ЧЕРТЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
Содержание государственных услуг многообразно – медицинские, образовательные, культурные, информационные, консультационные, банковские и другие.
По функциональному назначению государственные услуги, оказываемые услугополучателям, разделяются на материальные и социально-культурные. Материальные услуги есть удовлетворение материально-бытовых потребностей получателя, социально-культурные – интеллектуальных потребностей, поддержание нормальной жизнедеятельности получателя.
При определении государственной услуги важным оказалось решение вопроса о составе ее потенциальных потребителей.
Важным фактором развития сферы государственных услуг является качество предоставления услуг органами исполнительной власти РФ. Данный подход основан на том, что отношение населения к государству и власти формируется в первую очередь исходя из того, насколько успешным и комфортным было общение с чиновниками в той или иной бытовой ситуации, насколько предоставленная услуга отвечала ожиданиям.
После вступления в силу Федерального Закона № 83-ФЗ в России осуществляют деятельность три типа государственных учреждений – бюджетные, автономные и казенные. Финансирование основных видов деятельности бюджетных и автономных учреждений. Повышение самостоятельности при принятии решений создаст стимулы для повышения качества и эффективности оказания учреждениями государственных услуг и выполнения работ.
Создание механизмов повышения заинтересованности учреждений в повышении эффективности своей работы, улучшении качества услуг и работ – весомый "актив" Федерального Закона № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Естественным элементом реформирования сети учреждений должно быть развитие системы управления качеством государственных услуг и работ.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Сфера действия Закона распространяется на государственные и муниципальные услуги, предоставляемые в рамках реализации государственных и муниципальных функций по запросам заявителей. Услуги, предоставляемые по запросам, подлежат включению в реестры государственных и муниципальных услуг, органы государственной власти и местного порядка обязаны разработать и утвердить административные регламенты предоставления услуг, составной частью которых являются стандарты предоставления услуг.
Статья 14 Закона № 210-ФЗ содержит перечень требований к содержанию стандартов предоставления услуг. Данные требования разработаны специально для формализации процедур предоставления услуг по запросам.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ РФ
Известно, что налоговые органы оказывают государственные услуги налогоплательщикам и организуют работу с ними на основе "Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщика, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и неналоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" (далее Административный регламент). Данный Административный регламент был утвержден Приказом Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N° 99-н.
Перечень государственных услуг ФНС РФ и других налоговых органов довольно широк и постоянно пополняется. В настоящее время существуют налоговые инспекции онлайн на сайте налог.ру. В целях повышения уровня предоставляемых государственных услуг, Федеральная налоговая служба предлагает через Интернет заполнять налоговые платежные поручения, оформлять заявки на получение ИНН, узнавать о пенсионных отчислениях и долгах по налогам. Чтобы воспользоваться этими возможностями, нужно зайти на сайт налог.ру раздел "Электронные услуги".
На официальном сайте налоговой службы РФ налог.ру доступны следующие услуги и сервисы физическим лицам и организациям:
- Поиск адреса ближайшей налоговой инспекции, который позволяет н
налогоплательщику по своему адресу узнать номер и платежные реквизиты своей налоговой инспекции.
- Заполнить платежное поручение – позволяет подготовить платежное поручение на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в электронном виде;
- Узнай свой ИНН – позволяет узнать свой ИНН физическому и юридическому лицу;
- Обратиться в ФНС России"– является дополнительным средством для обращений физических и юридических лиц в Федеральную налоговую службу;
- Узнай свою задолженность" – сервис предоставляет пользователям возможность осуществлять поиск информации о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц (только для физических лиц, граждан РФ) и распечатать платежный документ (извещение) по форме № ПД (налог);
- Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" – предоставляет пользователям возможность осуществлять поиск информации и получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед Родиной, о суммах начисленных и уплаченных налогах, об объектах движимого и недвижимого имущества, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налогов, оплачивать налоговую задолженность, обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.
С сентября 2011 года ФНС запустила "Личный кабинет налогоплательщика-2", который позволяет:
- получать единое налоговое уведомление об уплате транспортного, земельного, имущественного налога в электронном виде;
- самостоятельно формировать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей;
- оплатить транспортный, земельный, имущественный налоги;
- обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.
Статьей 112 Налогового кодекса РФ законодательно закрепляется понятие и порядок использования личного кабинета налогоплательщика.
Интернет-сервис является открытым, общедоступным и предназначен для использования в банках в целях получения актуальной информации о наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке.
1 апреля 2011 года ФНС России опубликовала на своем сайте проект приказа, который устанавливает порядок направления электронных документов при государственной регистрации организаций и ИП.
Первым шагом в этой процедуре является заверение документов электронной цифровой подписью (ЭЦП) в одном из удостоверяющих центров, указанных на сайте ФНС. Процесс заверения документов ЭЦП таков: все документы должны быть отсканированы в соответствии с техническими требованиями ФНС к формату, размеру и расширению файла. Заявления заверяются ЭЦП нотариуса.
Файлы отправляются заявителем либо нотариусом в налоговую инспекцию через сайты
nalog.ru и
gosuslugi.ru. После отправки заявитель сразу увидит уникальный номер, по которому сможет отслеживать процесс регистрации на сайте. На адрес своей электронной почты в течение двух дней заявитель должен получить от налогового органа расписку в получении электронных документов в электронном виде и файл с ЭЦП уполномоченного лица регистрирующего органа. К сожалению, внедрение новых технологий у нас в стране традиционно проходит тяжело. Кроме нового способа подачи документов тому, кто пожелает воспользоваться таким сервисом нужно будет изучить порядок заполнения новых форм, которые примут для этой процедуры. Кроме того, 90 уполномоченных центров – для такой большой страны, как Россия – это мало. Скорее всего, в маленьких городах такое электронное нововведение среди налогоплательщиков не приживется. Полагаю, что предпринимателю в ближайшие годы по-прежнему будет проще и дешевле самому сходить в налоговую инспекцию.
В соответствии с нормами действующего законодательства часть функций налоговых органов перенаправлены в Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) – это организации, созданные для централизованного предоставления услуг по принципу "одного окна". С 2011 года организовано представление отдельных государственных услуг налоговых органов в МФЦ и их отделениях и филиалах по всей Российской Федерации, что повышает доступность получения услуг налогоплательщиками, проживающими на территориях, отдаленных от местонахождения территориальных органов ФНС России.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 в МФЦ предоставляются следующие услуги ФНС России:
- Услуга "Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств". Информацию об оказании данной услуги в Вашем МФЦ необходимо уточнить на сайте МФЦ.
- Услуга "Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц"
- Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц"
- Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (в части предоставления по запросам физических и юридических лиц выписок из указанного реестра, за исключением сведений, содержащих налоговую тайну)"
- Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (в части предоставления по запросам физических и юридических лиц выписок из указанных реестров, за исключением выписок, содержащих сведения ограниченного доступа)"
- Услуга "Прием запроса о предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов"
- Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре".
Изучив особенности предоставления государственных услуг налоговыми органами, можно констатировать тот факт, что в настоящее время у ФНС РФ отсутствуют стимулы к повышению качества предоставления государственных услуг, что вызвано, в первую очередь, слабым контролем за качеством и поверхностным отношением к жалобам со стороны заявителей.
Повышение качества обслуживания и доступности государственных услуг, оказываемых налоговыми органами является приоритетной задачей управления. С улучшением качества услуг значительно вырастет лояльность населения как к налоговым органам, так и к органам исполнительной власти в целом.
Повышение прозрачности процедур предоставления услуг налоговыми органами позволит динамично развиваться ряду сопутствующих экономических элементов.
В целом в сфере предоставления государственных услуг налоговыми органами необходимо повышение эффективности исполнения контрольно-надзорных полномочий на основе новых административных регламентов.
В числе актуальных проблем в сфере предоставления государственных услуг путем использования электронного правительства является недостаточная компетентность сотрудников.
Изучив особенности работы налоговых органов можно отметить, что налицо противоречие между прогрессивно формирующимися, декларируемыми в официальных документах гарантиями доступа граждан к информации и создания Интернет-ресурсов органов власти всех уровней – с одной стороны, и отсутствием реального механизма обеспечения реализации этих гарантий – с другой, вызывающее резко негативную оценку населением собственных информационных прав и свобод.
Очевидно, что отсутствие у большинства граждан возможностей реализовать своё конституционное право искать и получать информацию, необходимую им в повседневной жизни, существенно сдерживает их общественную активность и позволяет недобросовестным деятелям создавать антиобщественные настроения.
Кроме всего вышесказанного необходимо подчеркнуть, что борьба с коррупцией в налоговых органах действует не достаточно эффективно, об этом можно судить по большому количеству жалоб от потребителей государственных услуг. Коррупция процветает в сфере осуществления налоговых проверок по налогу на прибыль.
Правительство принимает меры для ее сокращения, в частности, приказ Федеральной налоговой службы об утверждении программы противодействия коррупции в налоговых органах от 19.01.2010 раскрывает основные мероприятия по борьбе с взяточничеством. Данный документ направлен на формирование системы противодействия коррупции и ее внедрению в налоговые органы.
Эти меры, направленные на снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг налоговыми органами, укрепление доверия граждан к налоговым органам, имеют определенные результаты, однако они не являются достаточными, в связи с чем также нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Подробнее:
http://ekrost.ru/poster/uslugi-nalogovii-organ.html
https://www.nalog.ru/rn55/ifns/imns55_02/#t3
#СпрашивалиОтвечаем #получениегосуслуг
Нет комментариев