Желая придерживаться максимально естественного маршрута, можно предложить начать посещение с отдела, расположенного в Епархиальном музее Кремоны, поскольку именно здесь, пусть и вкратце, исследуется гумус, на котором выросло искусство Малоссо. Он учился в мастерской Бернардино Кампи, который впоследствии стал его тестем, как уже упоминалось выше. На открытии выставки эти два художника представлены рядом, в одном жанре — портретной живописи, которая не сразу ассоциируется с Малоссо, однако кремонский художник даже в этом направлении своей карьеры, менее популярном, чем другие, смог добиться чрезвычайно интересных результатов. Качество его портретов не дотягивает до уровня его учителя ( Портрет джентльмена с собакой Кампи, работа из частной коллекции, — это элегантный, очень красивый портрет, почти в стиле Морони, если бы не тот факт, что по сравнению с портретами Морони эта работа выглядит более пресной и сдержанной): портреты Малоссо более материальны, более плотные и схематичные, и сравнение с таким успешным профессиональным портретистом, как Бернардино Кампи, не может не говорить в пользу последнего. Портреты Малоссо, однако, также позволяют оценить себя по достоинству: сосредоточенность аптекаря (возможно, предполагает Раффаэлла Полтроньери, это Сифас Ангуиссола, двоюродный брат Софонисбы: это также интересная работа для изучения отношений Малоссо в кремонской среде 1680-х годов, когда художнику было чуть за двадцать) и суровое выражение августинца (возможно, Теодосио Бурлы), последний, вероятно, лучший портрет Малоссо, наводят на мысль, что у него тоже были свои таланты. некоторое знакомство с этим жанром, хотя было бы трудно считать его портретистом.
Лучшие работы Малоссо были созданы в сфере сакрального искусства, где, как почти сто лет назад отметил Адольфо Вентури, «он пошёл по пути, противоположному пути его холодного и спокойного учителя, с самого начала стремясь к зрелищным эффектам, буйству композиционных линий, акценту на жестах». Сравнение с Антонио Кампи (который не был родственником Бернардино, но, тем не менее, был одним из самых важных художников Кремоны середины шестнадцатого века), представленным на выставке с Священной фамильей Святой Лючии, никогда ранее не выставлявшейся (это своего рода промежуточный этюд для аналогичного алтаря, который сейчас находится в музее Ринглинга в Сарасоте, Флорида), показывает, что Малоссо с самого начала искал оригинальный путь, пытался создать альтернативу сдержанной манере своих мастеров, его ссылкам: это можно увидеть на панно с Тайнами розария это в древние времена сопровождало Мадонна Розария , написанная 30-летним Малоссо для церкви Санти Джованни Баттиста э Бьяджио в Романенго (панно, представленные на выставке, являются работами, выполненными при широком участии мастерской, но подход Малоссо очевиден и особенно заметен в "Благовещении", самом интересном из представленных панно, на котором уже видны характерные черты фигуры художника), но особенно это заметно в самой важной из работ, выставленных в Епархиальном музее, - "Дева во Славе, ходатайствующая за воина". Кремона со святыми Омобоно и Имерио, работа из музея Ала Понцоне в Кремоне, на которой город изображен с атрибутами богини Минервы, когда она преподносится Мадонне двумя святыми-покровителями. Итак, вот они, эти отличительные черты: пушистые облака, которые, кажется, можно почти осязать, металлические складки, закрученная композиция, радужные переливы, утончённость фигур в духе Корреджо, пейзажные зарисовки в нордическом стиле, приглушённая, светлая цветовая гамма. Очевидны отсылки, над которыми, должно быть, размышлял Малоссо: Бернардино Гатти и Камилло Боккаччино, по-видимому, были его непосредственными предшественниками, хотя он и переработал их работы, сгладив наиболее резкие моменты, чтобы угодить вкусам широкой клиентуры, которая требовала не слишком сложных изображений, наполненных драматической силой, особенно заметной на позднем этапе его карьеры, — силой, которая уже была способна вывести кремонскую живопись в новое столетие. Об этой силе свидетельствует прежде всего лист, который приводится в конце маршрута вместе с рисунками некоторых его коллег, чтобы показать сходства и различия: Плач над мертвым Христом из частной коллекции, этюд для ныне утраченного алтаря, который художник написал для оратории Санта-Мария-Сегрета в Кремоне в 1601 году: рисунок позволяет нам оценить не только силу эмоционального напряжения, которое художник в конце своей карьеры смог запечатлеть в своих композициях, но и оригинальность изобретений “живописца, которого, также благодаря этим результатам, можно определить, по словам куратора Стефано Маккони, как единственного кремонского художника, ”способного развивать язык". независимо от простого возобновления моделей Campesque ".
Нет комментариев