кодекса закона о труде. Например, грузчики всю зиму работают без спецодежды.
Всего в автотранспорте занято до 50 человек. Массово-воспитательная работа с ними не ведется. За всю зиму не было проведено ни одной беседы по вопросам, волнующим рабочих.
Социалистическое соревнование не развернуто. И не мудрено, что машины в ремонте простаивают вдвое больше нормы.
***
Заброшенный каток
В поселке рабочих фабрики «Организованный труд» есть каток. Никто за ним сейчас не следит. Каток запущен и не расчищается от снега.
Рано фабричные организации сняли с себя заботу о катке» («Знамя», 29 февраля 1937).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев