КНИГА: « МОЖНО ЛИ ЗАГЛЯНУТЬ
В СВОЕ БУДУЩЕЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
ОБ ЭКСТРАСЕНСОРНОМ ПРЕДВИДЕНИИ»
ПРОФ. А.Ю. ПАНАСЮК
АННОТАЦИЯ
Книга написана не экстрасенсом, а университетским психологом (доктором психологических наук), который определяет возможность существования данного пси-феномена, основываясь на данных психологической науки и других наук, в том числе и в рамках раздела «Эзотерическая психология».
ОГЛАВЛЕНИЕ..
1.ПРЕДВИДЕНИЕ: КАК ОНО ВЫГЛЯДИТ?
2.ПРЕДВИДЕНИЕ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
2.1.О ТЕРМИНЕ «ПРЕДВИДЕНИЕ»
2.2.СПОСОБЫ ПРЕДВИДЕНИЯ
2.3.О НЕКОТОРЫХ ЧАСТНЫХ ФОРМАХ ПРЕДВИДЕНИЯ
2.3.1.ПРОРОЧЕСТВО И ПРОРОКИ
2.3.2.ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ
2.3.3.ПРЕДЧУВСТВИЕ
2.3.4.ПРЕДСКАЗНАНИЕ
2.3.5.ПРЕДУГАДЫВАНИЕ
3.МЕСТО ПРЕДВИДЕНИЯ В ПАРАПСИХОЛОГИИ
4.СТРУКТУРА ПСИ-ПРОЦЕССА ПРЕДВИДЕНИЯ
5.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДВИДЕНИЙ
6.ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (ПЕРВЫЕ ЗАДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ)
7.СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИ-ФЕНОМЕНА ПРЕДВИДЕНИЯ
7.1.РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПРЕДВИДЕНИЯ
7.1.1.РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ ПСИ-ФЕНОМЕНАМИ
7.1.2.РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПРЕДВИДЕНИЯ СРЕДИ ЛЮДЕЙ
7.2.ХАРАКТЕР ПРЕДВИДЧЕСКОЙ ПСИ-ИНФОРМАЦИИ
7.2.1.ХАРАКТЕР ПРЕДСКАЗЫВАЕМЫХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ
7.2.2.ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЛАТЕНТНОГО ПЕРИОДА ПРИ ПРЕДВИДЕНИИ
7.2.3.ЛЮДИ В ПРЕДВИДЧЕСКОЙ ПСИ-ИНФОРМАЦИИ
7.2.4.МАСШТАБНОСТЬ ПРЕДСКАЗЫВАЕМЫХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ
7.2.5.СТЕПЕНЬ КОНКРЕТНОСТИ ПРЕДВИДЧЕСКОЙ ПСИ-ИНФОРМАЦИИ
7.2.6.ИНВЕРТИРОВАННАЯ ПРЕДВИДЧЕСКАЯ ПСИ-ИНФОРМАЦИЯ: ПОЧЕМУ ТАК?
7.2.7.ПСИ-ИНФОРМАЦИЯ: ФОРМЫ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ В СОЗНАНИИ РЕЦИПИЕНТА
7.3.ХАРАКТЕР ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕЦИПИЕНТА
7.4.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДВИДЕНИЯ, ИЛИ ДВИЖЕНИЕ ПРЕДВИДЧЕСКОЙ ПСИ-ИНФОРМАЦИИ ОТ ИСТОЧНИКА ДО РЕЦИПИЕНТА
7.4.1.КАК ПРЕДВИДЧЕСКАЯ ПСИ-ИНФОРМАЦИЯ ОСОЗНАЕТСЯ РЕЦИПИЕНТОМ
7.4.2.ПОДСОЗНАНИЕ – ИСТОЧНИК ИЛИ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП ДВИЖЕНИЯ ПСИ-ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРЕДВИДЕНИИ?
ОТСТУПЛЕНИЕ. ВНЕМИРОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ – ИСТОЧНИК ПСИ-ИНФОРМАЦИИ
7.4.3.ЕСЛИ ПРЕДВИДЧЕСКАЯ ПСИ-ИНФОРМАЦИЯ НЕ ОСОЗНАЕТСЯ РЕЦИПИЕНТОМ
7.4.3.1.НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
ОТСТУПЛЕНИЕ. ИНТУИЦИЯ И ПОДСОЗНАНИЕ – ОДНО И ТО ЖЕ?
7.4.3.2.КАК ПОДСОЗНАНИЕ РЕГУЛИРОВАЛО ПАССАЖИРОПОТОКИ
7.5.ПРЕДВИДЕНИЕ У ЖИВОТНЫХ
7.6. «УСЛОВНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ»
8.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МЕЖДУ ПРЕДВИДЕНИЕМ И СХОДНЫМИ ПСИ-ПРОЦЕССАМИ
8.1.ПРЕДВИДЕНИЕ – ТЕЛЕПАТИЯ
8.2.ПРЕДВИДЕНИЕ – ЯСНОВИДЕНИЕ
8.3.ПРЕДВИДЕНИЕ – ПСИХОМЕТРИЯ
8.4.ПРЕДВИДЕНИЕ – ЯСНОЗНАНИЕ
8.5.ПРЕДВИДЕНИЕ - ЯСНОСЛЫШАНИЕ
9.ДОСТОВЕРНОСТЬ СЛУЧАЕВ ЭКСТРАСЕНСОРНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ
9.1.ДОСТОВЕРНОСТЬ СПОНТАННЫХ СЛУЧАЕВ ПРЕДВИДЕНИЯ
9.1.1.ДОВЕРИЕ ДОКУМЕНТАМ
9.1.2.ДОВЕРИЕ РАССКАЗЧИКАМ
9.1.3.ДОВЕРИЕ МАТЕМАТИКЕ (ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ)
9.2.ДОСТОВЕРНОСТЬ ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ МНЕНИЯ
10.НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДВИДЕНИЯ
11.ПОПЫТКИ ОБЪЯСНЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПРЕДВИДЕНИЯ
11.1.ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФЕНОМЕНА ПРЕДВИДЕНИЯ
11.2.ДЛЯ ЧЕГО СУЩЕСТВУЕТ «ИНСТИТУТ ПРЕДВИДЕНИЯ»?
11.3.СТАТИСТИКА ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БЕДЫ
11.4.ПОЧЕМУ НЕ ПРИНИМАЛИ МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БЕДЫ?
11.4.1.ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ
11.4.2.СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ
ОТСТУПЛЕНИЕ. О СВОБОДНОЙ ВОЛЕ ЧЕЛОВЕКА
11.5.МОЖНО ЛИ РЕАЛЬНО ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРЕДСКАЗАННУЮ БЕДУ?
11.6.ВЫВОД ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
11.7.ВЫВОД ПРАКТИЧЕСКИЙ
12.ОБЛАСТИ ВОЗМОЖНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ СПОСОБНОСТИ К ПРЕДВИДЕНИЮ
13.ТЕСТИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ СПОСОБНОСТИ К ПРЕДВИДЕНИЮ
13.1.ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО?
13.2.ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА САМОТЕСТИРОВАНИЯ
13.3.А КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ?
13.4.КАК ОЦЕНИТЬ СОБСТВЕННУЮ СПОСОБНОСТЬ К ПРЕДВИДЕНИЮ
13.5.«А МОЖЕТ, ВСЕ ЭТО СЛУЧАЙНО?», ИЛИ КАК ВЫЧИСЛИТЬ ПОРОГ ДОСТОВЕРНОСТИ
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ПРЕДВИДЕНИЕ: КАК ОНО ВЫГЛЯДИТ?
О том, что же это такое – предвидение – лучше вначале показать на примерах. Из многочисленной литературы по описанию этого явления мы отобрали для начала четыре случая предвидения будущего:
(1) «В 1838 году известный американский писатель Эдгар По опубликовал рассказ «Повесть о при¬ключениях Артура Гордона Пима», в котором подробно описал кораблекрушение, унесшее жизни почти всего экипажа — в живых остались лишь четыре матроса. Автор в деталях рассказал о скитаниях этих четверых несчастных по морю, о том, как они мучились от голода. В конце кон-цов, трое, не выдержав, заживо съели своего чет¬вертого товарища, которого звали Ричард Пар¬кер.
В 1884 году с затонувшего корабля «Магнонетт» на шлюпке чудом спасаются четверо матросов. После нескольких дней, проведенных в откры¬том море, трое, обезумев от голода, съедают чет¬вертого. События, описанные По, повторились с точностью до мельчайших деталей. Но про книгу вспомнили лишь на суде, где разбиралось де¬ло каннибалов. Когда кто-то процитировал рас¬сказ, у присутствовавших холодок пробежал по телу: имя съеденного матроса с «Магнонетта» было Ричард Паркер!» (11 )
(2) «Господину Ф. в августе 1910 года приснился сон, будто он находится в деревне. Идя широкой дорогой, он вдруг попадает на неогороженный участок земли, где его приветствует какой-то парень. Далее он идет с ним в конюшню, потом в дом, где сидят две женщины — старая и молодая — и ребенок. У въезда в конюшню он заме¬чает мула, а также большое количество помидоров и лука. Особенно ему запомнилась высокая, на вид несовременная кровать в спальне. Когда он проснулся, то рассказал свое сновидение жене, а позже и приятелям. В октябре того же года приятель пригласил его в деревню в окрестностях Неаполя, где он еще не был. Каково же было его удивление, когда он увидел там широкую дорогу и не огороженный участок поля. Он рассказал приятелю свое сновидение и описал соседний дом со всей его обстановкой. Сон сбылся во всех подробностях: он идентифицировал людей, мула, сложенные на хранение помидоры и лук, а также необычную кровать.» (15-299)
(3) «Весь прошлый год (за год до смерти отца Александра Меня– А.П.) меня стала преследовать мысль: что я буду говорить на похоронах отца Александра? Мысль была дикая и выплывала она из подсознания, как-то внезапно, потому что ра¬зумом-то я думал совсем другое. Я думал: «Какое это счастье, что есть отец Александр, я ведь старше его», и я заранее радо¬вался, что он меня отпоёт. А тут вдруг такое. Мысль была ко¬щунственной, и я ее отгонял, но она возникала всё снова и сно¬ва. А до 90-го года такого не было.
8 сентября (за день до убийства о. Александра – А.П.) весь день меня преследовала фраза, невесть откуда взявшаяся:
И пойду я на голос печали.
Мне почему-то это было неприятно. Я не хотел знать, что бу¬дет дальше, не хотел плыть по этой волне и усилием воли отго¬нял ее. Я не хотел продолжения. Но фраза всплывала все снова и снова:
И пойду я на голос печали.
А 9 сентября я проснулся в седьмом часу (тот самый час!) и записал:
Распахни мне туманные дали
Засвети над порогом звезду,
И пойду я на голос печали
И на голос разлуки пойду.
И я все-таки не понимал: почему «голос печали» и с кем раз¬лука? Но настроение стало отвратительным. А потом мне позво¬нили, и я понял - с кем.
Мне отец Александр снился не раз. Первый раз был в черной рясе. Я знал, что он будет убит и что ничего нельзя сделать, и страшно метался. Он — тоже знал, но был спокоен. И я подо¬шел, обнял его и сказал ему на ухо: «Я люблю вас».
А потом он снова снился мне и был уже в светлом одеянии, и я ему исповедовался.» (9-102).
(4) «Водитель трамвая видел во сне столкновение с большим грузо¬виком красного цвета. Пассажиры трамвая при этом попадали, а грузовик перевернулся. Из троих ехав¬ших на нем лишь одна женщина осталась жива. За-помнились ее большие голубые глаза. Уже во время работы, оказавшись на месте, где во сне произошла авария, он убедился, что вся обстановка совпадает. Но поскольку ему уже было известно, что должно случиться, он вовремя успел затормозить. И грузовик, красный лишь с одной стороны, появился пря¬мо на его пути. Из окна кабины выглянула женщина с большими голубыми глазами и помахала рукой.» (3-296).
2. ПРЕДВИДЕНИЕ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Вот теперь, когда Вы получили некое представление об этом явлении на примерах, самое время поговорить о том, что это такое – предвидение.
2.1. О ТЕРМИНЕ «ПРЕДВИДЕНИЕ»
В русском языке термин «предвидеть» означает «видеть заранее», до того, как что-то произойдет, т.е. видеть то, что еще не наступило, но наступит. При этом под словом «видеть» не обязательно имеется в виду «видеть глазами», в русском языке это слово нередко употребляется в значении «знать».
Итак, «предвидеть» – «знать заранее», т.е. иметь информацию о том событии, явлении, которое еще не произошло, но которое произойдет, будет, т.е. иметь информацию о будущем.
В обычной повседневной жизни мы достаточно часто получаем информацию о будущем. Вот каким образом Вы, например, можете получить такую информацию: Вы звоните по телефону и спрашиваете: «Скажите, пожалуйста, во сколько прибудет из Санкт-Петербурга поезд № 2 и на какую платформу?» – и барышня Вам дает информацию о будущем, о том, что еще не произошло, но что произойдет, произойдет, разумеется с определенной (в данном случае достаточно большой) вероятностью. Впрочем, со стопроцентной вероятностью можно предвидеть лишь наступление утра или лета (хотя, опять же, не со стопроцентной, ибо упадет огромный метеорит на Землю и сдвинет ее ось, и не наступит утро, и не будет солнечного лета; так что, как кажется автору, со стопроцентной уверенностью ничего нельзя предвидеть; и не надо! А вот о том, почему не надо, мы поговорим в другой книге, условное название которой «Загадывание: почему не сбывается». Но не будем отвлекаться и вернемся к предвидению.)
Итак, Вы получили предвидческую информацию о прибытии поезда с помощью своих органов чувств (в данном случае – с помощью слуха). Это – сенсорный способ получения информации о будущем. А еще можно о каком-либо будущем узнать, подумав, т.е. с помощью «думанья», например, таким образом: «Так, значит, если я своему начальнику об этом скажу, то, скорее всего, его это обрадует, и тогда у него будет хорошее мнение обо мне, и тогда он, скорее всего, подпишет мое заявление…». И хотя этот способ нельзя назвать сенсорным (информацию о «его» поведении в будущем Вы получили не через органы чувств, не через сенсорику, а благодаря своему мышлению), все же такой способ получения информации о будущем (о будущем поведении своего начальника) вполне обычный, ординарный.
А теперь обратимся к предвидению в представленных в самом начале книги случаях (1)-(4). Как это очевидно, в последнем из них ((4) - случай с трамваем) предвидческая информация была получена не сенсорным путем (не через органы чувств, ибо водитель получил ее во сне, когда органы чувств по сути отключены, не работают), равно как и в случае с написанием романа ( о потерпевших кораблекрушение, (1)), равно как и в случае с видением деревни (3), как и в случае, когда В. Илюшенко чувствовал тревогу по поводу о. Александра (2).
Во всех этих случаях предвидческая информация поступала к реципиенту (так называют человека, который получает информацию) экстрасенсорным путем – минуя известные органы чувств, т.е. экстраординарным, не обычным путем. И ИМЕННО ТАКИЕ СЛУЧАИ ПОЛУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ПРЕДВИДЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС ДЛЯ ПАРАПСИХОЛОГИИ. И именно таким случаям получения предвидческой пси-информации посвящается данная книга – книга о парапсихическом, экстрасенсорном предвидении.
А отсюда и определение (парапсихологическое) предвидения:
это пси-процесс экстрасенсорного получения информации из будущего о будущем, получение такой информации, которая не ожидалась и заранее не прогнозировалась.
Последняя оговорка имеет существенное значение.
Допустим, что некто предвидит, что на месте этого здания будет парк. Конечно, если он работает в плановом бюро мэрии и имеет доступ к разработкам архитекторов, то никакое это не парапсихическое предвидение. А вот если ни в одной административной голове нет таких планов, а человеку представляется, что со временем здесь будет парк (и так оно потом и случается) – вот это чисто парапсихическое предвидение – получение информации о будущем из будущего экстрасенсорным путем.
Закончив с определением предвидения, поговорим и о сходных с ним понятиях.
2.2.СПОСОБЫ ПРЕДВИДЕНИЯ
(5) «Катюшка зеркало взяла. Две свечи, купленные в церкви, поставила перед ним и зажгла. А венчальное кольцо своей матери бросила в стакан с водой, который поставила напротив зеркала. Сама рядом села. И надо, чтоб в доме было тихо-тихо.<…>
Ну вот, зеркало потемнело. Катюшка нас тихонько позвала. Мы подошли и видим: в зеркале колосья, и вдруг трава заколыхалась, и выходит из нее мужчина в пиджаке, шляпе, с тростью, а брови и ресницы у него густые-прегустые…
Вскоре Катюшка уехала в Нерчинск, вышла там замуж. Я потом увидала ее мужа – хоть и без трости он был, а по бровям и ресницам я его сразу признала.» (12-259)
Таков лишь один из множества способов получения информации о будущем из будущего. Каковы они – эти способы предвидения будущего, какими словами они обозначаются? (см. схему 1)
В русском языке имеется множество слов и терминов, обозначающих способы получения и формы презентации информации о будущем. Подавляющее большинство из них представлено ниже (в алфавитном порядке): вещание, ворожба, гадание, гипотеза, догадка, домысел, мантика, предвестие, предвидение, предзнаменование, предположение, предречение, предсказание, предугадывание, предчувствие, прекогниция, признак, примета, провидение, прогнозирование, прорицание, пророчество, угадывание.
Прежде чем анализировать все эти термины, выделим из них два, которые в силу своей интерпретации должны включать в себя все остальные.
Это, во-первых, прекогниция: от лат prae – наперед и cognitio – познание. Ведь по сути дела все перечисленные выше термины обозначают «познание наперед», или узнавание заранее, т.е. тождественны термину «прекогниция». А посему мы вынесем его за скобки как синоним всех остальных терминов, обозначающих либо способы «познания наперед», либо результаты «познания наперед».
Во-вторых, это мантика: от греч. mantike – искусство прорицания; от лат. mantiscinor – прорицать, вещать) – термин, обозначающий все виды прорицания, предсказания, предвидения.
Все же остальные понятия, скрываемые за этими терминами, можно разделить по основанию «процесс – результат» на три группы:
1) термины, которые обозначают одновременно и процесс (способ) получения информации о будущем, и результат – саму информацию о будущем: это предвидение, предположение, предречение, предсказание, предчувствие, провидение, прорицание, пророчество;
2) термины, обозначающие только процесс (или способ) получения информации о будущем: вещание, ворожба, гадание, предугадывание, прогнозирование;
3) термины, обозначающие только результат – информацию о будущем: гипотеза, догадка, домысел, предвестие, предзнаменование, признак, примета.
В контексте нашей книги больший интерес представляют те понятия, которые означают процесс или способ получения информации о будущем (из будущего). Сюда входят все, перечисленные выше, кроме тех, что отнесены к п. 3 («результаты»).
Самый предварительный обзор этих способов получения информации о будущем показывает, что среди них есть и широко известные, и не совсем обычные. Это дает нам основание классифицировать их на группы в зависимости от устоявшегося на сегодняшний день отношения к надежности способа, к тому, насколько он научно обоснован академической наукой, т.е. по основанию «признание – не признание надежности и обоснованности».
К первой группе по этой классификации следует отнести способы, надежность и обоснованность которых признана официальной наукой. В данном случае к этой группе относится прогнозирование, поскольку существует официально признанная «наука, разрабатывающая теоретические основы и методы прогнозирования» (16) прогностика, и предположение.
Ко второй группе следует отнести те способы получения информации из будущего, которые, если так можно сказать, «полупризнаны» официальной наукой, и которые имеют отношение и к паранауке. Например, термин «предвидение» в его значении «видеть будущее» («видеть», как мы уже отмечали, – не обязательно буквально глазами) используется как официальной наукой, так и паранаукой – парапсихологией. Правда, учитывая эту двойственную принадлежность, официальная наука этот термин «предвидение» чаще использует в сочетании с прилагательным «научное (предвидение)». Вот как начинается статья «Предвидение» в одном официальном издании: «Предвидение - научное, обоснованное предположение о будущем…» (18-524), т.е. это не просто предвидение а оно научное, но и этого показалось авторам мало, чтобы, не дай Бог, не спутали с парапсихическим предвидением, и добавляют «обоснованные».
К этой же группе терминов, используемых и в официальной науке, и в паранауке, относятся помимо предвидения, предречение (от предрекать, предсказывать), предсказание, предугадывание, предчувствие. Иначе говоря, признаются и обоснованными и надежными такие способы получения информации из будущего, правда, признаются иногда с некоторыми оговорками.
Зато надежность и обоснованность группы следующих способов получения информации из будущего – третьей группы - не признается официальной наукой даже с оговорками. Сюда следует отнести вещание, ворожбу, гадание, провидение, прорицание, пророчество.
Особое место по этой классификации занимает понятие «угадывание», которое не считается надежным методом получения информации как с позиции официальной науки, так и паранаукой. Хотя, если «угадывание» рассматривать не как «случайное совпадение», не детерминированное якобы ничем, а как все-таки чем-то детерминированное, то тогда этот способ получения информации о будущем следует отнести к третьей группе.
Очевидно, что такое деление всех способов получения информации о будущем из будущего по основанию «признание – не признание надежности и обоснованности» на подобные группы отражает лишь сегодняшний день, ибо то, что неприемлемо (или – не известно) сегодня, не обязательно будет также неприемлемо для официальной науки завтра. Подобная ситуация с ранжированием терминов-понятий (от – принимаемых официальной наукой, т.е. имеющих официальное объяснение – через "полупринимаемые" к отвергаемым (типа "ворожба") официальной наукой, считающимся ложным взглядом, вроде суеверия) напоминает ряд "признак – примета – суеверие", где переход от одного класса элементов (от элементов, подпадающих под понятие "признак" к другим, подпадающим под понятие "примета" и от "приметы" к "суеверию") определяется сегодняшним уровнем науки: то, что вчера признавалось как примета (что – по русским словарям – близко к "суеверию"), сегодня уже – признак, то, что вчера считалось суеверием – сегодня уже перешло в класс примет. Точно так же можно сказать и о группах способов получения информации о будущем, в частности – о таком значимом феномене в парапсихологии, как предвидение: официальная наука это понятие "полупринимает": данный способ получения информации о будущем может быть приемлем, если он базируется на известных науке обстоятельствах, фактах; если же речь идет о получении этим способом информации о будущем с опорой на пси-факторы, т.е. на сегодня для официальной науки не известные факторы, то – "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Но то, что не принимается сегодня, не значит, что не будет принято завтра, не ignoramus et ignorabimus ("не знаем и не узнаем"), а ignoramus sed non ignorabimus ("не знаем, но узнаем").
А теперь –
2.3. О НЕКОТОРЫХ ЧАСТНЫХ ФОРМАХ ПРЕДВИДЕНИЯ
2.3.1. ПРОРОЧЕСТВО И ПРОРОКИ
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Вот, пожалуй, одно из самых страшных пророчеств в истории России, которое было сделано М.Ю. Лермонтовым («Предсказание», 1830) – поэтом и пророком – почти за столетие до того момента, «когда царей корона упадет» (февраль, 1917 г.), и когда будет низвергнут закон (поскольку будет: «Высший закон – революционная целесообразность!»), и когда «зарево окрасит волны рек (1941-1945)»…
Так кто же они такие – эти пророки?
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Эти строки другого поэта и тоже пророка - А.С. Пушкина («Пророк») как нельзя полнее дают определение понятия «пророк»: во-первых, это тот, кто провозглашает волю Бога («Исполнись волею Моей»); во-вторых, это тот, кто должен извещать людей о чем-либо (как правило, о грядущих бедах; отсюда по-гречески prophetes - предсказатель), и не просто извещать, а, пророчествуя, вызывать у людей по всему свету («обходя моря и земли») определенные чувства – «глаголом жги сердца людей».
Итак, пророк – это человек, который сообщает людям волю Бога, от имени Бога предупреждает их о грядущих (чаще – неблагоприятных) событиях. В этом смысле пророк как посредник между Богом и людьми, сообщает последним волю Всевышнего, передает, говоря современным языком, информацию о будущем – предвидческую пси-информацию, которая касается бы многих людей и даже человечества в целом.
Такими выдающимися пророками были Иисус Христос у христиан, Моисей у иудеев, Мухаммед у мусульман («Один Бог на небе - Аллах, и Мухаммед – пророк его на земле» - самое распространенное изречение ислама), и многие другие (достаточно обратиться к Ветхому Завету).
Как правило, пророки стремятся изменить психологические установки людей на что-либо («Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» Лк 5,32), изменять их отношение к миру в целом, друг к другу. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13,34) – такой закон, такая психологическая установка были в те времена внове и оказались неприемлемыми для многих людей, живших на рубеже старой и новой эры. А в результате пророков нередко побивали каменьями:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые учения:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
(М.Ю. Лермонтов. Пророк.)
… И не только побивали каменьями, но и распинали – помните: «Распни его, распни!» злобствовала толпа в отношении пророка Иисуса Христа, который пришел в этот мир, чтобы сообщить людям Новый Завет, как им следует жить и любить друг друга. Но не хотели они менять свои установки, свои стереотипы поведения, потому что ближе им был разбойник Варавва, ибо, как сказал Иисус Христос, «истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк 4,24).
Преследовали пророков и в России. Вот история российского пророка преподобного монаха Авеля:
(6) «Авель предсказал дату кончины императрицы: «Ус¬лышав год и день своей смерти, Екатерина II была в истерике». По личному повелению государыни мо¬наха заключили в Шлиссельбургскую крепость.» И только «после смерти императрицы в предсказанный срок (5 ноября 1796 года) пророка выпустили через месяц и пять дней, а всего он пробыл тогда в заключении десять месяцев и десять дней.» (3-313).
Но когда он предсказал (в 1802 году) вторжение французов в Москву, его снова посадили в тюрьму и выпустили только в конце 1812 года с запретом на прорицание. Вот уж истинно: никакой пророк не принимается в своем отечестве (см. рис. №1).
Рис. 1. Монах Авель – великий русский прозорливец, закончил земную жизнь в тесной арестантской камере. Ибо нет пророка в своём отечестве. (По: И. Винокуров. Парапсихология. М., 1999, с. 316)
Другие же пророки, учитывая такой печальный опыт, старались свои послания сообщать таким образом, чтобы только люди будущего или с высоким интеллектом могли понять, что же сообщает им этот пророк. Самый яркий пример подобного – книга предсказаний Нострадамуса (см. рис. №2) «Центурии», впервые опубликованная в 1555 году.
Рис.2 Нострадамус (По С. Гордон. Энциклопедия паранормальных явлений. М., 1999. С.299
История знает множество и других пророков, чьи предвидения носили менее масштабный характер, и где уже не указывалось, что они вещают от имени Бога. Таких пророков принято называть провидцами. К ним можно было бы отнести, например, Вангу, и ряд других, которые менее известны широкой публике, но которые известны специалистам парапсихологам.
Важный вопрос: насколько можно доверять пророкам? Отчасти, уважаемый мой читатель, Вы можете его решить и сейчас, если обратитесь к началу этого раздела, к пророчеству Лермонтова в отношении будущего России. Ведь как же было трудно нашим школьным учителям (в советское время) комментировать нам, советским школьникам, это произведение; а ведь мы его «проходили», и - не видели пророчества. А теперь посмотрите, как это пророчество поэта совпадает и с другим – пророчеством упомянутого нами пророка Авеля, который предсказывал в приведенном ниже отрывке не только судьбу монарха, но и монархии, России:
(7) «Ha престол вступил Павел I. По его высочайше¬му повелению уже 13 декабря 1796 года Авеля, о про¬зорливости которого давно шла широкая молва, дос¬тавили для беседы с самодержцем российским. И разговор тот был весьма примечательным. Вот неко¬торые фрагменты из него.
«— Честной отец, — промолвил император, — о тебе говорят, да я и сам вижу, что на тебе явно по¬чиет благодать Божия. Что скажешь ты о моем царствовании и судьбе моей? Что зришь ты прозорливыми очами о роде моем во мгле веков и о Державе Российской? Назови поименно преемников моих на престоле Российском, предреки и их судьбу.
— Эх, Батюшка-Царь! — покачал головой Авель. — Почто себе печаль предречь меня понуждаешь?
— Говори! Все говори! Ничего не утаивай! Я не боюсь, и ты не бойся.
— Коротко будет царствование твое, и вижу я, грешный, лютый конец твой. На Софрония Иеруса¬лимского от неверных слуг мученскую кончину приемлешь, в опочивальне своей удушен будешь злодея¬ми, коих греешь ты на царственной груди своей. В Страстную субботу погребут тебя... Ни цари, ни наро¬ды не могут менять волю Божию... О судьбе же Держа¬вы Российской было в молитве откровение мне о трех лютых игах: татарском, польском и грядущем еще — безбожном (жидовском).
— Что? Святая Русь под игом безбожным? Не быть сему во веки! - гневно нахмурился император Павел Первый. — Пустое болтаешь, черноризец.
— А где татары, Ваше императорское Величество? Где поляки? И с игом жидовским то же будет. О том не печалься, Батюшка-Царь: христоубийцы понесут свое... Велика будет потом Россия, сбросив иго без¬божное... Великая судьба предназначена ей» («Житие преподобного Авеля прорицателя»).
Предсказание, сделанное прозорливцем лично Павлу I, полностью сбылось: в ночь на 12 марта 1801 го¬да заговорщики во главе с особо доверенным лицом императора, а втайне его самым заклятым врагом графом Паленом задушили царя. Даже похороны, как и было предсказано, пришлись на страстную субботу 24 марта.» (3-313).
Как представляется, и этих двух пророчеств (Лермонтова и Авеля) – сбывшихся пророчеств! - было бы достаточно, чтобы позитивно решить вопрос о доверии к подобной предвидческой пси-информации. Но о доверии речь впереди. А мы продолжим о других близких к термину «предвидение» понятиях.
2.3.2. ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ
(8) «Известие о кончине императора Александра Павловича и о происходивших вследствие оной колебаний по вопросу о престолонаследии дошло до Михайловского около 10 де¬кабря. Пушкину давно хотелось увидаться с его петербург¬скими приятелями. Рассчитывая, что при таких важных обстоятельствах не обратят строгого внимания на его непослушание, он решился отправиться туда; но как быть? В гостинице остановиться нельзя — потребуют паспорта; у великосветских друзей тоже опасно — огла¬сится тайный приезд ссыльного. Он положил заехать сперва на квартиру к Рылееву, который вел жизнь не светскую, и от него запастись сведениями. Итак, Пушкин приказывает готовить повозку, а слуге собираться с ним в Питер; сам же едет проститься с тригорскими соседками. Но вот, на пути в Тригорское, заяц перебегает через до¬рогу; на возвратном пути из Тригорского в Михайловское — еще заяц! Пушкин в досаде приезжает домой; ему докладывают, что слуга, назначенный с ним ехать, заболел вдруг белою горячкой. Распоряжение поручается другому. Наконец повозка заложена, трогаются от подъ¬езда. Глядь — в воротах встречается священник, который шел проститься с отъезжающим барином. Всех этих встреч — не под силу суеверному Пушкину; он возвра¬щается от ворот домой и остается у себя в деревне. «А вот каковы бы были последствия моей поездки,— прибавлял Пушкин.— Я рассчитывал приехать в Петербург поздно вечером, чтоб не огласился слишком скоро мой приезд, и, следовательно, попал бы к Рылееву прямо на совеща¬ние 13 декабря. Меня приняли бы с восторгом; вероят¬но, я забыл бы о Вейсгаупте, попал бы с прочими на Сенатскую площадь и не сидел бы теперь с вами, мои милые!» Об этом же обстоятельстве передает Мицкевич в своих лекциях о славянской литературе, и вероятно, со слов Пушкина, с которым он часто видался (Pisma Adama Mtckiewicza, изд. 18С.О, IX, 293).» (13-2-7).
Из этой, широко известной истории об отмене поездки Пушкина на встречу с будущими декабристами для нас представляет интерес два момента: заяц перебежал дорогу и встретился священник – на Руси это рассматривают как предзнаменования недоброго. Как следует понимать это явление – предзнаменование?
В принципе предзнаменование – это любое явление, событие, объект, появление которого – как замечено в народе – таинственным образом связано с последующими добрыми или недобрыми явлениями; не случайно говорят: «это нехорошее предзнаменование» или «это доброе предзнаменование». Например, если споткнулся – то это недоброе предзнаменование («не к добру»), если кошка «охотно» вошла в новый дом – предзнаменование благополучия в нем, и т.п.
В Древнем Риме были даже специальные люди – авгуры, которые занимались интерпретацией различных предзнаменований (главным образом по наблюдению за поведением птиц: «Я слышал кукушку во время поста и понял, что год будет для меня неудачным»).
2.3.3. ПРЕДЧУВСТВИЕ
Буквально термин «предчувствие» означает «чувствование будущего»; по принятой нами классификации данный термин означает одновременно и способ получения информации из будущего о будущем, и результат этого способа – собственно информацию о будущем.
В обычной жизни этот термин предчувствие обычно употребляется в таком сочетании: «У меня нехорошее предчувствие, я сегодня видел сон…». А вот и пример на подобного рода предчувствия:
7. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИ-ФЕНОМЕНА ПРЕДВИДЕНИЯ
7.1. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПРЕДВИДЕНИЯ
7.1.1. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ ПСИ-ФЕНОМЕНАМИ
Дорогой мой читатель, продолжить чтение можно, написав об этом автору - профессору Панасюку Александру Юрьевичу - на 08-11-40pau@mail.ru Ключевые слова: #предвидение, #экстрасенсорное_предвидение, #способность_к_предвидению, #предзнаменование, #предчувствие, #предсказание, #предугадывание, #классификация_предвидений, #пси_информация, #распространенность_предвидения, #достоверность_пси_феномена_предвидения, #подсознание, #бессознательное, #Внемировое_информационное_поле, #интуиция, #эзотерика_человека, #Парапсихология, #Эзотерическая_психология, #парапсихические_явления, #проф_А_Панасюк, #парапсихологические_научные_исследования, #пси_феномен, #таинственные_явления, #телепатия, #ясновидение, #психометрия, #сознание.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев