Российский певец, поэт и композитор Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде (Санкт-Петербург).
Его родители были врачами, отец во время Великой Отечественной войны служил фельдшером в артиллерийском дивизионе, войну закончил в звании капитана.
Александр Розенбаум начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, впоследствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки. Первым аккордам игры на гитаре его научил сосед, известный гитарист Михаил Минин.
В юности Александр Розенбаум профессионально занимался боксом.
После окончания средней школы пошел по стопам родителей и поступил в Первый Ленинградский медицинский институт (ныне Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова), который окончил в 1974 году, получив диплом врача-терапевта общего профиля по специализации "анестезиология-реаниматология".
С 1974 года работал анестезиологом-реаниматологом на первой подстанции скорой помощи в Ленинграде.
Первые песни Александр Розенбаум начал писать в старшей школе. Одними из первых были песни о любви ("Дым любви", "Подоконник", "Теплый ветер лета"), о войне ("Звездопад", "Дай мне минуту"), а также о родном городе ("Песня о Ленинграде"). Одна из песен, исполненная первокурсником Розенбаумом на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.
С 1972 года по 1977 год музыкант играл на гитаре, клавишных и пел в легендарной самодеятельной ленинградской рок-группе "Аргонавты".
В 1980 году Александр Розенбаум оставил медицину и стал выступать на профессиональной сцене. Он играл в рок-группе "Пульс", был музыкальным руководителем ансамбля "Шестеро молодых" Саратовской филармонии, работал в ансамбле "Поющие гитары" Ленконцерта.
14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского в Ленинграде Розенбаум дал свой первый сольный концерт.
Известность певцу принес "одесский цикл" песен, их герой – классический образ одесского бандита, составленный по мотивам "Одесских рассказов" Исаака Бабеля.
Ряд ранних песен Розенбаума также связан с работой врача.
Творчество Александра Розенбаума характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века ("Романс генерала Чарноты"), цыганским темам ("Песня коня цыганских кровей", "Ах, если было бы можно...") и казачеству ("Казачья", "Кубанская казачья", "На Дону, на Доне"), философской лирике ("Вещая судьба").
Санкт-Петербургу посвящены песни "Прогулке по Невскому", "Придет пора", "Лиговка", "Ночь на Васильевском", "Ночной полет", "Тополиный пух" и др.
Среди наиболее известных песен Розенбаума – "Вальс-бостон", "Бабий Яр", "Налетела грусть", "Вальс на Лебяжьей канавке".
Особое место в его творчестве занимает военная тема, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной ("Я часто просыпаюсь в тишине", "Проводи-ка меня, батя, да на войну...") и войной в Афганистане ("Дорога длиною в жизнь", "Караван", "Мы вернемся", "Монолог пилота "черного тюльпана"). Розенбаум неоднократно выступал в расположениях советских воинских частей в Афганистане.
В феврале 2016 года он выступил с концертом перед российскими военными на авиабазе "Хмеймим" в Сирии.
Всего Александр Розенбаум написал более 800 песен и стихов.
За время сольной карьеры он выпустил свыше 30 альбомов: "Домашний концерт" (1981), "Памяти А. Звездина-Северного" (1982), "Посвящение посвящающим" (1983), "Мои дворы" (1986), "Эпитафия" (1986), "Нарисуйте мне дом" (1987), "Гоп-стоп" (1993), "Розовый жемчуг" (1995), "Июльская жара" (1997), "Настоящий солдат" (2001), "Старая гитара" (2001), "Странная жизнь" (2003), "Попутчики" (2007), "Мечта блатного поэта" (2009), "Рубашка нараспашку" (2010), "Берега чистого братства" (2011), "Метафизика" (2015), "Ритм лю Блюз" (2020) и др.
Комментарии 9
Амур ей подмигнул — и был таков.
Куда ни плюнь — везде сплошные МАЧО,
А очень не хватает МУЖИКОВ!
Одет с иголочки, подтянут и накачен,
Да так, что не сгибается рука,
Изысканная речь — ну чистый МАЧО,
А хочется послушать МУЖИКА!
В Чечне недавно вышла незадача:
В один из, не скажу каких, полков
Приехали служить четыре МАЧО,
А командиры ждали МУЖИКОВ.
Солдаты — не пойму, какой — удачи,
С банданами поверх тупых голов,
С чеченками вели себя, как МАЧО…
Подставили пол-роты МУЖИКОВ…
Их вытащили. Ну, а как иначе?
Бросать своих у наших не с руки.
В родную часть уделавшихся МАЧО
Доставили простые МУЖИКИ.
Я не люблю козлов, а петухов — тем паче,
У них один с павлинами язык.
И тот, кто держит на Руси себя за МАЧО,
По жизни — сто процентов — НЕ МУЖИК !!!
Александр Розенбаум
И не бойся, простудившись, заболеть.
Возраст — это понимание любви
Как единственного чуда на земле.
Я живу, судьбу свою кляня,
Не желая для себя судьбы иной.
Возраст — это размышление о днях,
Проведённых за родительской спиной.
За столом моим разнузданный портвейн
Превратился в респектабельный кагор.
Возраст — это радость за друзей,
Не сумевших превратиться во врагов.
Верно ли сумели мы прочесть
Десять фраз, оставленных Христом?
Возраст — это стоимость свечей,
Превышающая стоимость тортов.
Кто ты есть? Чего в себе достиг?
Чей ты друг и кто твои друзья?
Возраст — это приближение мечты
В окончании земного бытия.
А смерть, конечно, человечество страшит,
Но какие там у нас года!
Возраст — это состояние души,
Конфликтующее с телом… иногда.
Александр Розенбаум
От щедрости щедреют,
Но удивительный народ —
Чем больше Гулливер дает,
Тем лилипуты злее!
И вот подумал наш матрос:
«За что ж я здесь страдаю?
Быть надо с теми, кто мой рост Нормально понимает.
Им буду петь о чем хочу,
И пить коньяк и вермут.
И будут всем нам по плечу,
И станут всем нам по плечу
Любовь и Гулливерность!»
Александр Розенбаум
За что вы любите мужчин?- Спросил я женщину в саду. За мудрость вспаханных морщин
— Она ответила, вздохнув, — За буйный гнев и добрый нрав,
За то, что он всегда не прав. За то, что засыпает с ней, А бережет моих детей.
За то, что сыплю перец в щи,
— За это я люблю мужчин. А вы за что любили нас?- Спросила женщина смеясь. Я долго думал и сказал: За то, что знал вас и не знал.
Александр Розенбаум
Улица пуста, дождь на мостовой.
Мне бы оборвать лист календаря
И в очереди встать за другой судьбой.
Как-нибудь где-нибудь с кем-нибудь,
Долгожданный встречая рассвет,
Закуси на мгновенье губу
От обиды за то, что попала не в цвет,
Оттого что гривастый табун
Кроме снов ничего не принёс
Как-нибудь где-нибудь с кем-нибудь
Не стыдись своих слёз, своих слёз.
Бар давно закрыт, у его дверей
Тень мою трамвай задавил.
Ветер вены вскрыл небу в сентябре,
Чуть солоноват вкус любви.
Как-нибудь где-нибудь с кем-нибудь
У раскрытого настежь окна
Посмотреть в облака не забудь
Где-то там в кучевых вдруг порвётся струна
И упрямая чёлка на грудь
Упадёт, прикоснувшись к душе,
Как-нибудь где-нибудь с кем-нибудь
Без меня хорошей, хорошей.
Спит ночлежный дом с надписью «Отель»
Милиционер смотрит вслед.
В тёплом доме том холодна постель
От Наташ да Вер счастья нет.
Как-нибудь где-нибудь с кем-нибудь,
Разговаривая ни о чём,
На два шага левее чуть-чуть
Отойди и чужое увидишь плечо.
П...ЕщёКругом голова, фонари горят,
Улица пуста, дождь на мостовой.
Мне бы оборвать лист календаря
И в очереди встать за другой судьбой.
Как-нибудь где-нибудь с кем-нибудь,
Долгожданный встречая рассвет,
Закуси на мгновенье губу
От обиды за то, что попала не в цвет,
Оттого что гривастый табун
Кроме снов ничего не принёс
Как-нибудь где-нибудь с кем-нибудь
Не стыдись своих слёз, своих слёз.
Бар давно закрыт, у его дверей
Тень мою трамвай задавил.
Ветер вены вскрыл небу в сентябре,
Чуть солоноват вкус любви.
Как-нибудь где-нибудь с кем-нибудь
У раскрытого настежь окна
Посмотреть в облака не забудь
Где-то там в кучевых вдруг порвётся струна
И упрямая чёлка на грудь
Упадёт, прикоснувшись к душе,
Как-нибудь где-нибудь с кем-нибудь
Без меня хорошей, хорошей.
Спит ночлежный дом с надписью «Отель»
Милиционер смотрит вслед.
В тёплом доме том холодна постель
От Наташ да Вер счастья нет.
Как-нибудь где-нибудь с кем-нибудь,
Разговаривая ни о чём,
На два шага левее чуть-чуть
Отойди и чужое увидишь плечо.
Прошлой жизни вернуть ворожбу
Никогда никому не дано.
Как-нибудь где-нибудь с кем-нибудь
Всем нам быть суждено, суждено
Прошлой жизни вернуть ворожбу
Никогда никому не дано,
Как-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь
Всем нам быть суждено, суждено.
Александр Розенбаум