Начало профориентации нередко относят к 1908 г.- к моменту
открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно
другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой
древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого
общества. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем
появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на профессии.
Тема профессионального самоопределения была всегда
актуальной. Пристальное внимание к этой проблеме отмечается еще в незапамятные
времена, когда появляется «разделение труда». Н.С. Пряжников указывает на
невозможность дальнейшего развития общества без специального внимания к
проблеме профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение - это определение человеком
себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком)
критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма
просто принадлежность к профессии или получение специального образования,
соответственно и себя оценивает с этих позиций. Другой человек полагает, что критерием
профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию,
обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой
более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
Профессиональное самоопределение - не только выбор
конкретной профессии, но и выбор всей жизни. Человек часто выбирает не только
данную профессию, но нечто более важное, то, что данная профессия дает ему для
более полного ощущения своей жизни.
Работа играет важную роль в жизни каждого человека и
оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Удачно выбранная
профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе,
сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и
усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения
профессией влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для
человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Человек является саморегулирующейся, динамической системой,
и это означает, что субъект постоянно развивается, изменяется, приобретает
новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему
достаточно широкие возможности профессионального самоопределения.
Тема профессионального самоопределения была всегда
актуальной. Пристальное внимание к этой проблеме отмечается еще в незапамятные
времена, когда появляется «разделение труда». Н.С. Пряжников указывает на
невозможность дальнейшего развития общества без специального внимания к проблеме
профессионального самоопределения.
Разные исследователи рассматривают понятие профессионального
самоопределения по-разному.
Например, Р.С. Немов профессиональное самоопределение
обозначает как сознательный выбор человеком профессии для себя [1, с.200]. Сходной
точки зрения придерживается И.М. Кондаков, он говорит о профессиональном выборе
как отдельном этапе профессионального развития, проходимого индивидом после
окончания общеобразовательного обучения и перед собственно профессиональным
обучением [2, с.282].
В.Б. Шапарь придерживается иной точки зрения. Он полагает,
что профессиональное самоопределение - это процесс, охватывающий весь период
профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных
намерений до выхода из трудовой деятельности [3, с.395].
Оба подхода объединяет определение, данное В.Н. Дружининым.
Профессиональное самоопределение - выбор профессии на основании анализа, оценки
внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии
и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда [4, с.421]. В
педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается
как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной
деятельности и способ его реализации через согласование личностных и
социально-профессиональных потребностей. Оно является частью жизненного
самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную
группу, выбора образа жизни, профессии [5, с.224].
Интересна позиция Э.Ф. Зеера, согласно которой
профессиональное самоопределение - есть самостоятельное и осознанное
согласование профессионально-психологических возможностей человека с
содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла
выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации [6,
c.13].
Н.С. Пряжников рассматривает сущность профессионального
самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой,
осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла
в самом процессе самоопределения [7, c.10]. При этом сразу обнаруживается
парадокс самоопределения: найденный смысл тут же обесценивает жизнь. Поэтому
важен именно процесс поиска смысла, где отдельные смыслы - это лишь
промежуточные этапы процесса.
В.А. Поляков выделяет две главные цели при построении
«успешной» карьеры: добиться высокого положения в обществе и высокого дохода.
Элитарные ориентации в профессиональном самоопределении предполагают не только
престиж ивысокий заработок
Пройдите Genetic-test и узнайте какая профессия подходит именно вам. Вопросы по телефону 89069835004
, но и творческое построение своей жизни, ориентацию на
высшие человеческие идеалы и ценности [8, c.331].
По мнению Н.В. Самоукиной, выбор профессии - это процесс
принятия молодым человеком решения относительно получения социально значимого
результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника
общественного труда. Профессиональное самоопределение может совпадать с выбором
профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими
интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не
совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, если
молодой человек «выбирает» профессию случайно, например, по фактору близости
работы к месту жительства, общественной моды на данную профессию, по знакомству
и прочее [9, c.51].
Профессиональное самоопределение может быть описано в виде
длительного процесса развития отношений человека к своей будущей профессии и к
самому себе как субъекту профессиональной деятельности или профессионалу.
Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс
поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям.
Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по
самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и
ценностных ориентаций; действия по пониманию степени соответствия собственных
особенностей требованиям выбираемой профессии; действия по саморазвитию у себя
способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки.
Следовательно, содержанием активного самоопределения выступают процессы
самопознания, самооценивания и саморазвития.
Об активном профессиональном самоопределении можно говорить
тогда, когда в деятельности человека преобладает достижение поставленных целей,
а условия социальной и профессиональной ситуации преобразуются и учитываются в
соответствии с поставленными целями [10, с.114].
Выбор профессии - это во многом выбор между стратегией
адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией
высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность
решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде,
- с другой [11, с.37]. Поэтому профессиональное развитие на разных этапах
жизнедеятельности человека является то результатом, то средством развития
личности.
Н.С. Пряжников выделяет следующие типы профессионального
самоопределения: 1) самоопределение в конкретных трудовых функциях, операциях,
когда человек существенно ограничен рамками своей деятельности, но здесь
возможны настоящее мастерство и нахождение определенных смыслов труда; 2)
самоопределение в рамках определенного трудового процесса, где возможности
самореализации несколько расширяются. Однако рамки деятельности еще
недостаточны для более полноценного само проявления и саморазвития; 3)
самоопределение в рамках специальности, которая позволяет человеку выбирать не
только конкретные места работы, но и различные организации при сохранении своей
основной специальности; 4) самоопределение в профессии позволяет человеку
маневрировать в рамках смежных специальностей [12, с.83].
Профессиональное самоопределение также тесным образом связано
с понятием: «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная
система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных
за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс
социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических
задач по формированию у школьников профессионального самоопределения,
соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам
общества в кадрах высокой квалификации) [13, c.19].
Профориентация, являясь целостной системой, состоит из
взаимосвязанных подсистем, объединенных общностью целей, задач и единством
функций.
Организационно-функциональная подсистема - деятельность
различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к
сознательном выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные
обязанности на основе принципа координации.
Логико-содержательная подсистема - профессиональное
просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально
приближенных к профессиональным; профессиональная консультация,
профессиональный подбор, социально - профессиональная адаптация.
Личностная подсистема - личность учащихся рассматривается в
качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее
характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности,
самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности;
направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений,
интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и
ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием
самосознания; представлением осебе, своих способностях, особенностях характера
[14].
Таким образом, профессиональное самоопределение тесно
связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс
формирования личностью системы своих основополагающих отношений к
профессионально-трудовойсреде, развития и самореализации духовных и физических
возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов,
реалистического образа себя как профессионала.
Предпосылки профессионального самоопределения:
Профессиональное самоопределение с позиции принципов
детерминизма и деятельности. Профессиональное самоопределение - существенная
сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей
проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ
двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая
система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении
вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя
целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы,
искусства на мотивы выбора профессии. [15, с. 60]. Такая совокупность средств
профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального
просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса
и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении
трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации
несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности,
из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.
Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по
себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого
удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не
обнаружен…» [16, с. 26].
Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы
профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности.
Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие
психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия
на личность [17, с. 51].
В процессе постоянной связи с внешним миром человек
выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое
проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы
соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане
анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и
противопоставленности внутреннего и внешнего. [18, с. 172]
Процесс профессионального самоопределения обусловлен
возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с
факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее
компонент.
1.2 Особенность профессионального самоопределения подростков
Формирование профессионального самоопределения начинается
уже в дошкольном возрасте, проявляясь в избирательном интересе к
сюжетно-ролевым играм, в младшем школьном - в учебно-познавательном интересе, в
подростковом - в склонностях и способностях к учебным предметам, а в возрасте
ранней юности профессиональное самоопределение приобретает наибольшую
значимость и становится одним из центральных психологических новообразований.
По мере того как человек приобретает жизненный опыт,
происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её
переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое
сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющие мотивы
его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.
«Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший
подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую
жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий
период срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы кем быть
(профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное
самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё
будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей»
[24, с.322].
По мнению Н.С. Пряжникова, у старшеклассников постепенно
формируется готовность к самоанализу основных склонностей и способностей, что
может стать основой для готовности к подлинному самоопределению. «Одновременно
все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты
построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без
обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного
самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно
ценностно-нравственные ориентации составляют «ядро» самоопределяющейся
личности. В старших и выпускных классах основной акцент переносится на
конкретный выбор» [25, с.33].
«То, насколько престижной окажется выбранная профессия или
ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.
Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может
быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом» [24, с.322].
В этом возрасте осознаётся временная перспектива,
развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности.
Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте тесно
связана с выработкой мировоззрения, системой ясных устойчивых убеждений. В
старших классах происходит их окончательное становление.
Самосознание проходит совершенно особенный этап в старшем
подростковом возрасте. И.С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим
настоящим «Я» в подростковом и юношеском возрасте, практически одинаково, то в
15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «Я» [26, с.71-72].
Ещё один момент, связанный с самоопределением в данном
возрасте, - изменение учебной мотивации. Как считает А.В. Петровский, именно в
старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению [24,
с.327].
Итак, решая вопросы профессионального самоопределения,
выбора жизненного пути, старшеклассник исходит из формирующихся у него основных
жизненных позиций, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций. При этом он
«примеряет» эти убеждения к своей будущей жизни и глубже осознает их. Таким
образом, в старшем школьном возрасте становление мировоззрения, личностного и
профессионального самоопределения осуществляется в тесной взаимосвязи.
Личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем
подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов
самоопределения (социального и профессионального).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев