создавать репутацию (=имидж= мнение)
«Я – ВАШ ИМИДЖМЕЙКЕР
И ГОТОВ ПОМОЧЬ
СФОРМИРОВАТЬ
ВАШ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ИМИДЖ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРОФЕССИОНАЛА
1. Кто они такие –
имиджмейкеры?
2. Что такое «имидж»?
3. "А зачем мне
нужен этот имидж?"
4. Каким бывает имидж?
5. Имиджформирующая
информация – основа создания мнения о моем клиенте
6. Виды
имиджформирующей информации
7. Как вы до сих пор
формировали мнение о себе, или Два вида имиджформирующей информации
8. Что такое сознание?
9. Подсознание – как
это понимать?
10. «Люди с нами
поступают так, как мы им позволяем» – правда ли это?
11. «Почему меня не
любят собаки?»
12. Как кроха его
«вычислила»…
13. Так правда ли, что
с нами поступают так, как мы им позволяем?
14. Как стереотипное
поведение может выдать нежелательные установки…
15. Как у людей
формируется мнение о Вас, или О двух способах восприятия информации
16. «Я не знаю, почему
у меня такое мнение о нем…»
17. Как
подсознательная информация может влиять на возникновение мнения.
18. Как
подсознательная информация может стать осознанной
19. Так возникает
чувство-мнение.
20. Притча о зонтике
или люди не любят говорить «не знаю»
21. Он и не знал,
почему голосовал за Лебедя.
22. Промежуточное
резюме
23. Основная стратегия
формирования мнения о себе
24. Что же нами
управляет: наше сознание или наше подсознание?
25. Производственный
навык – тот же «автопилот»?
26. Формируем ваш
имидж или ваши имиджи?
ЧАСТЬ П.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА МОЕГО КЛИЕНТА
1. Ваша внешность как
источник мнения о вас, или о вашем габитарном имидже
1.1. «Он выглядит на
1000 долларов!»
1.2. Идентификационная
функция одежды, или Как, когда и под кого одеваться
1.3. Зачем Немцов
надевал шахтерскую робу?
1.4. Почему так
одеваются в престижном банке, или «Правда ли, что Вас заботит имидж Вашей
фирмы?»
1.5. Притча «О
платьице в горошек»
1.6. «Делом ли мы с
Вами занимаемся?», или Не приходите на деловую встречу в «платьице в горошек»
1.7. Зачем нужен этот
макияж?
1.8. Зачем женщины
красят губы?
1.9. Зачем
аристократки забеливали румянец?
1.10. Основные
психологические принципы применения макияжа
1.11. «Бородатых в
эфир пускать не велено!», или Как обычная прическа формирует имидж человека
1.12. А теперь – о
кольцах-браслетах…
1.13. Курить – имиджу вредить
2. Несколько слов об
«овеществленном имидже»
3. Средовой имидж – из
чего и как?
3.1. «Когда он приехал
на «Москвиче», я невольно подумал…»
3.2. …пойдем теперь в
ваш кабинет.
Отступление. Как
Ельцин и Масхадов спорили за место за столом переговоров
4. Слова, слова,
слова… или О вашем вербальном имидже
4.1. Ваше слово – ваш
интеллект?
4.2. Интеллектуальный
коэффициент – у кого сколько?
4.3. Вербальный IQ и
вербальный имидж
4.4. Правда ли, что
молчание – золото? Имиджмейкер говорит: «правда»
4.5. Разговаривать, а
не говорить или об имидже Жириновского
4.6. Вы помните, как
зовут Жириновского и Анпилова?
4.7. Язык мой – враг
мой, или О том, как Ельцин сублимировал влечение к «ты-обращению»
4.8. Несколько слов о
влиянии паравербальной информации на Ваш имидж
4.9. Ваш имиджмейкер
советует: не представляйтесь «в ладошку»
4.10. Почему «не
читай, как пономарь»?
4.11. Вербальный
имидж: резюме
5. Ваш кинетический
имидж: каков он есть, каким он будет?
5.1. Что есть
кинетический имидж?
5.2. Психотехнология
блокировки «плохой» кинетики
5.3. Психотехнология
презентации «нужной»кинетики
5.4. Положение головы
в пространстве, или О том, как голова может выдать вас «с головой»
5.4.1. «Голова
агрессора»
5.4.2. Почему ему
нравится «голова агрессора»?
Отступление. Шутка как
сублимация запретной правды.
5.4.3. Уберите «голову
агрессора»!
5.4.4. Найдите
агрессора на телеэкране
5.4.5. Почему мы такие
агрессивные
5.4.6. Продолжим наш
тренинг
5.4.7. «Голова
властелина» – нужно ли это Вам?
Отступление. Две
стратегии формирования нового «духа»
5.4.8. «Голова
внимающего», или О «голове», которая почему-то хороша для всех
Отступление.
Подсознание и сознание – кто кого?
Отступление.
Парламентский кризис-93 в психоаналитическом зеркале
5.4.9. «Голова
президента» – когда хорошо, а когда – не очень
Отступление. Имидж М.
Горбачева в зеркале политической психологии
Отступление. Как
«голова» Чубайса чуть не спутала мне все карты!
5.4.10. …И еще об
имиджформирующей голове
5.4.11. «И не повернув
головы качан, И чувств никаких не изведав…»
5.5. Положение корпуса
в пространстве
Отступление. «Мне так
удобно сидеть» – что бы это значило?
5.6. Имиджформирующая
функция кинетики лица. Взгляд
5.7. Имиджформирующая
функция кинетики лица. Мимика
Отступление. что такое
психологическая контрактура?
5.8. «Дозируем
улыбку!» – или о том, как Немцов перестал постоянно улыбаться
5.9. Положение рук в
пространстве, или Делайте свой имидж своими собственными руками
5.10. Блокируйте
информацию об агрессивности
5.11. Положение ног в
пространстве, или Ноги – они ведь тоже могут выдать с головой!
5.12. Какую дистанцию
соблюдать, или Об имиджформирующей функции психологического пространства
ВМЕСТО РЕЗЮМЕ
ПЕРСОНАЛИИ
ЧАСТЬ 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРОФЕССИОНАЛА
1. КТО ОНИ ТАКИЕ – ИМИДЖМЕЙКЕРЫ?
Итак, заглавием этой
книги – «Я – Ваш имиджмейкер» – автор делает своему читателю предложение стать
его личным имиджмейкером. И все бы было хорошо, если бы все мои потенциальные
читатель однозначно понимали, что такое «имиджмейкер», точнее, кто такие
имиджмейкеры?
Вопрос естественен,
поскольку когда автор задавал этот вопрос своим слушателям (автор – профессор
психологии Российской правовой академии Министерства юстиции РФ), то
съехавшиеся со всех концов нашей страны слушатели давали, порой, весьма
разнообразные (и нередко своеобразные) толкования этого слова «имиджмейкер». А
некоторые так прямо и говорили: «Слышать такое слово слышал, а вот объяснить
словами не могу».
Оно и понятно. Этот
термин «имиджмейкер» (равно как и термин «имидж», о чем речь впереди) появился
в нашем российском лексиконе где-то в середине 90-х годов. Но и до сих пор у
нас еще нет академических учебных заведений, где бы готовили
профессионалов-имиджмейкеров. Но зато у нас есть прекрасный опыт работы
имиджмейкеров, и я расскажу Вам о нем.
А дело было в 1996
году, который для нашей страны был очередным «переломным» – годом выборов
президента страны.
И вот представьте
себе: январь 1996-го, начало избирательной компании. На старте почти дюжина
кандидатов в президенты. И был среди них один такой кандидат, у которого имидж
был – хуже не придумаешь: у него рейтинг был всего-то пять процентов. А это
значит, что на выборах голосовало бы «за» него только 5%, а против –
практически все остальные. То есть идти на выборы с таким имиджем – просто
смертоубийственно: провал обеспечен на сто процентов. И тогда, сообщают
знающие, этому кандидату в президенты из Соединенных Штатов Америки выписывают
профессиональных имиджмейкеров. Приезжают они и начинают работать с этим
кандидатом, начинают учить его и его окружение как сделать имидж таким, чтобы
за него проголосовало больше, чем за других. Всё делалось в строжайшей тайне;
просочилось в печать – моментально опровержение: «Нет у нас никаких
имиджмейкеров». И вот наступил конец мая 1996-го; у этого кандидата в
президенты рейтинг – пятьдесят процентов. То есть даже по американским меркам
поднять рейтинг в 10 раз всего за пять месяцев – это блестящий результат! И
стал – с таким-то имиджем – этот кандидат, Б.Ельцин (а именно о нем и речь)
президентом, победив своих соперников. А позже, как бы отдавая дань
профессионалам-имиджмейкерам, он своим Указом ввел в своей Администрации
должность имиджмейкера Президента, назначив на эту должность свою дочь Татьяну
Дьяченко (ныне Юмашеву). Вот какой действительно уникальный, а главное –
положительный – был в нашей стране опыт работы имиджмейкеров.
Итак, имиджмейкер –
это специалист (среди наших, отечественных, это, как правило,
переквалифицировавшиеся профессиональные психологи), который занимается тем,
что формирует (и помогает формировать) имидж своего клиента.
Вот и Ваш автор, он
готов помочь Вам, своему читателю, формировать его профессиональный имидж. И
если Вы, дорогой мой читатель, взяли в руки эту книгу, стали ее читать, то есть
вероятность, что и Вам тоже нужен имиджмейкер, как и многим моим слушателям в
Академии, когда я их об этом опрашиваю (« А Вам нужен был бы имиджмейкер?»). А
спрашиваю я об этом потому, что вот сидит у меня на последнем ряду слушатель, и
даже не подозревает, что сейчас, в эту минуту, он, помимо своей воли, формирует
свой отрицательный имидж, создает о себе отрицательное мнение. И главное – сам
того не ведает, как не ведает о том же сидящая двумя рядами ближе
слушательница, которая тоже подсознательно создает о себе негативную оценку,
как и тот слушатель, что справа от меня, как и другой, который… Потом, когда
они узнают, как это они так умудряются создавать о себе у других людей вовсе не
положительное, а отрицательное мнение, они с жадностью впитывают в себя эту
информацию. Оно и понятно: кто же хочет формировать о себе негативное мнение,
даже непроизвольно (тем более – непроизвольно!). И им, конечно, нужен
имиджмейкер. И теперь, понимая, что он, имиджмейкер, открывает им глаза на
себя, на свое поведение, на свои действия и установки, теперь они говорят
«нужен» вполне осознанно.
Вот и Вам вопрос,
дорогой мой читатель: есть ли необходимость в формировании Вашего
положительного имиджа?
- Оно, может, автор, и
нужно, и есть необходимость, только вот если бы Вы еще и сказали, что такое –
этот самый имидж? А то, может, Вы понимаете его так-то, как профессионал, а я –
пока – иначе.
- С удовольствием это
сделаю, тем более, как я понял, Вы приняли мое приглашение считать себя моим
клиентом. Прекрасно, уважаемый мой клиент (а, может, прекрасно, уважаемая моя
клиентка!). Тогда - дальше, к обсуждению следующего вопроса:
2. ЧТО ТАКОЕ «ИМИДЖ»?
Вообще-то если
дословно переводить с английского слово image, то в буквальном смысле оно
означает "образ". Следовательно, когда говорят об имидже человека ("У
него имидж делового человека", «У него отрицательный имидж"), то
говорят о том его образе, который возник у других людей. Причем под образом
имеется в виду не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ
его мышления, действий, поступков и т.п. Иначе говоря, в данном случае русское
слово "образ" должно употребляться в широком смысле - как
представление о человеке.
— Ну так и перевели бы
этот "имидж" как образ или как "представление", чего проще!
И по-русски бы говорили!
— Да я бы, дорогой мой
читатель, и перевел бы так, да вся-то беда в том, что русский язык
действительно «велик и могуч». И нет тут никакого парадокса. Сейчас поясню.
Возьмем в руки «Словарь русского языка» (пусть самый распространенный — С.И.
Ожегова) и откроем его на слово "образ" И оказывается, что в русском
языке это слово имеет пять(!) разных (!) значений: 1) вид, облик, 2)
представление, 3) в литературе как обобщенное художественное от-ражение... 4)
тип, характер ("образ Татьяны Лариной ), 5) порядок. И главное, когда русский
человек сталкивается с этим словом, то у него оно прежде всего ассоциируется с
«обликом», «видом», поскольку чаще употребляется именно в этом значении
(поэтому и у С.И. Ожегова это значение на первом месте). Такая вот у нас, у
русских, установка на это слово. И тогда мне надо будет время от времени
читателю напоминать: нет, речь идет не только о внешнем виде человека, но и о
его внутреннем "виде", а это — уже сложности (мне уже приходилось
сталкиваться со случаями употребления слова "имидж" (в результате
такого перевода) только в значении "внешний вид человека"). То же
примерно и с термином «представление». Для автора этих строк —
профессионального психолога — этот термин имеет сугубо узкое значение:
психический процесс воображения или припоминания образов предметов, объектов. А
тот же профессор С.И. Ожегов указывает еще на четыре интерпретации! Нет, и это
не годится для того, чтобы передать то, что в современном западном
(англоязычном) мире вкладывается в понятие «имидж».
А оно — это понятие —
там трактуется так: когда говорят: «У N. такой-то имидж», — то это значит,
каким люди видят данного человека, точнее, как его оценивают, как они к нему
относятся. И оказывается, что в русском языке все-таки есть такой термин
(истинно — "велик и могуч"), который трактуется почти так же, как и
обсуждаемый нами английский термин "имидж. Это — мнение как
"суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд
на что-нибудь" (С.И. Ожегов). Имидж может быть у какого-то конкретного человека,
и мнение может быть о каком-то конкретном человеке; имидж может формироваться
на основе данных не только о внешности человека, но и о его психике, и мнение
может создаваться как по первому впечатлению, так и на основе оценки характера,
темперамента … Так что эти термины – «имидж» и «мнение» — достаточно близки по
своему содержанию. Различие же между ними заключается в следующем.
"Имидж" правильнее употреблять в словосочетаниях типа «имидж человека
(политика, адвоката)», а «мнение» - в словосочетание типа «мнение о человеке (о
политике, об адвокате)». И говорить об этом автор вынужден потому, что услышал
недавно в выступлении одного высокопоставленного чиновника: «создать о себе
имидж». Видно, он хотел сказать: «создать себе имидж» или «создать о себе
мнение», а получилось …, «а получился, как всегда, танк». Иначе говоря, «имидж»
– это то, что у Вас, а «мнение» – это то, что у них (о Вас).
И еще по поводу
употребления термина «мнение». В контексте этой книги мы будем его использовать
как близким к таким, как «отношение» (человека к чему-либо, кому-либо), как
"точка зрения", «взгляд» (в переносном смысле). Итак, Ваш имидж – это
то мнение о Вас, которое сложилось у определенной группы людей — от Ваших
домочадцев до, предположим, Вашего электората, которого Вы призываете голосовать
за свою программу (а это значит – и за себя).
И последнее в этой
связи. Понятие "имидж" может быть при-менимо не только к человеку, но
и к организации, и даже к стране («имидж России на Западе...»). Правда, делают
имидж фирмы все равно люди, так что каков имидж России на Западе (да и на
Востоке) – это каков имидж россиян, имидж людей, представляющих Россию внешнему
миру. Так что, дорогой мой читатель, имидж руководимой Вами организации (фирмы)
будет определяться и Вашим собственным имиджем. Будем считать это ПЕРВЫМ
ПРАКТИЧЕСКИМ ВЫВОДОМ: ИМИДЖ ВАШЕЙ ФИРМЫ ЗАВИСИТ И ОТ ВАШЕГО ИМИДЖА (как верно и
обратное утверждение: имидж фирмы влияет и на имидж ее сотрудников).
3."А ЗАЧЕМ МНЕ
НУЖЕН ЭТОТ ИМИДЖ?"
«А меня, между прочим,
и не очень-то интересует, каково мнение людей обо мне; главное – как они
относятся ко мне; а что они там обо мне думают, - так ли важно?"
Этот мини-монолог
одного из моих вчерашних слушателей - прекрасная иллюстрация к тому, как
все-таки надо знать хотя бы азы психологии. А один из ее законов гласит:
определенное мнение о человеке всегда и обязательно формирует определенную
готовность действовать в отношении этого человека. А эта «готовность» в
психологии именуется «психологической установкой» (которая, кстати, не всегда
ее владельцем осознается). А эти установки определяют и особенности отношения.
И резюме:
сформированное у кого-либо о Вас мнение, дорогой мой читатель, создаст у этого
человека определенную установку на Вас, которая определит и практическое
отношение его к Вам.
А поскольку имидж
человека – мнение о человеке, то логично, что имидж определяет и практическое
отношение к этому человеку.
Хотите, чтобы люди
относились к Вам хорошо – создайте о себе положительное мнение, сформируйте
свой позитивный имидж.
А Ваш автор готов в
этом плане поработать на Вас, готов обучать, как создавать о себе положительное
мнение, как формировать свой позитивный имидж.
Кроме того (и мы этого
чуть касались),. Ваш имидж определяет и имидж Вашей фирмы, причем определяет в
той степени, в которой Вы вкладываете себя в свою работу. Очевидно, конечно,
что имидж руководителя фирмы в большей мере будет влиять на имидж фирмы, чем
имидж какого-либо клерка (хотя... если этот клерк имеет дело с клиентами, пусть
даже просто отвечает им по телефону, то мнение об этом клерке вольно или
невольно будет распространяться и на мнение о фирме. Я звоню на фирму, мне
отвечает секретарь главы фирмы: в одном случае (мягкое и доброжелательное):
«Нотариальная контора "Веста" слушает Вас», в другом — только
скупо-равнодушное: "Алло". Навряд ли солидный руководитель солидной
фирмы будет держать такого сотрудника).
Вот по сути зачем и
надо формировать "нужный" имидж.
4. КАКИМ БЫВАЕТ ИМИДЖ?
Очевидно, что имидж
может быть и положительным, и отри-цательным. Причем вполне реальна ситуация,
когда мнение об од-ном и том же человеке у одной группы людей положительное
("Он — гений нашего времени", — говорили одни об А. Солженицыне), а у
другой — прямо противоположное ("Он — предатель Родины, антисоветчик"
— и это тоже об А. Солженицыне). Отсюда следует, что имидж характеризуется не
только знаком ("+" или "-"), но и весьма заметной
субъективностью.
— Да, но когда
большинство людей имеют об одном и том же человеке одинаковое мнение, то это
все-таки имеет значение...
— Вы хотите сказать,
что тогда оно — это мнение — будет бо-лее объективным?
— Ну, в общем-то да.
Увы. История знает
немало примеров, когда многие люди, а иногда и население целых стран были,
мягко говоря, весьма и весьма далеки от истины в оценке того или иного
человека: вспомним хотя бы, как примерно в 33 г. н.э. толпа кричала:
"Распни его!", а затем — ровно через девятнадцать веков — уже не
просто толпа, а население целой страны восторженно приветствовало криками
"Хайль" самого страшного человека на Земле, а чуть позже те же
народные массы только в другой стране дружно скандировали: "Расстрелять
врагов народа!" — и гибли ни в чем не повинные люди. Так что мнение
большинства — не всегда показатель объективности этого мнения, а уж мнение
двух-трех и даже десятков человек совсем не обязательно отражает истинный
внутренний мир человека. Так что не совсем правы были те наши слушатели,
которые определяли имидж как "каков человек, таков и его имидж". Увы.
Подведем итог. Ваш
имидж по знаку может быть положительным, а может быть и отрицательным. Но имидж
не может быть объективным, он всегда субъективный, а это значит, он не всегда
соответствует тому мнению, которое у Вас сформировалось о самом себе. Ну и еще:
мнение о человеке бывает порой настолько "прочным", что изменить его
— проблема проблем. А отсюда — не допускать негативного мнения о себе, потом
избавиться от него — будь ты хоть семи пядей во лбу — действительно
проблематично (пример с имиджем А. Чубайса — яркая иллюстрация к сказанному).
5. ИМИДЖФОРМИРУЮЩАЯ
ИНФОРМАЦИЯ – ОСНОВА СОЗДАНИЯ МНЕНИЯ О МОЕМ КЛИЕНТЕ
То, что о Вас уже
сложилось определенное мнение у некоторых групп людей, — это факт (если даже у
пятилетнего ребенка есть не-кий имидж, то у Вас он и подавно есть). Другой
вопрос, какое оно у тех или иных людей? У Ваших домочадцев, у близких Вам людей
— определенно положительное, у Ваших коллег — вероятно, больше мнение о Вас как
о профессионале, чем как и человеке (личности), у Вашего начальства — ну, это
Вы и сами знаете...
Так на чем же
основывается это мнение?
Во-первых, на
полученной о Вас информации, которую мы будем в дальнейшем называть
имиджформирующей информацией. Но как оказывается, мнение о человеке может быть
сформировано и без всякой информации о нем, т.е. возможна, оказывается,
ситуация, когда имидж возникает без имиджформирующей информации. Чудно, но
правда, ибо психика человека способна еще и не такие чудеса вытворять. Речь
идет об априорном мнении; но это – особый разговор.
А теперь – к анализу
имиджформирующей информации.
6. ВИДЫ
ИМИДЖФОРМИРУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ
На каких же видах
информации может основываться мнение о Вас, о моем клиенте, а вместе с ним и
установка на Вас — готовность действовать в отношении Вас определенным образом?
Ведь узнав, какая это информация и откуда она появляется – значит суметь
управлять ею. А управлять имиджформирующей информацией – управлять
формированием мнения о себе Итак…
По характеру ее
получения другими людьми имиджформирующая информация подразделяется на прямую и
косвенную.
Косвенная
имиджформирующая информация — это та ин-формация о Вас, которую человек
получает, что называется, через третьи руки (сюда относятся ситуации не только типа
ОЖС — "одна женщина сказала", но и ряд других, специально
организованных). То есть, это когда человек создает о Вас мнение на основе
высказываний о Вас других людей.
Прямая
имиджформирующая информация — это та, которую человек получает при непосредственном
контакте с Вами. Как правило, это информация:
а) об особенностях
Вашей психики (например, о Вашем харак-тере, темпераменте, интеллекте, а также
о Ваших установках, миро-воззренческих и иных позициях и т.п.),
б) о Вашей внешности —
макияже, прическе, одежде и т.п.
7. КАК ВЫ ДО СИХ ПОР
ФОРМИРОВАЛИ МНЕНИЕ О СЕБЕ, ИЛИ ДВА ВИДА ИМИДЖФОРМИРУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ
До сих пор Вы его
формировали точно также, как и большинство других людей.
А как они, это
большинство, делают, создают о себе то или иное мнение?
А делают они это
всего-навсего двумя способами: осознанно и подсознательно (неосознанно).
Вот у меня в аудитории
на первом ряду сидит слушательница: вся такая нарядная-нарядная (оно и понятно:
приехала из далекого таежного городка; в кои-то веки можно себя показать). Так
вот, есть большая вероятность, что сегодня утром, стоя перед своим гардеробом,
она определенно размышляла о том, какое платье надеть, чтобы произвести
определенное впечатление, а значит – создать о себе определенное мнение.
«Размышляла» – то есть делала это вполне осознанно, преднамеренно, или – как
говорят психологи – «на уровне сознания».
Можно привести и
другие примеры, когда люди посылают о себе имиджформирующую информацию вполне
сознательно (специально, преднамеренно). Вот, допустим, Вы говорите своему
собеседнику: «Чтобы полностью убедить Вас в моей искренности, откровенности и
глубоком уважении (а для нас это звучит так: «Чтобы создать о себе у Вас
хорошее мнение»), я готов представить Вам следующие аргументы: во-первых, я,
как Вы заметили…, во-вторых, если бы было иначе, я бы определенно…, в-третьих,
… И думаю, что этих аргументов вполне достаточно, чтобы у Вас сложилось мнение
о Вашем покорном слуге вовсе не такое, как обо мне Вам говорили, а совсем даже
наоборот…»
Итак, говоря все это,
Вы ставите вполне осознанно цель сформировать свой положительный имидж (в
первом примере — личностный, во втором — профессиональный). И при этом,
естественно, рассчитываете на то, что Ваш партнер по общению начнет думать над
Вашими словами, начнет анализировать Ваши аргументы, т.е. оценивать посылаемую
Вами имиджформирующую информацию.
Иначе говоря, в
некоторых случаях Вы посылаете о себе имиджформирующую информацию вполне
осознанно.
Но, как оказывается,
нередко люди посылают о себе информацию помимо своей воли.
В подтверждение
сказанного Вам вопрос: знаете ли Вы, что Вы в данный момент времени делаете?
— Да, знаю. Вот сижу и
читаю Вашу книгу.
— Прекрасно. А Вы при
этом больше ничего не делаете?
— Да нет, вроде как и
ничего...
— Ну тогда…
А теперь я Вам, уважаемый
читатель, покажу, как это иногда бывает с моими слушателями на занятиях. Вот я
обращаюсь к одному из них с просьбой дать краткую служебную информацию о своей
фирме (организации). Он встает и начинает говорить и при этом постоянно вертит
в руках свою ручку, или очечник, или теребит ремешок сумочки, или поглаживает
спинку впереди стоящего кресла, или просто поглаживает одной своей рукой другую
свою руку. И не вопрос сейчас, зачем он это делает ( будем об этом обязательно
говорить), вопрос – знает ли он о том, что он в этот момент делает, думает ли
об этом? Определенно, нет, он думает о том, что надо сказать (да как же не
похвалиться своей фирмой!), а о чем говорить лучше не надо; а руки его работают
как бы сами собой, автоматически, и… посылают определенную информацию,
формируют определенное (тоже неосознаваемое) мнение.
Но вот я обратил
внимание, как одна слушательница, выполняя мою просьбу (рассказать о фирме), не
просто теребила руками ремешок своей сумочки, а ее руки при этом мелко
вздрагивали, ну точно, как это бывает у студента, когда он очень волнуясь,
отвечает на экзамене: и речь с запинками, и руки подрагивают. Вот и у нее – ну
точно так же… И это – информация, это вольно или невольно создает о ее
сиюминутном состоянии определенное мнение («уж очень сильно волнуется, видно
она…»), и главное – это мнение возникает на основе той имиджформирующей
информации, которую она посылала о себе абсолютно безотчетно, непроизвольно,
неосознанно, подсознательно, или – как говорят психологи – «на уровне подсознания»;
как и ее коллега, который, выступая, постоянно теребил кончик своего носа, а
его сосед при этом сидел и слегка покачивал ногой…
Определенно такое было
и с Вами, когда Вы, ведя переговоры со своим компаньоном, при этом
непроизвольно перебирали карандаши на письменном столе, а когда он Вам
рассказывал о своей фирме, - Вы непроизвольно чертили карандашом какие-то
замысловатые фигурки на листе (вот бы мне на них посмотреть хоть краешком
глаза!).
Итак, Вы (как и
большинство других людей) всё это делали машинально, т.е. не осознавали этих
своих действий. А ведь люди все это видят (точнее, могут видеть) и на основе
этой информации могут создать о Вас некое мнение (например: "С чего бы это
он такой нервный-то? А может, он всегда такой, а? Тогда нехорошо...").
А ведь и в самом деле
люди нередко совершают какие-то действия, что называется, «на автопилоте» –
машинально, не задумываясь, непроизвольно, невольно…, как, например, у меня на
лекции: кто-то, слушая меня, при этом, не задумываясь, теребил в руках свой
очечник; кто-то слегка покачивал ногой; кто-то машинально чертил в своей
тетради какие-то фигуры; кто-то держал голову так, а кто-то — этак; кто-то для
выражения своей мысли выбирал такие слова, а не иные — их синонимы (хотя
словарный запас позволял); кто-то перечислял свои служебные обязанности в одном
порядке, а кто-то эти же обязанности — в другом; кто-то на мою шутливую реплику
отреагировал шуткой типа: "Да я бы их всех в бараний...", а кто-то на
эту же шутливую реплику (но в другой аудитории) тоже пошутил, но по-другому:
"Да я бы им каждый день цветы дарил" (ибо не знают они, что для
психолога значит "шутка", вот и шутят) и тоже "на
автопилоте"; кто-то из них пришел на лекцию в джинсах (он уже вторую
неделю на занятия ходит так), а кто-то — всегда в "тройке"... И
перечислять эти "экспромтные" реакции можно до бесконечности.
И вывод: что люди,
общаясь с другими людьми, в одном случае посылают о себе информацию вполне
осознанно (на уровне сознания), а в другом – подсознательно (на уровне
подсознания). Иначе говоря, в одном случае источником имиджформирующей
информации является сознание, а в другом – подсознание.
И поскольку мы будем в
дальнейшем очень часто употреблять эти термины – «сознание» и «подсознание»,
являющиеся своеобразными «управителями» нашего поведения, то следовало бы дать
о них справку, т.е. что же понимает автор, когда пользуется этими терминами.
Чтобы, опять же, говорить на одном языке.
***
Правда ли, что
неосознаваемые действия человека могут как-то повлиять на отношение к нему людей,
на его имидж? Поговорим, хотя мы уже частично этого касались (помните ту
слушательницу, руки которой говорили, что она – как на экзамене?). Но –
поговорим. И для начала попробуем ответить на такой вопрос:
10. "ЛЮДИ С НАМИ
ПОСТУПАЮТ ТАК, КАК МЫ ИМ ПОЗВОЛЯЕМ" - ПРАВДА ЛИ ЭТО?
— Конечно, нет!
Конечно, неправда! — раздается хор голосов моих слушателей, как только Ваш
покорный слуга спрашивает их об этом. И в доказательство готовы привести
примеры:
— Не далее как на
прошлой неделе, — рассказывает одна слу-шательница, — продавщица продмага так
по-хамски мне ответила, что я весь день была выбита из колеи. Но главное-то — я
же очень вежливо ей сказала... и, разумеется, я вовсе не "позволяла"
ей так со мной поступать. А Вы говорите... Нет, я абсолютно уверена, что это
высказывание кем-то искусственно придумано. А кроме того, какое же это имеет
отношение к тому, чем мы занимаемся, — к имиджу?
— Прежде чем ответить
Вам, позвольте вначале только один вопрос: частенько ли Вам приходится
нарываться на таких хамок?
— Слава Богу, нет.
Просто этот случай был недавно, и уж боль-но яркий — ни с того ни с сего. А
вообще-то, особенно в последние годы, когда появились частные магазины, хамить
стали явно реже; я даже и не помню, когда такое еще было за последние два года.
— Понятно. Прекрасно.
А теперь, если позволите, о Вашем за-мечании ("это высказывание кем-то
искусственно придумано") и о Вашем вопросе ("какое это имеет
отношение к проблеме имиджа?"). Готов поговорить об этом, тем более что
эта тема имеет прямое отношение к нашему занятию, к нашей проблеме — проблеме
Вашего имиджа.
Ведь если допустить,
что люди действительно с нами поступа-ют так, как мы им позволяем (а Ваши
контраргументы мы обяза-тельно обсудим, но только чуть-чуть попозже, если не
возражаете), так вот, если допустить, что это правда, что мы вольно или
невольно позволяем им с нами поступать так-то и так-то, то это значит, что они
поступают с нами в соответствии со сформировавшимся у них мнением о нас, а это
значит, что поступки людей в отношении нас определяются и нашим собственным
имиджем. Вот какова связь между этим изречением и нашей темой имиджа.
А теперь — о том, как
же на самом деле: действительно ли они с нами поступают так, как мы им
позволяем? Или иначе: правда ли, что мы им позволяем с нами так поступать?
Ведь приведенный
уважаемой моей слушательницей пример (в реальности которого у меня не было ни
малейшего сомнения) как бы противоречит утвердительному ответу на этот вопрос.
Но вот Вам, дорогой мой читатель, еще один пример, правда, не из моего личного
опыта, а из опыта одного моего хорошего знакомого. Зашел как-то у нас с ним
разговор об отношении людей друг к другу, и вот послушайте, на что он мне
"пожаловался":
— Знаешь, какую
странную вещь я заметил: если на моем пути встречаются цыганки-гадалки, то они
никогда меня не пропускают. Понимаешь, никогда! Другие люди идут, и на многих
из них эти га-далки как бы и внимания вовсе не обращают, а вот стоит им меня
увидеть — все, пропал, не дают пройти. Вот ты с твоей наукой мо-жешь мне это
объяснить? Причем, обрати внимание, и цыганки бывают разные, и я по-разному
бываю одет, но ведь все равно вы-числяют! Вот загадка, а?
— А ты слышал такое
высказывание: "Люди с нами поступают так, как мы им позволяем"?
— Знаю, слышал, только
ко мне это никакого отношения не имеет, ведь я вовсе не хочу этого, понимаешь?!
Прервем этот диалог,
чтобы сравнить эти два примера.
Одинаковы они тем, что
субъекты примеров (моя слушательни-ца и мой знакомый), став
"жертвами" негативного (нежелательного) отношения, вовсе этого не
хотели (и, разумеется, не "позволяли"). А отличаются весьма
существенно: в первом примере — это редкий случай, а во втором, что называется,
постоянно. И это дает нам основание "подправить" высказывание «люди с
нами поступают так, как мы им позволяем» на: «если разные люди с нами поступают
часто одинаковым образом, то они с нами поступают так, как мы им позволяем».
Иначе говоря, причина одинаковых поведенческих реакций разных людей в отношении
некоего человека— в самом этом человеке. И второй пример — яркая иллюстрация к
этому выводу. А ведь еще можно было бы привести и другие примеры, с
"положительным" знаком, например такой: где бы ни появлялся Н., его
всегда встречают (даже малознакомые люди) с уважением и даже почтением, словно
от него исходят какие-то "лучи доверия, уважения"...
А может, и правда от
людей ис
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев