Рисунок 5:
1. Гиоид шилоклювого дятла(Colaptes auratus) (взрослая особь)
2. Гиоид шилоклювого дятла(Colaptes auratus) (недавно выклюнувшийся)
3. Гиоид красношапочного дятла-сосуна (Sphyrapicus varius nuchalis) (взрослая особь)
Лишь по мере взросления гиоидные рожки у шилоклювого дятла разрастаются до темени, далее вперёд и в носовую полость, где чехол соединяется с носовой перегородкой. Это имеет адаптивный смысл, поскольку молодого шилоклювого дятла кормят его родители, и длинный язык только мешал бы ему.
Генетические изменения, необходимые для такой модификации, весьма невелики. Не требуется никаких новых структур, а лишь более продолжительный период роста для удлинения уже существующих структур. Вероятно, что у предкового вида дятла, который начал искать личинок жуков глубже в древесине, более приспособленными оказывались дятлы с мутациями, приводившими к увеличению размеров рожек гиоида, потому что они могли высовывать свой язык дальше, добираясь до добычи. У некоторых дятлов совсем не было потребности в длинном языке, и потому отбирались гены, которые укорачивали рожки гиоида. Дятел-сосун (2), например, пробивает узкие отверстия в деревьях и затем использует свой короткий язык, чтобы питаться соком, вытекающим на поверхность ствола (и насекомыми, которые прилипают к нему).
У разных видов дятлов встречается много других интересных приспособлений. У некоторых видов, например, есть видоизменённые сочленения между некоторыми костями в черепе и верхней челюсти, а также мускулы, которые сокращаются, чтобы амортизировать удары при долблении дерева. Сильная шея и мускулы хвостовых перьев, а также долотообразный клюв – это другие приспособления для долбления, которые наблюдаются у некоторых видов. Те же самые креационистские источники, которые предоставляют неточную информацию о языке, часто утверждают, что значительное количество приспособлений, находимых у дятлов, является аргументом против эволюции. Они заявляют, что все эти приспособления должны были бы возникнуть «в одно и то же время», иначе же все они были бы бесполезными. Конечно, такого рода аргумент игнорирует тот факт, что многие виды ныне живущих дятлов не обладают такими приспособлениями, или обладают ими не в полной мере.
Шилоклювый дятел, например, использует свой длинный язык главным образом для того, чтобы схватывать добычу на земле или из-под отставшей коры. У него немного приспособлений для амортизации ударов, и он предпочитает питаться на земле или отламывать кусочки гнилой древесины и коры; это особенность поведения, наблюдаемая у птицах, не относящихся к семейству дятлов. «Последовательная цепочка» на основании строения черепа, от мало- до высокоспециализированного для долбления древесины наблюдается у различных родов (групп родственных видов) ныне живущих дятлов. В своём классическом труде «Птицы Америки» Джон Джеймс Одюбон описывает небольшие степени различия в длине рожек гиоида, имеющиеся у различных видов современных дятлов.
Вертишейки и дятелки, члены семейства дятлов, которые похожи на нечто вроде помесей между певчими птицами и дятлами, обладают многими приспособлениями, похожими на те, что есть у дятлов, например, длинными языками. Однако у них нет жёстких хвостовых перьев и некоторых других черт специализации к долблению древесины. Считается, что они похожи на предковые формы нынешних специализированных дятлов.
Нет комментариев